ПОЛОЖЕНИЕ
О едином орфографическом режиме
В ГБОУ НАО «Средняя школа № 3»
I. Общие положения
1.1. В настоящее время положения данного документа регламентируются «Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования», Приказом МО РФ № 1089 от05.03.2004 г., Методическим письмом МОиПО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998г. «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе», вариативными образовательными программами. В эти документы не включены требования к ведению тетрадей учащихся.
Настоящее методическое письмо разработано с целью устранения разночтений в оформлении письменных работ учащихся начальных классов по основным позициям и регулирования системы требований к младшим школьникам, воспитания культуры оформления письменных работ и формирования соответствующих навыков по ведению тетрадей, определяет порядок проверки тетрадей по русскому языку и математике в начальной школе. Данное письмо раскрывает основные требования к оформлению и проверке ученических тетрадей в 1-4 классах и носит рекомендательный характер.
1.2. При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». Не допускается за проверенную работу ставить прочерк или «см». При проверке контрольных работ по русскому языку, имеющих грамматическое задание, оценка выставляется за работу и отдельно оценивается задание.
II. Цели и задачи
2.1. Целью соблюдения единого орфографического режима является приобретение обучающимися культуры оформления письменных работ и соответствующего навыка, т.к. это являются частью внутренней культуры учащихся, воспитывая у них уважение к тем, кто проверяет их работы, формирует навык самоконтроля, настраивает на более внимательное выполнение работы.
2.2. Задачи:
- Организация целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива по обеспечению функциональной грамотности, речевой культуры учащихся, по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.
- Соблюдение единых подходов к письменным работам учащихся.
III. Количество и назначение ученических тетрадей
Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся надлежит иметь следующее количество тетрадей из расчета на каждого учащегося:
Математика и русский язык:
Тетради для текущих работ
Тетради для контрольных работ.
Изложение и сочинение относятся к работам творческого характера и подписываются как тетради для творческих работ (3 – 4 кл), контрольные изложения и сочинения – в тетради для контрольных работ.
Допускается наличие тетрадей по литературному чтению, в которых выполняются творческие виды работ (сочинения, рисунки, планы к произведениям, определения литературных понятий и пр.)
В тетрадях для контрольных работ, помимо самих контрольных работ, надлежит в обязательном порядке делать работу над ошибками. Ежедневная работа над ошибками должна представлять собой целостную систему, результативность которой должна прослеживаться изо дня в день.
№ п/п | Учебный предмет | Период обучения | Количество тетрадей | Комментарий | ||
текущих | контрольных | |||||
Русский язык | Период обучения грамоте | Прописи | Нет | Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей | ||
1–4 | Если в учебно-методическом комплекте образовательной программы имеются тетради на печатной основе, то для текущих работ достаточно использовать 1 тетрадь. | |||||
Литературное чтение | 1–4 | Нет | Нет | Допускается наличие тетрадей | ||
ОРКСЭ | 1–4 | В соответствии с программными требованиями | Нет | Допускается наличие тетрадей | ||
Математика | Период обучения грамоте | Рабочие тетради на печатной основе | Нет | Помимо прописей, допускается наличие 1 – 2 тетрадей | ||
1–4 | Если в учебно-методическом комплекте образовательной программы имеются тетради для контрольных и самос-тоятельных работ на печатной основе, то нет необходимости дополнительно вводить тетра-ди для контрольных работ. | |||||
Окружающий мир | 1–4 | По усмотрению учителя | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК | |||
Иностранный язык | 1–4 | В соответствии c программными требованиями | Допускается использование рабочих тетрадей на печатной основе, входящих в УМК | |||
ИЗО | 2–4 | В соответствии c программными требованиями | ||||
Технология | 1–4 | |||||
Музыка | 1–4 | |||||
Физ. культура | 1–4 | Нет | Нет | |||
При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в обязательном порядке руководствуется Методическими письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». В начальной школе надлежит проверять ежедневно каждую работу учащихся. Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно в тетрадях как для текущих, так и для контрольных работ. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так как чернила красного цвета как единственный цвет для проверки ученических тетрадей нормативно не оформлены, то допускается использование и чернил зеленого цвета. Помимо стационарной ручки, в классной и домашней работах для выполнения других операций в тетрадях учащиеся используют только простой карандаш. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике осуществляются к следующему уроку. В обязательном порядке тетради для контрольных работ показывают родителям (лицам, их заменяющим) с выдачей на дом. Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно и в обязательном порядке.
IV. Общие требования к оформлению тетрадей
Тетради учащихся 1-го класса подписывает либо учитель, либо родители. Тетради учеников 2-4-х классов подписываются самими учащимися.
Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации:
Тетрадь для работ по русскому языку ученика(цы) 3 класса А ГБОУ НАО С школы № 3 Андреевой Екатерины |
Тетрадь для работ по математике ученика(цы) 3 класса А ГБОУ НАО С школы № 3 Андреевой Екатерины |
Запись даты выполнения работы по русскому языку и математике ведется по центру рабочей строки.
В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. В прописях запись даты может отсутствовать.
По окончании периода обучения грамоте и до окончания четвертого класса записывается число и полное название месяца. Например:
15 апреля
В четвертом классе в тетрадях по русскому языку имена числительные могут записываться прописью. Например:
Первое декабря
Все классные и домашние работы учащихся проверяются учителем ежедневно.
Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Одним из психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования является ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности.
В целях полноценной реализации данного положения в адаптационный период учитель может использовать для проверки тетрадей чернила зеленого цвета, с помощью которых выделяется то, что учащийся выполнил правильно.
Все работы учащиеся выполняют чернилами синего и фиолетового цвета. Подчеркивание, выделение орфограмм выполняется простым карандашом, также может использоваться паста другого цвета (черная, зеленая, кроме красной) в соответствии с требованиями учителя, работающего в данном классе.
Использование текстовыделителя не разрешается. Недопустимо использование фломастеров и маркеров, оставляющих след на обратной стороне листа. Схемы, таблицы вычерчиваются карандашом по линейке, заполняются ручкой.
Записи в тетрадях необходимо оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.
При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов.
Необходимо отметить, что каллиграфический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создает комплекс трудностей: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп. Необходимо учитывать, что скорость письма не должна быть навязанной, она должна стать естественным результатом совершенствования движений, и что плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка. Также не совсем корректно требовать от совершенно разных детей единообразного написания элементов букв, цифр, самих букв, слогов и слов. В связи с этим в начальных классах не рекомендуется проверять скорость письма, а главным требованием, предъявляемым к почерку ребенка, является четкость и разборчивость.
При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике, ошибки исправляют следующим образом: неверно написанную букву, цифру, математический или пунктуационный знаки зачеркивают косой линией; слово, предложение – тонкой горизонтальной линией; не рекомендуется заключать неверные написания в скобки. Ошибки, допущенные учащимися по русскому языку, выносятся учителем на поля: орфографическая – / «палочкой», пунктуационная – ˅ «птичкой».
V.Оформление письменных работ по русскому языку.
После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).
При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе.
В ходе всей работы не пропускаем ни одной строки. Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку.
Слева при оформлении каждой строки отступаем по единой вертикальной линии от края не более чем на 5 мм. Справа дописываем до конца строки, при этом с 1-го класса учим нормативному переносу слов. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.
Запись названия работы проводится на следующей рабочей строке (без пропуска строки) по центру. Например:
Классная работа
Домашняя работа
Работа над ошибками
Вариативность выполнения работы фиксируется на следующей рабочей строке по центру (полная или краткая запись). Например:
1 вариант (1 в.)
Номера упражнений, выполняемых в тетрадях, указываются при их полном объеме. Если упражнение выполняется не полностью, то не указываются. Допускается краткая и полная форма записи (по центру строки).
Образец: Упражнение 234 (3-4 кл)
Упр.234 (1-2 кл)
Следует учитывать, что если заголовок находится на отдельной строке, то правилам пунктуации точка после него не нужна. Постановка точки является недочетом и не влияет на отметку.
Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход к работе в тетради в широкую линейку определяет сам учитель, руководствуясь при этом наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма и учитывая особенности образовательной программы. Однако этот переход должен осуществляться не позднее 3 класса.
В работе, требующей записи в столбик, первое слово пишется с маленькой буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.
Например: ветер
восток
песок
При выполнении подобного вида работы в строчку первое слово пишется с красной строки, с большой буквы, через запятую.
Например: Ветер, восток, песок.
При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:
глухой - глух., звонкий - зв., гласный - гл., согласный - согл., твердый - тв., существительное - сущ., прилагательное - прил., глагол - гл., предлог - пр., мужской род - м.р., женский род - ж.р., средний род - ср.р., прошедшее время - прош., настоящее время - наст., будущее время - буд., единственное число-ед.ч., множественное число - мн.ч.
Название падежей указывается заглавной буквой (И.п., Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.)
Запись спряжения глаголов обозначается римскими числами (I спр., II спр.).
Следует определить, что обозначения над словами выполнять ручкой с пастой синего (фиолетового) цвета. Все подчеркивания делаются только по линейке с помощью простого карандаша. Ошибки зачеркиваются простым карандашом, правильный ответ пишется ручкой.
При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определенных сокращений терминов.
У учителей начальных классов много различных приемов организации «минуток чистописания». Методика их проведения требует соблюдение содержания, объема и периодичности проведения:
класс – 1-2 строки ежедневно.