Приведем пример игры, разработанной нами для обобщения изученного материала учащимися по теме: “Отношения между животными различных видов” (7 класс).




В разделе «Животные» определите темы, изучение которых будет оптимальным для использования интерактивных технологий. Предложите разработку конспекта (технологической карты) урока с использованием данных технологий.

Скажи мне- и я забуду;

Покажи мне- и я запомню;

Дай сделать- и я пойму.

Китайская притча

Интерактивное обучение - означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

. Прежде всего, интерактивные формы проведения занятий:

- пробуждают у обучающихся интерес к изучаемому предмету;

- развивают самостоятельность у учащихся

- поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

- обращаются к чувствам каждого обучающегося;

- способствуют эффективному усвоению учебного материала;

- оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

- осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

- формируют у обучающихся мнения и отношения;

- формируют жизненные навыки;

- способствуют изменению поведения.

Основные интерактивные формы проведения учебных занятий по биологии:

- творческие задания

- работа в малых группах

- дискуссия

- обучающие игры

- ролевые игры

- изучение и закрепление материала на интерактивной лекции (лекция-беседа, лекция- с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками)

- разработка проектов

- решение ситуационных задач

- дискуссия группы экспертов

- интервью

- инсценировка

- исследовательская деятельность

- обсуждение и разрешение проблем (мозговой штурм, ПОПС-формула, анализ казусов и.т.д.)

- метод - кейсов

- тренинги и др.

Варианты использования методов:

1. Начало урока(стадия вызова актуализация знаний): Хук (притча, игра, «крючок»), «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный), Синквейн («восточный стих»), Обсуждение домашней творческой работы,Кластеры

2. Смысловая часть – подача нового материала (самостоятельное добывание новых знаний, обучение друг друга): «Инсерт», Продвинутая лекция (в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе), Опорный конспект, Кластеры, Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица), Различные формы дискуссий, Игровые методы, Форма группового взаимодействия «большой круг», «Аквариум»

3. Рефлексия – получение обратной связи: Эссе, Мини- сочинение, Глоссарий (составление словаря), Хокку (хайку) – японские 3-х стишия, Юмористический рассказ, Сказка, Незаконченное предложение.

При изучении раздела животные интерактивные методы можно использовать:

- при изучении нового материала (чтобы стимулировать у учащихся позновательный интерес. Можно применить следующие формы: дискуссии, попс-формула, мозговой штурм, метод кейсов и др)

- на уроках обобщения, закрепления полученных знаний и при подведении итогов (т.к. данные уроки самые сложные, потому что требуют синтеза работы как учителя, так и учащихся. Задания к подведению итогов можно составить по разноуровневым вопросам, которые были отработаны в течении всей темы. Можно применить нетрадиционные формы проверки знаний учащихся “Банк знаний”, “Урок-экзамен”, “Один за всех й все за одного”)

 

 

Приведем пример игры, разработанной нами для обобщения изученного материала учащимися по теме: “Отношения между животными различных видов” (7 класс).

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: игра.

Предметные УУД: обобщить и систематизировать знания учащихся о формах отношений между животными (хищничестве, паразитизме, конкуренции, симбиозе), об их биологическом значении в природе.

Метапредметные УУД: продолжать развивать у учащихся мышление, память, речь, умения работать в команде, а так же работать самостоятельно.

Личностные УУД: продолжать формировать у учащихся научное мировоззрение и элементы экологической культуры.

Методы обучения: игра, словесные (беседа), наглядные (демонстрация фотографий, рисунков), практические (самостоятельная работа).

Оборудование: фотографии и рисунки биотических отношений.

Ход урока

1. Организационный момент (2 минуты)

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. Запись отсутствующих в журнале.

2. Обобщение материала (30 минут).

Сообщение цели урока учащимся. Сегодня вы должны вспомнить материал большой темы, который изучали в течение нескольких уроков. Для этого мы поиграем в игру “Биотические взаимоотношения”.

Для того чтобы поиграть в игру “Биотические отношения”, учащиеся должны разделиться на две команды и в каждой команде выбрать капитана. Ученики по очереди достают из мешка бочонки с номерами. Учитель читает текст под выбранным номером, ученик должен узнать, о какой форме отношений между животными, идет речь. Выигрывает та команда, которая даёт наибольшее количество правильных ответов. Если команда не может ответить или отвечает неправильно, право ответа переходит ко второй команде. При отсутствии ответа среди команд учитель отвечает сам.

Вопросы для игры разрабатывались нами в соответствии с учебным материалом представленным в учебнике под редакцией

Вопросы игры:

1. Каким образом могут осуществляться прямые связи между видами?

Ответ: Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой. Например, влияние хищника на жертву.

2. Каким образом осуществляются косвенные связи между видами?

Ответ: Косвенные связи осуществляются через влияние на внешнюю среду или на другие виды. Например, могут складываться в результате конкурентной борьбы в условиях роста численности и плотности популяции за места своих гнездований, пищевые ресурсы.

3. Назовите форму отношений, когда особи одного вида поедают особей другого вида.

Ответ: Если особи одного вида поедают особей другого вида, то такая форма взаимоотношений называется хищничество.

4. Как называется форма отношений, при которой одни организмы уничтожаются другими организмами, например, поедание лисицей зайцев?

Ответ: Форма отношений, при которой одни организмы уничтожаются другими организмами, например, поедание лисицей зайцев называется хищничество.

5. Назовите форму взаимоотношений, при которой синица поедает гусениц.

Ответ: Если синица поедает гусениц, то эта форма отношений хищничество.

6. Назовите форму отношений, при которой норка уничтожает больных и старых ондатр, а на взрослых особей не нападает?

Ответ: Форма взаимоотношений, при которой норка уничтожает больных и старых ондатр, а на взрослых особей не нападает называется хищничество.

7. К каким последствиям может привести полное уничтожение хищников в сообществе.

Ответ: Хищники, истребляя наиболее ослабленных особей, поддерживают состав и численность популяции на оптимальном уровне. В результате взаимосвязи хищник-жертва в природе осуществляется естественный отбор.

8. Может ли хищничество привести к полному истреблению жертвы? Приведите примеры.

Ответ: Хищничество практически никогда не приводит к полному истреблению жертвы. Например, волки ежегодно убивают лишь 25% оленей. Приблизительно такую же величину имеет прирост популяции оленей в результате размножения.

9. Приведите примеры хищничества между организмами нашей местности.

Ответ: Например, растительноядных насекомых поедают хищные насекомые (жуки, муравьи). Волки охотятся на оленей. Поедание лисицей зайцев, синицей – гусениц.

10. Какое биологическое значение в природе имеют отношения между хищником и жертвой?

Ответ: При помощи хищничества поддерживается биологическое равновесие в популяциях.

11. Как называется форма взаимоотношений, когда организмы одного вида используют особей другого вида в качестве среды обитания и источника пищи, причиняя им вред, но не вызывая их немедленной гибели?

Ответ: Форма отношений, когда организмы одного вида используют особей другого вида в качестве среды обитания и источника пищи, причиняя им вред, но не вызывая их немедленной гибели называется паразитизм.

12. Назовите форму межвидовых отношений, при которых одни организмы существуют за счет других, питаясь их кровью, тканями или переваренной пищей. Приведите примеры.

Ответ: Форма межвидовых отношений, при которых одни организмы существуют за счет других, питаясь их кровью, тканями или переваренной пищей называется паразитизм. Например, взаимоотношения между человеком и аскаридой, собакой и блохами, грибом-трутовиком и деревом и др.

13. Как называется организм, в теле которого происходит размножение паразита?

Ответ: Организм, в теле которого, происходит размножение паразита называют основным хозяином.

14. Как называется форма отношений между собакой и клещом, который поселился у собаки на теле?

Ответ: Форма отношений, которая возникает между собакой и клещом называется паразитизм. Клещ внедряется в кожу собаки и питается ее кровью.

15. Назовите форму отношений между человеком и аскаридой, которая поселилась у человека в организме?

Ответ: Форма отношений между человеком и аскаридой называется паразитизм.

16. Приведите примеры паразитизма между организмами.

Ответ: Например, взаимоотношения между блохами и собакой, вшами и человеком, тлей и яблоней и т.д.

17. Назовите форму взаимоотношений, при которой одно животное питается остатками пищи другого и вреда ему не причиняет.

Ответ: Форма взаимоотношений, при которой одно животное питается остатками пищи другого и вреда ему не причиняет называется нахлебничество.

18. Как называется форма взаимоотношений, при которых одно животное прикрепляется к животному другого вида или живёт возле него, передвигается с его помощью и питается остатками его трапезы?

Ответ: Форма биологических взаимоотношений, при которых одно животное прикрепляется к животному другого вида или живёт возле него, передвигается с его помощью и питается остатками его трапезы называется нахлебничество.

19. Назовите форму взаимоотношений, при которой мелкий кольчатый червь питается остатками пищи рака-отшельника?

Ответ: Форма взаимоотношений, при которой мелкий кольчатый червь питается остатками пищи рака-отшельника называется нахлебничество.

20. Назовите форму взаимоотношений, при которой рыба-прилипала плавником-присоской прикрепляется к коже акул и других крупных рыб, и питается остатками пищи крупных рыб.

Ответ: Форма взаимоотношений, при которой рыба-прилипала плавником-присоской прикрепляется к коже акул и других крупных рыб, и питается остатками пищи крупных рыб называется нахлебничество.

21. Как называется форма взаимоотношений, при которой рыбы-лоцманы, следующие за акулами питаются остатками их пищи?

Ответ: Форма взаимоотношений, при которой рыбы-лоцманы, следующие за акулами питаются остатками их пищи называется нахлебничество.

22. Как называется форма биологических взаимоотношений, при которых одно животное использует другое в качестве временного убежища?

Ответ: Если одно животное использует другое в качестве временного убежища, то эта форма взаимоотношений называется квартиранство.

23. Назовите форму взаимоотношений, при которой рыба-горчак откладывает икринки в мантийную полость моллюска-беззубки, где они защищены от врагов?

Ответ: Форма взаимоотношений, при которой рыба-горчак откладывает икринки в мантийную полость моллюска-беззубки, где они защищены от врагов, называется квартиранство.

24. Как называется форма взаимоотношений, при которой в полости “морского огурца” (голотурии) находят убежище разнообразные мелкие организмы?

Ответ: Форма взаимоотношений, при которой в полости “морского огурца” (голотурии) находят убежище разнообразные мелкие организмы называется квартиранство.

25. Назовите форму взаимоотношений между организмами разных видов, при которой особи разных видов, обладая схожими потребностями, соперничают между собой за жизненные ресурсы: воду и пищу, убежища, места, кладки яиц.

Ответ: Форма взаимоотношений между организмами разных видов, при которой особи разных видов, обладая схожими потребностями, соперничают между собой за жизненные ресурсы называется конкуренцией.

26. Как называется форма взаимоотношений, когда различные виды обладают сходными потребностями в условиях жизни, пище, пространстве?

Ответ: Форма взаимоотношений, когда различные виды обладают сходными потребностями в условиях жизни, пище, пространстве называется конкуренцией. Такие отношения, угнетают оба вида.

27. Какая форма взаимоотношений присутствует между видами, использующими одни и те же ресурсы?

Ответ: Между видами, использующими одни и те же ресурсы, возникает конкуренция.

28. Какая форма взаимоотношений возникает между лосями и зубрами, обитающими в одном лесу?

Ответ: Между лосями и зубрами, обитающими в одном лесу, возникает конкуренция.

29. Какое влияние наносит конкуренция на оба конкурирующих вида?

Ответ: Конкуренция наносит отрицательное влияние на оба конкурирующих вида. Например, уменьшение численности лосей и зубров вследствие недостатка корма.

30. При завозе в Британию из Северной Америки каролинской белки уменьшилась численность обыкновенной белки. Какая форма взаимодействия наблюдается между белками?

Ответ: Между белками возникла конкуренция, каролинская белка оказалась более конкурентоспособной.

31. Какая форма конкуренции наиболее остро выражена между белкой обыкновенной и белкой каролинской?

Ответ: Наиболее остро выражена внутривидовая конкуренция.

32. Какие организмы при недостатке ресурсов могут поедать животных особей своего вида?

Ответ: При недостатке ресурсов возможно поедание животных особей своего вида (волки, рыси, кролики, хищные клопы, пауки, крысы, щука, окунь и другими)

33. Какая форма отношений присутствует между особями одного вида?

Ответ: Между особями одного вида присутствует внутривидовая конкуренция.

34. Приведите примеры внутривидовой конкуренции.

Ответ: Например, сосны, растущие в одном лесу, волки, пауки, крысы, щуки обитающие в одном ареале.

35. В результате, какой формы отношений происходит поиск новых мест обитания?

Ответ: Поиск новых мест обитания происходит в результате внутривидовой конкуренции.

36. Какая форма отношений возникает между черным и рыжим тараканом?

Ответ: Между черным и рыжим тараканом возникает межвидовая конкуренция.

37. Как называется форма взаимоотношений, когда каждый из двух взаимодействующих видов извлекает пользу из связи с другими видами?

Ответ: Форма взаимоотношений, когда каждый из двух взаимодействующих видов извлекает пользу из связи с другими видами, называется симбиозом.

38. Организмы, входящие, в какую форму отношений приспособлены к совместному существованию?

Ответ: Организмы, входящие в симбиотические взаимоотношения приспособлены к совместному существованию. Они часто не могут жить самостоятельно.

39. Какая форма взаимоотношений присутствует между термитами и живущими в их кишечнике бактерии кишечной палочки?

Ответ: Форма взаимоотношений между термитами и живущими в их кишечнике бактерии кишечной палочки называется симбиоз.

Конкурс капитанов

Капитаны команд приглашаются для конкурса.

Выберите признаки, характеризующие соответственно хищника и паразита.

Коды ответов:

В течение своей жизни нападает на одну, иногда на несколько особей.

В течение своей жизни нападает на большое число особей.

Поедает только часть вещества своей жертвы.

Поедает практически всю жертву.

Приводит свою жертву к гибели.

Наносит вред жертве, но редко приводит ее к быстрой гибели.

Гибель жертвы неизбежна, но наступает через определенное время.

Цикл развития тесно связан с жертвой.

Нападает на жертву и сам ею питается.

Нападает на жертву, но сам ею не питается.

Варианты:

Хищник –

Паразит –

(Ответы: хищник – 2, 4, 5, 9; паразит – 1, 3, 6, 8, 9).

Итог урока

Награждение учащихся и вручение призов.

3. Самостоятельная работа (6 минут)

По завершению игры проводилась самостоятельная работа.

На карточках представлены рисунки, которые не демонстрировались на уроках и учащиеся должны определить, какие формы взаимоотношений изображены на рисунках.

IV. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием за устные ответы (2 минуты).

Оценки за самостоятельную работу учащиеся узнают на следующем уроке.

Включение в учебно-воспитательный процесс игр и других интерактивных методов обучения способствует активизации познавательной деятельности учащихся, предполагает такое взаимодействие учителя и обучающихся, которое ориентирует личность на раскрытие ее творческого потенциала.

Урок биологии, 7 класс

Тема урока: Жизнедеятельность одноклеточных животных

Цель урока: Изучить основные процессы жизнедеятельности простейших.

Задачи урока:

1.Изучить основные процессы жизнедеятельности простейших - предметное ууд

2.Продолжить формирование мыслительных навыков: анализа, синтеза, сравнения, умения делать схемы и использовать их, умения делать вывод. Развивать умения взаимоконтроля, самоконтроля.- метапредметное ууд

3. Совершенствование умения работать с текстом учебника, с рисунками и таблицами - метапредметное ууд

4.Воспитывать взаимоуважение, ответственность за работу, культуру учебного труда. - личностное ууд

Тип урока: урок изучения нового материала

Технологии: РКМЧП, проблемное обучение, ИКТ

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично – поисковый, контроля.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование: интерактивное оборудование, учебник

На уроке с помощью технологии РКМЧП обучающиеся приобретают умения:

· Выделять главное

· Делать сравнение

· Ставить нужные вопросы

· Делать выводы и обобщения

· Выявлять причинно-следственные связи.

Вызов:

· пробудить интерес к теме;

· активизировать обучаемого;

· формировать мотивацию на учебную деятельность

Стратегии: мозговой штурм, по цели сформулировать тему урока, определить задачи урока.

 

Осмысление:

· Получение и осмысление новой информации, ее соотнесение с собственными знаниями

· Новая информация не дается в готовом виде!

· Ученики постоянно сравнивают, оценивают, находят взаимосвязи и взаимозависимости.

Стратегии: сводная таблица, «Попс формула»:

П - позиция (я считаю, что …)

О - объяснение(мое мнение подтверждается тем, что …

П - пример (ссылки, цитаты, примеры)

С - следствие(таким образом…)

 

Рефлексия:

· целостное осмысление и обобщение полученной информации,

· выработка собственного отношения к изучаемому материалу.

Стратегии: пирамида исследователя, проблемные задачи, магический квадрат.

Ход урока:

1. Оргмомент – настрой на урок, создание комфортной учебной среды

2. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала

На прошлом уроке мы познакомились с удивительными животными. Какими? Чем они отличаются от других животных?

Посмотрите на доску. Вы видите цель сегодняшнего урока. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Тема «Жизнедеятельность одноклеточных животных». Эпиграф: «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить». И сегодня на уроке вы сможете продемонстрировать свои знания.

1. Проверка домашнего задания: таблица «Исправьте ошибки», карточки.

2. Изучение нового материала:

Изучая материал параграфа, вспомните, что вам известно по данной теме. Определите:

· Какие сведения, и какие ключевые слова выделены в тексте?

· Какие рисунки, фотографии сопровождают текст?

· Как можно связать полученные знания с вашим личным опытом?

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО — слово (словосочетание) из текста издания (другого документа), которое несет в данном тексте существенную смысловую нагрузку и может служить ключом при поиске соответствующей информации

· «Пробег по тексту»

· Тест «Питание», фагоцитоз, ключевые слова в таблицу

Как питаются простейшие?

Какие способы питания можно выделить у простейших?

С чем связано разнообразие способов питания?

Почему эвглену зеленую рассматривают как растение и как животное?

· «Дыхание». Работа с текстом:

1. Упражнение «Редактор».Упростить первое (выделенное) предложение без потери смысла.

2. Используя текст, составить три предложения с одним и тем же термином «дыхание» так, чтобы остальные слова в этом предложении не повторялись.

3. Изобразить понятие «дыхание» с помощью рисунка-схемы.

4. Озвучить информацию, зашифрованную в рисунке:

5. Назовите ключевые слова, использованные в тексте..

· «Выделение». Решение проблемных задач.

· Размножение. Составить схему процесса размножения, используя ключевые слова.

· Пирамида исследователя.

1. Первичное осмысление изученного материала – решение задач.

2. Закрепление – магический квадрат.

3. Домашнее задание – параграф 33, заполнить таблицу, сделать выводы, творческое задание.

4. Рефлексия



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: