(Что успеем сделать сейчас?)
Обобщаются основные запланированные функции, включенные в первоначальную версию продукта. Описать характеристики качества, которые позволят продукту предоставлять предполагаемые выгоды различным классам пользователей.
Если задача — сосредоточиться на разработке и уложиться в график, следует избегать искушения включить в версию 1.0 каждую функцию, которая когда-нибудь в будущем может понадобиться какому-то потенциальному покупателю. Увеличение сроков и сдвиг графика— типичный исход такого коварного расползания объема. Версия 1 не обязательно должна быть быстрой, красиво оформленной или легкой в использовании, но она должна быть надежной; это основа работы команды. Первая версия системы выполняет лишь базовые задачи. В будущие выпуски будут включены дополнительные функции, возможности и средства, обеспечивающие легкость и простоту использования.
Объем последующих версий
(Что хотим сделать еще?)
Если представлять поэтапную эволюцию продукта, необходимо указать, какие функции будут отложены и желательные сроки последующих выпусков. Чем дальше заглядывать, тем более расплывчатыми будут границы проекта. Придется передвинуть функцинальность с одного запланированного выпуска до другого и, возможно, добавлять незапланированные функции. Короткие циклы выпусков часто удобны для сбора отзывов клиентов.
Ограничения и исключения
(Что необходимо точно сделать и может быть будет?)
Определение границы между тем, что входит и выходит за границы проекта, — отличный способ управления расползанием объема и ожиданиями клиентов. Перечислить все возможности или характеристики, которых могут ожидать заинтересованные в проекте лица, но включение которых в продукт или в определенную версию не запланировано.
Бизнес-контекст
В этом разделе обобщаются некоторые бизнес-проблемы проекта, включая профили основных категорий заинтересованных лиц и приоритеты управления.
Профили заинтересованных лиц
(Кому надо?)
Заинтересованными в проекте лицами называются отдельные лица, группы или организации, которые активно вовлечены в проект, на которых влияет результат проекта и которые сами влиять на этот результат. Профили заинтересованных лиц описывают различные категории клиентов и других ключевых лиц, заинтересованных в этом проекте. Сферой интереса должны стать различные группы клиентов, целевые рыночные сегменты и различные классы пользователей, входящих в эти сегменты. В профиль каждого заинтересованного в проекте лица включается следующая основная ценность или преимущество, которое продукт принесет заинтересованным лицам и то, как продукт удовлетворит покупателей. Ценность для заинтересованных лиц представляют:
ñ улучшенная производительность;
ñ меньшее количество переделок;
ñ снижение себестоимости;
ñ ускорение бизнес-процессов;
ñ автоматизация задач, ранее выполнявшихся вручную;
ñ возможность выполнять совершенно новые задачи;
ñ соответствие соответствующим стандартам и правилам;
ñ лучшая, по сравнению с текущими продуктами, легкость и простота использования;
ñ их вероятное отношение к продукту;
ñ наиболее интересные функции ихарактеристики;
ñ все известные ограничения, которые должны быть соблюдены.
Приоритеты проекта
(Как будем реагировать на изменеия?)
Один из подходов к выявлению приоритетов заключается в рассмотрении пяти измеряемых параметров проекта: функции (или объем), качество, график, затраты и кадры. В любом проекте каждый из этих параметров относится к одной из трех категорий:
ñ ограничение — лимитирующий фактор, в рамках которого должен оперировать менеджер проекта;
ñ ключевой фактор — важный фактор успеха, ограниченно гибкий при изменениях;
ñ степень свободы — фактор, который менеджер проекта может до определенной степени изменять и балансировать относительно других параметров.
Задача менеджера проекта — настроить те факторы, которые представляют собой степени свободы для достижения ключевых факторов успеха проекта в рамках, налагаемых ограничениями. Не все факторы могут быть ключевыми, как и не все — ограничениями.
Менеджеру проекта необходима определенная степень свободы для того, чтобы он мог реагировать должным образом на изменение требований к проекту или внешних обстоятельств.
Пример, отдел маркетинга неожиданно требует создать продукт на месяц раньше сроке. Какова будет реакция?
ñ Отложить реализацию определенных требований до более поздней версии?
ñ Сократить запланированный цикл тестирования системы?
ñ Оплатить сверхурочную работу специалистам или пригласить специалистов по контракту для ускорения разработки?
ñ Привлечь ресурсы других проектов для разрешения ситуации?
Именно от приоритетов проекта зависят действия в подобных ситуациях.
Операционная среда
(Где будет использоваться?)
Описать среду, в которой будет использоваться система, и определить важнейшие требования к доступности, надежности, производительности и целостности. Эта информация существенно влияет на определение архитектуры системы, что является первым — и часто самым важным— этапом дизайна.
Так, архитектура системы, предназначенной для поддержки которые находятся далеко друг от друга и которым необходим круглосуточный доступ, сильно отличается от той, что предназначена для доступа пользователей, находящихся дом, только в рабочие часы.
На нефункциональные требования, такие как отказоустойчивость и способность обслуживать систему во время ее требуется значительное количество средств, отпущенных на дизайн и реализацию.
Для прояснения ситуации, необходимо получить ответы на уточняющие вопросы:
ñ Пользователи расположены далеко (географически) или близко от друга? В скольких часовых поясах работают ваши пользователи?
ñ Где данные генерируются и используются? Насколько далеко друг от друга расположены эти местоположения? Нужно ли объединять данные из разных местоположений?
ñ Известно ли максимальное время отклика для получения доступа к данным, которые могут храниться удаленно?
ñ Какие элементы управления безопасностью и требования к защите данных необходимы?
ñ И т. д.