Для педагогов ДОУ по ознакомлению детей дошкольного возраста с художественной литературой.




Деловая игра «Эрудит»

Цель: повышение профессионального уровня педагогов по теме: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Задачи: - обобщить и систематизировать знания педагогов по данной теме; - активизировать применение используемых методических приемов в работе с детьми, способствующих реализации ООП ДОУ; - способствовать развитию коммуникативных качеств, раскрытию творческого потенциала педагогов.

Ход игры:

Деление на команды («Читатель» и «Книголюб» - по разрезным картинкам, по цифрам, по желанию и т.д.). Выбор капитанов.

Правила игры: вопросы командам задаются поочередно, если нет ответа или ответ неправильный, право переходит к другой команде, за правильные ответы получают фишки или картинки.

Задание 1. Разминка (по жанрам устного народного творчества – педагоги отвечают на скорость, данный конкурс не оценивается)

Вспомним русские народные сказки: героев и атрибуты.
- Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)
- Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
- Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
- Кто сломал теремок? (Медведь.)
- Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
- Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ы-Яги? («Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)
- На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)
- Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
- Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой».)
- Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
- Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)
- Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)
- Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?
(Можно стать козленочком.)

«Закончите пословицу»:

1. «Грамоте учиться - ………» (всегда пригодится)

 

2. «Не хвали себя - ………….» (есть умней тебя).

3. «Человек без родины - ………….» (соловей без песни)

4. «Нет друга, ищи, а нашел - …….» (береги).

5. «Умный себя винит, глупый - ……………………….» (своего товарища)

6. Ранняя пташка, носок прочищает, а поздняя - ……..» (глаза продирает).

7. «Где хотенье…………….» (там и уменье)

8. «У лентяя Федорки…….» (всегда отговорки)

«К какому жанру устного народного творчества относятся данные примеры»:

Над сугробом синь - синь,

Под сугробом тень – тень.

Капли с крыши дзинь – дзинь,

А синицы цвинь- цвинь,

Рван кафтанчик скинь – скинь,

Целенький надень

(тараторка)

Возле грядки две - лопатки

Возле кадки – два ведра

После утренней зарядки

Мы работали на грядке,

И посадки все в порядке

Их теперь полить пора! (скороговорка)

Петушок, петушок,

Покажи свой кожушок!

Кожушок горит огнем

Сколько перышек на нем

Раз, два, три, четыре, пять

Невозможно сосчитать! (считалка)

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда (пословица)

В темной темнице

Красны девицы

Без нитки, без спицы

Вяжут вязеницы (пчелы в улье)

(загадка)

 

На дубу свинья гнездо свила,

Гнездо свила, деток вывела

(небылица)

Наша доченька в дому,

Что оладушек в меду,

Что оладушек в меду,

Сладко яблоко в саду

(потешка)

На столе лежит арбуз,

На арбузе - муха

Муха злится на арбуз,

Что не лезет в брюхо

(частушка)

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые….

(былина)

В некотором царстве, в некотором государстве….. (сказка)

Дождик, дождик, посильней

Чтобы было веселей

Мои гуси дома

Не боятся грома

(закличка)

 

Бабочка – коробочка

Полети на облачко

Там твои детки

На березовой ветке

(приговорка)

Антошка – картошка

Соломенная ножка

Сам с ноготок,

Голова с локоток

(дразнилка)

Чок, чок, чок

Зубки на крючок,

Кто слово скажет,

Тому в лоб щелчок!

(молчанка)

- Я медведя поймал

- Так веди сюда

- Не идет.

- Так сам иди!

- Да он меня не пускает!

(перекличка)

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из – под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике

Лошадь ела сало, а мужик овес,

Лошадь села в сани, а мужик повез.

(перевертыш)

Задание 2. Кроссворд «Жанры устного народного творчества»

По вертикали:

1. Небольшие стишки и песенки, побуждающие ребенка к игре с пальцами, руками и ногами. (Потешка)

2. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный, с выводом-моралью. (Басня)

3. Короткий, веселый рассказ с остроумной концовкой на злободневную тему. (Анекдот)

4. Короткая из 2 или 4 строчек припевка в быстром темпе, часто сопровождающаяся переплясом. (Частушка)

По горизонтали:

1. Образное, краткое изречение, метко определяющее какое-либо явление. (Поговорка, пословица)

2. Основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (Сказка)

3. Песня-сказание, основанное на реальных событиях. (Былина)

4. Вид устного народного творчества, вопрос или задание, которое требует решения. (Загадка)

5. Небольшое лирическое произведение, предназначенное для вокального исполнения. (Песня)

Задание 3. (По содержанию основной общеобразовательной программы ДОУ на основе примерной программы «Детство» по образовательной области «Чтение художественной литературы»)

«Какой возрастной группе соответствуют данные задачи»:

  1. Воспитывать у детей интерес к фольклорным и литературным текстам, желание внимательно их слушать.

Способствовать восприятию и пониманию текста детьми, помогать мысленно представлять события и героев, выявлять яркие поступки героя, пытаться их оценить, устанавливать простейшие связи последовательности событий в тексте.

(II младшая)

2. Поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.

 

Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых специфических признаках (композиция, средства языковой выразительности).

 

(Старшая группа)

 

3. Углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.

Развивать способность к целостному восприятию текста, в котором сочетаются умения выявлять основное содержание, устанавливать временные, последовательные и простые причинные связи, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков.

(Средняя группа)

4. Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства, родному языку и литературной речи.

 

Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно-творческой деятельности на основе литературных произведений.

 

Развивать умения анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, средства языковой выразительности и из значение), развивать литературную речь.

 

(Подготовительная группа)

Задание 4. (Из программы)

Для работы с детьми какой возрастной группы используются следующие произведения:

  1. «Растет она вниз головою…», «Телефон» К. Чуковский, «Лисичка сестричка и волк», «Зимовье», «Мама, глянь-ка, из окошка…» А. Фет, «Елка», А. Барто, «Мороз-воевода» Н.Некрасов, «Заплатка» Н.Носов, «Что за зверь? Е.Чарушин.

(Средняя группа)

  1. «Сказка о царе Салтане» А. Пушкин, «Мороз Иванович» В.Одоевский, «Пороша» С. Есенин, «Чук и Гек» А, Гайдар, «Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл, «Золотой ключик» А. Толстой»Синичкин календарь» В. Бианки

(Подготовительная группа)

  1. «Уж ты, зимушка-зима…», «Тень, тень, потетень», «Заря-зарница», «Петушок и бобовое зернышко», «Рукавичка», «Месяц, месяц, мой дружок…» А.С. Пушкин, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковский, «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Мамин-Сибиряк.

(II младшая группа)

  1. «Двенадцать месяцев» (пер. С. Маршака), «Серебряное копытце» П. Бажов, «Покормите птиц» И. Токмакова, «Белка и волк» Л. Толстой, «Как на тоненький ледок», «Пороша» С. Есенин, «Медвежонок» Е. Чарушин, «На катке» В. Осеева.

(Старшая группа)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: