Сущность предпринимательства (по Шумпетеру и Кирцнеру).




Основы современного понимания предпринимательства были заложены великим австро-американским ученым Йозефом Шумпетером в книге «Теория экономического развития» (1912 г.). По его мнению, функциональная сущность предпринимателя проявляется в определении и использовании новой комбинации факторов производства, т.е. реализации нововведений: быть предпринимателем - значит делать не то, что делают другие

Новой комбинацией Шумпетер называет:

1) создание нового, еще незнакомого потребителю материала нового блага или прежнего блага, но с новыми качествами;

2) сведение нового, еще не применявшегося в данной отрасли способа производства;

3) завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;

4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;

5) введение новой организации бизнеса.

Й, Шумпетер показал, что главным и предпринимательстве является инновационная деятельность в самом широком значении слова, в то время как право собственности того или иного лица на фирму— не столь существенный признак предпринимательства. Предпринимателем может быть любой человек, способный к творчеству риску ради достижения коммерческого успеха: директор, администратор, учредитель или менеджер.

С точки зрения Й, Шумпетера, предприниматели представляют собой особый тип людей и их деятельность, в определенном смысле, является проблемой для общества. Предприниматели выполняют функцию создания чего-то нового, непривычного, неиспытанного, а это противоречит общепринятым нормам и правилам. Поэтому возникает значительное противодействие социальной среды любым попыткам предпринимателя привнести какое-либо новшество. Осуществляя борьбу с консервативной средой, проводя реализацию нововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится «созидающим разрушителем» — постоянно ломает устоявшийся ход вещей ради создания нового.

Й. Шумпетер выделяет три целевых мотива в деятельности предпринимателя:

1) потребность во власти и влиянии - мечта и воля предпринимателя организовать свое дело, а может быть, и основать династию. Создание собственной империи порождает чувство власти.

2) воля к победе, стремление к успеху - желание борьбы не только с соперником, но и с самим собой ради достижения успеха; стремление подняться вверх по социальной лестнице. Критерием успешной деятельности предпринимателя выступает прибыль

3) радость творчества - самостоятельное ведение дел рождает радость творчества. Радость творчества способна одухотворить человека, делать его жизнь счастливой и полноценной, позволяет наслаждаться работой, получать удовольствие от совершаемых дел.

Дальнейшее развитие современных взглядов на предпринимательство связано с работами представителя неоавстрийской школы Израэля М. Кирцнера (р, 1930 г)

Особенность кирцнеровского предпринимателя проявляется в его исключительной способности воспринимать и находить благоприятные возможности получения прибыли. Благодаря своей «бдительности» — умению распознать необходимую сферу приложения сил — предприниматель создает такое сочетание видов деятельности, которое невозможно осуществить без его участия. Бдительность— это лучшее владение информацией, предвидение того, где ресурсы можно купить дешевле, а продукты пролазать по 5олее высокой иене, какие технологии или другие нововведения окажутся наиболее плодотворными, какие активы могут сильнее всего вырасти в иене и т.д. Используя свое исключительное знание, предприниматель получает прибыль для себя.

Легко заметить, что кирцнеровский подход, развивая традиции Шумпетера, заземляет фигуру предпринимателя-новатора и вместе с тем обращает внимание на более широко распространенные формы предпринимательства* Речь идет уже не только о титанах бизнеса, прокладывающих новые пути, но и о рядовых бизнесменах, вплоть до обычных «спекулянтов». Тех и других объединяет предпринимательская бдительность, умение найти новые (иди лаже старые, но пока недооцененные, недостаточно используемые) возможности прибыльного ведения дел. И разница имеется только а масштабах новаторства.

По существу, кирцнеровский предприниматель превращает в деньги информацию, И даже не столько объективную информацию как таковую, сколько свое умение воссоздать, угадать ее подлинный вид по тем недостаточным и противоречивым намекала, которые дает рынок. Мы уже знакомились с восход я шей к Кирцнеру моделью «чистого предпринимателя», способного вести прибыльный бизнес, даже не имея а своей собственности никаких ресурсов. Ведь если у него есть верные предпринимательские идеи, он, чтобы осуществить свой проект, в принципе всегда может взять инвестиционные ресурсы в долг. А после его успешного завершения выплатить вознаграждение инвесторам и самому остаться с прибылью.

Предприниматель предстает в качестве своеобразной одушевленной причины в механизме рынка. Осуществляя поиск новых методов организации бизнеса или более совершенных технологий, он «сдвигает» кривые издержек. А разрабатывая новые виды товаров или услуг, создавая новые рынки, предприниматель «формирует» иные кривые спроса. Следовательно, предприниматель помогает спросу и предложению прийти к равновесию, является обязательным элементом образования рыночных цен и необходимым условием функционирования рынка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: