Бог видит и знает все творение.




Цитаты Свойства Божии.

Бог – Творец.

Бог сотворил весь мир видимый и невидимый из ничего.

“Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий». (2 Мак. 7, 28).

«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». (Ин. 1, 3).

Критерий истинного Бога, что Он – Творец: «…боги, которые не сотворили неба и земли, исчезнут с земли и из- под небес» (Иер. 10, 11).

Бог есть Дух

Бог открывается человеку, как Существо, совершенно отличное от физического мира, а именно — как Дух.

" Бог есть Дух ", — говорит Писание.

«Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». (Ин. 4:24).

«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». (2 Кор. 3, 17).

Природа непричастна никакой сложности, она простая.

В Священном Писании встречаются такие места, где символически приписывается Богу члены, подобные нашим человеческим — уши, глаза, руки и другие т.н. "антропоморфизмы" — уподобления человеку. Такие выражения употребляются для наглядности и встречаются чаще всего в поэтических частях Св. Писания. Под ними Писание имеет в виду соответствующие духовные свойства Божии, например: уши и глаза указывают на Его всеведение, рука и мышца — на Его всемогущество, сердце — на Его любовь.

 

Бог — Личность.

Есть два представления о Боге: Он — безлик и Он — Личность. Как вы думаете, Бог безлик или Личность? Может Бог сказать «Я» или не может?

Существует распространенное заблуждение, что Бог — некая сила... Есть такое учение — пантеизм. Оно говорит: Бог есть все, или: Он — космическая сила. Это ошибочное мнение, безликий Бог получается ниже, чем личность человека, это полный абсурд, глупость. Конечно же, Господь — Личность. Главные характеристики личности — ум, чувства, воля.

 

Бог – Сущий.

Бог не зависит ни от кого и ни от чего. Он Сам является причиной Своего существования.

«И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам». (Исх. 3, 13-14).

Нет иных Богов, от кого Он мог получить бытие.

«А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет». (Ис. 43, 10).

«С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости?». (Ис. 40, 14).

«Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога...». (Ис. 44, 6).

Бог существует от самого Себя и через Себя.

«Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». (Ин. 5, 26).

Бог есть источник жизни, все прочие существа получили бытие свое от Него.

«...насыщаются от тука дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их, ибо у Тебя источник жизни; во свете Твоем мы видим свет». (Пс. 35, 9-10).

«Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё». (Деян. 17, 24-25).

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь». (Рим. 11, 33-36).

В этом смысле только Он является реально существующим, только он является самодостаточным. Например, люди нуждаются в пище, сне, кислороде. Само их бытие поддерживается Богом.

Бог есть Владыка всего мира и Господь всех.

«...[Господи, Господи, Царю, Вседержителю! Все в Твоей власти, и нет противящегося Тебе, когда Ты захочешь спасти Израиля; Ты сотворил небо и землю и все дивное в поднебесной; Ты — Господь всех, и нет такого, кто воспротивился бы Тебе, Господу. Ты знаешь всё... Боже, имеющий силу над всеми! услышь голос безнадежных, и спаси нас от руки злоумышляющих, и избавь меня от страха моего.]». (Есф. 4, 17).

Бог все делает по своей воле.

«В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей». (Еф 1, 11).

 

Бог — вездесущий.

Время патриархов:

«Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою. [При сем Иаков сказал ему: вот, с нами нет никого; смотри, Бог свидетель между мною и тобою.]... если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмешь жен сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, [который бы видел,] но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою». (Быт. 31, 44; 50).

Период закона:

«Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?». (Ис. 66, 1).

«Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь». (Иер. 23, 24).

«Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя». (Пс. 138:7-10).

Новый Завет:

«От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас...». (Деян. 17, 26-27).

«...один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». (Еф. 4, 6).

Бог — вечный.

«В начале Ты (Господи) основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь, и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, — и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся " (Пс. 101:26-28).

«...Я ныне родил Тебя». (Пс. 2, 7).

«Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог...; Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи». (Пс. 89, 3; 5).

«Прежде, нежели был Авраам, Я есмь». (Ин. 8,58).

«Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». (2 Пет. 3, 8).

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель...; И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний...». (Откр. 1, 8; 17).

«Понятие вечности может применяться только к одному безначальному Божьему естеству, в Котором все всегда — то же и в том же виде. Понятие бессмертия может быть приписываемо тому, что приведено в бытие и не умирает, как то: ангелам и человеческой душе… Вечное в собственном смысле принадлежит только божественной сущности». (Прп. Исидор Пелусиот).

Бог — неизменяем.

«У Отца светов нет ни изменения, ни тени перемены». (Иак. 1:17).

«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?». (Чис. 23, 19).

«В начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса — дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты — тот же, и лета Твои не кончатся». (Пс. 101:26-28).

«Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились» (Мал. 3, 6).

 

Бог — всемогущий.

Бог может всё.

«...знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено». (Иов 42, 2).

«А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно». (Мф. 19, 26).

Всемогущество в творении:

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». (Быт. 1, 3).

"Он сказал, — и сделалось; Он повелел — и явилось" (Пс. 32:9), — так выражается псалмопевец о всемогуществе Божием.

Бог промышляет обо всем:

«Все они от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом; скроешь лице Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли». (Пс. 103, 27-30).

«Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое: Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий». (1 Пар. 29, 11).

«Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои». (1 Кор. 15, 25).

Он есть Один творящий чудеса:

«Благословен Господь Бог, Бог Израилев, един творящий чудеса». (Пс. 71, 18).

«Боже! свят путь Твой. Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты — Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов...». (Пс. 76, 14-15).

 

Бог — всеведущий.

Бог знает Самого Себя.

«Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». (Мф. 11, 27)..

«Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия». (1 Кор. 2, 11).

Бог видит наши сердца.

«...ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,...». (1 Ин. 3, 20).

«Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены». (1 Цар. 2, 3).

«Возопила Сусанна громким голосом и сказала: Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его!». (Дан. 13, 42).

«Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием...». (1 Кор. 4, 5).

«Все обнажено и открыто перед очами Его». (Евр. 4, 13).

«Зародыш мой видели очи Твои», — писал царь Давид. (Пс. 138, 16).

«Человек, который согрешает против своего ложа, говорит в душе своей: „кто видит меня? Вокруг меня тьма, и стены закрывают меня, и никто не видит меня: чего мне бояться? Всевышний не воспомянет грехов моих.“ Страх его — только глаза человеческие, и не знает он того, что очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца, и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные » (Сир. 23, 24-28).

Бог видит и знает все творение.

«Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Иов 28, 24,

посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его Пс. 146, 4,

знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною». (Пс. 49, 11).

Бог знает все прошлое, настоящее и будущее.

«Ведомы Богу от вечности все дела Его». (Деян. 15, 18).

«Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом». (Иов. 28, 24).

«...вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю». ( Ис. 46, 9-10).

«Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе». ( Пс. 138, 2-3).

«...горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись...». (Мф. 11, 21).

 

Бог - премудрый.

Премудрость Божия состоит в совершенном знании наилучших целей и наилучших средств, и есть разум Божий, рассматриваемый с деятельной стороны.

«У Него премудрость и сила; Его совет и разум». (Иов. 12, 13).

«Единому Премудрому Богу, через Иисуса Христа, слава во веки. Аминь». (Рим. 14, 26).

«Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь». (Иуд. 25).

Бог премудро творит мир.

«Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих». (Пс. 103, 24).

«Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса». (Иер. 10, 12).

«Велик Господь наш и велика крепость (Его), и разум Его неизмерим». (Пс. 146:5).

Св. отцы Церкви, следуя слову Божию, всегда с глубоким благоговением указывали величие Премудрости Божией. Мы знаем, что Господь обладает умом всемогущим, Его ум настолько велик, что Он не нуждается ни в чьих советах. Кто был советником у Бога и кто говорил Ему, что Он должен сделать? «Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? ». (Рим. 11, 34). Это свойство сверхразума называется премудростью, то есть сверхмудростью Бога. Бог настолько мудр, что Его мысли далеки от наших мыслей, как небо от земли.

Само наше спасение – есть проявление премудрости Божией.

«...а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость...; но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей...». (1 Кор. 1, 23-24; 2, 7).

 

Бог абсолютно свободен.

Бог сам определяет Свои действия независимо от какого-либо принуждения, а только на основании идей Своего совершенного разума. Он делает, что хочет и как хочет.

«В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей...». (Еф. 1, 11).

Свобода Божия проявляется как в самом творении мира, так и в промышлении о всякой твари.

«Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет». (Пс. 113, 11).

«И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «что Ты сделал?». (Дан. 4, 32).

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены...». (Мф. 10, 29-30).

Само спасение совершено Спасителем по Его совершенной и свободной воле.

«...предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей...». (Еф. 1, 5).

Бог – всеблагой.

Бог бесконечно добрый.

«Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив». (Пс. 102, 8).

«Бог есть любовь». (1 Иоан. 4, 16).

Бог милосерден.

«...сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой...; по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше...». (Лук. 1, 72; 78).

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения...». (2 Кор. 1, 3).

Бог долготерпелив.

«Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию;...во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса». (Рим 2, 4; 3, 26).

Бог милостив.

«Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен». (Рим. 11, 22).

Благость Божия многократно воспевается в Писании.

«Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его». (Пс. 117, 1).

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения...; Впрочем, братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами». (2 Кор. 1, 3; 13, 11).

«И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем». (Ин. 4, 16).

«Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его». (Пс. 144, 9).

Самым ярким образом Бог проявляет свою любовь к людям в Домостроительстве нашего спасения.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин. 3, 16).

«Если бы у нас, — говорит св. Григорий Богослов, — кто спросил: что мы чествуем и чему покланяемся? Ответ готов: Мы чтим любовь».

«Бог как мать-птица, которая, увидев своего птенца, выпавшим из гнезда, сама вылетает оттуда, чтобы поднять его, а когда видит его в опасности быть поглощенным каким-либо змеем, с жалобным криком облетает вокруг него и всех других птенцов, не способна быть равнодушною к погибели и одного из них». (Свт. Климент Александрийский).

«Бог больше любит нас, чем может любить отец, мать или друг, или кто-либо другой, и даже больше, чем мы сами можем любить себя, потому что Он печется больше о нашем спасении, чем даже о Своей собственной славе, свидетельством чего служит то, что Он послал в мир на страдания и смерть Своего Единородного Сына только ради того, чтобы открыть нам путь спасения и вечной жизни» (свт. Иоанн Златоуст).

Бог — всеправедный.

Праведность понимается в слове Божием и в обычном словоупотреблении в двух значениях: а) как святость и б) как справедливость, или правосудие.

Бог - святой.

Святость состоит не только в отсутствии зла или греха, святость есть наличие высших духовных ценностей, соединенных с чистотой от греха. Святость подобна свету, и Божия святость — как чистейший свет. Бог "Един Свят" по естеству, по Своей природе. Он есть Источник святости для ангелов и людей.

«И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы...; И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист». (1 Ин. 1, 5; 3, 3).

«Он твердыня; совершенны дела Его, и все пути Его праведны; Бог верен, и нет неправды [в Нем]; Он праведен и истинен...». (Втор. 32, 4).

«Превозносите Господа, Бога нашего, и поклоняйтесь на святой горе Его, ибо свят Господь, Бог наш». (Пс. 98, 9).

«...ибо вспомнил Он святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему». (Пс. 104, 42).

Бог любит в людях добро и ненавидит зло.

«Мерзость пред Господом — коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути...: Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит». (Притч. 11, 20; 15, 9).

«...нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие». (Пс. 5, 6).

Бог вершит абсолютное правосудие.

Праведность Божия:

«Бог — судия праведный, [крепкий и долготерпеливый,] и Бог, всякий день строго взыскивающий...; ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника». (Пс. 7, 12; 10, 7).

«...ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». (Мф. 16, 27).

«Он будет судить вселенную по правде, будет судить людей по правоте». (Пс. 9, 9).

«Господь воздаст каждому по делам его;...ибо нет лицеприятия у Бога». (Рим. 2, 6; 11).

Бог наградит праведников.

«И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его». (Пс. 5, 12-13).

«Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его». (2 Тим. 4, 7-8).

Бог накажет грешников.

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его...». (Мф. 25, 41).

«...и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш». (Пс. 93, 23).

Как согласовать Божественную любовь с правдой Божией, со строгим судом за грехи и наказанием виновного? «Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются». (Пс. 84, 11).

Бог – истина.

«Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Ин. 14, 6).

Бог истинен, все что Он говорит достоверно, все обетования и угрозы сбываются непреложно.

«А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его». (Иер. 10, 10).

«Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен...». (Ин. 3, 33).

«В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины». (Пс. 30, 6).

Слово Божие истинно.

«Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина». (Ин. 17, 17).

«Слова Господни — слова чистые, серебро, очищенное от земли в горниле, семь раз переплавленное». (Пс. 11, 7).

«И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны». (Откр. 21, 5).

«...будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший». (Евр. 10, 23).

Бог не колеблется в истине, в отличие от человека.

«Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?». (Чис. 23, 19).

Всё, что говорит Господь, исполнится.

«Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». (Мк. 13, 30-31).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: