Материал взят из статьи Е.И. Степановой «Болонский процесс в России: аргументы «за» и «против».




12 вопрос.

Образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности. Система образования является сложным социально-экономическим и научно-техническим комплексом народного хозяйства России и характеризуется на начало 1998 г. следующими показателями:

  • общее число учебных заведений - 78 тыс.;
  • общая численность учащихся и студентов - 28 805 тыс. человек;
  • общий выпуск учащихся и студентов - 3 084 тыс. человек;
  • общая численность занятых в сфере образования (преподавательский состав) - 2 217 тыс. человек;
  • удельный вес расходов на образование из госбюджета - 3,5 %.

Рассмотрим виды образовательных учреждений согласно законам РФ "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". По форме собственности выделяются государственные (федеральные, региональные и муниципальные) и негосударственные (частные, общественные и религиозные) образовательные учреждения. Введение группы учреждений с региональной собственностью определяется Конституцией РФ, где предусмотрено административно-территориальное разделение на республики, края и области (89 регионов).

В будущем влияние этого вида собственности будет возрастать в соответствии с расширением экономической самостоятельности регионов.

Уровень образованности человека в современном мире тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет. Именно это определяет современную развитую систему образования, способную обеспечить требуемый уровень образованности. Параметры которыми должна и может обладать образовательная система России: междисциплинарность обучения способно обеспечить расширение сферы применения знаний; мощные фундаментальные знания; обучение человека действовать в ситуации неопределённости, развитие нелинейного мышления учащегося; воспитывать и поощрять способность обучающегося действовать самостоятельно, тем самым провоцируя саморазвитие обучающегося, непрерывное самообразование; творческий характер обучения, направленный, в частности, на обучение осуществлять самостоятельно выбор; обучение добывать и фильтровать информацию; воспитывать людей способных брать на себя ответственность. Исходя из вышеперечисленных исходных данных, можно сформулировать более широко цели, к которым должно идти образование в процессе развития: фундаментальность образования путем интеграции науки и образования; междисциплинарность образования; непрерывность образования на основе саморазвития; творческий характер обучения; информатизация образования; усиление воспитательного потенциала системы образования. Если связывать будущее Российской Федерации с инновационным путем развития, то переход к опережающему образованию неизбежен. Уже сегодня необходимо готовить специалистов, которые потребуются завтра. Движение в сторону развития образовательной системы началось.

 

 

Введение ФГОС – это большой шаг вперед (рис.2). Следует обратить внимание на то, как эти стандарты будут реализовываться на практике. Рис. 2 В процессе введения ФГОС особенно остро стоят вопросы методического сопровождения практической части образования. В период перехода на новые стандарты образования необходима методическая и мотивационная готовность педагогического состава.

Вопрос.

В последнее время в теории и практике доказана целесообразность и перспективность использования такого средства обучения как педагогическая ситуация.

Беспалько В.П. трактует педситуацию, как «совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами».

Учебная педагогическая ситуация будет выступать в роли средства обучения, если она будет создаваться учителем целенаправленно и решать дидактические задачи.

Проблемная ситуация (Векслер С.И., Махмутов М.М., Матюшкин А.М.и др.)

Существенной чертой проблемного обучения является *постановка проблемных вопросов, *постановка проблемных задач и *создание проблемных ситуаций, что в совокупности позволяет не только усвоить необходимые знания и умения в процессе обучения, но и развивает самостоятельность, творчество, активность, и главное – позволяет усвоить сам процесс получения знаний, их анализ и систематизацию.

Вопросы являются проблемными, если вызывают у учащихся интеллектуальное затруднение, и ответ на них не содержится в прежних знаниях ученика. Его нужно найти самостоятельно.

 

Проблемная задача – это познавательная задача, содержащая интеллектуальное затруднение в поисках неизвестного способа действия. Она содержит: *условие задачи, *указание на неизвестное, а также *неизвестен и способ действий.

Виды проблемных задач: *задачи с несформулированным вопросом,

*с недостающими данными, *с излишними данными, *с несколькими решениями, *с меняющимся содержанием, *задачи на доказательство, *на сообразительность, *логические задачи.

 

Сутью проблемной ситуации является столкновение имеющихся у учащихся знаний с незнанием, пробел между которыми необходимо восполнить самостоятельно. Основные типы возникновения проблемных ситуаций:

1)- если учащиеся не знают способов решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации;

2) – при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

3) – если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью выбранного способа;

4) – когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием учащихся знаний для теоретического обоснования.

Способы создания проблемных ситуаций и организации проблемного обучения:

1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний.

2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достичь поставленной перед ними практической цели.

3. Расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Например, исследовательская работа на опытном участке, в мастерских и т.д.

4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, в которых проявляется противоречие между житейским представлением и научным объяснением фактов и явлений.

 

5. Выдвижение предположения (гипотезы), формулировка выводов и их опытная проверка.

 

6. Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил в результате которых возникает проблемная ситуация.

 

7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

 

8. Ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер, и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

 

9. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации, и тогда «выручают» других наук.

 

10. Варьирование задач, переформулировка вопросов.

 

СРС 6: на материале предмета подготовьте к проигрыванию примеры проблемных а)вопросов, б)задач, в)ситуаций.

 

Гуманитарно ориентированные ситуации (Данильчук В.И. Симонов В.М. и др.).

 

Ситуация, создаваемая учителем, в которую закладываются ценностно-смысловые и ценностно-эмоциональные аспекты независимо от предметного содержания. Подобная ситуация становится той обучающей средой, в которой ученик становится востребованным как субъект, как личность, выполняющая любую деятельность осмысленно. При этом, есть несколько способов введения гуманитарного компонента в создаваемую ситуацию:

 

- явный – непосредственное использование текстов и материалов гуманитарного характера,

 

- неявный – через косвенные процессуальные способы включения обучаемого в эмоционально- ценностное восприятие и переживание изучаемого материала.

 

Выделяют:

 

1) Предметно-ориентированные гуманитарные ситуации.

 

Они направлены на освоение учениками знаний и умений их применять. При этом,- формируется ценностно-смысловое отношение к знаниям, знания «преломляются» через себя, собственный опыт и отношение. Формируется внутренняя мотивация, личностный познавательный интерес. Возникает осознание необходимости межпредметной интеграции знаний.

2) Практико-ориентированные гуманитарные ситуации.

Это ситуации, в которых осмысливается возможность использования знаний в реальной жизнедеятельности. Создаётся некая модель действительности (экономической, профессиональной и пр.), и нужно в составе учебной группы решить проблему, принимая на себя условную роль.

3) Поисково – ориентированные гуманитарные ситуации.

Включение учащихся в поисковую, экспериментальную деятельность.

4) Гуманитарно ориентированные ситуации.

Направлены на осознание учащимися свободы действия и ответственности за свои поступки, дают возможность осознать самоценность человека и природы и т.д. Необходимо: - давать интегративное межпредметное знаниевое содержание; -организовывать коллективно-индивидуальную деятельность для решения задачи; -предусматривать возможность самореализации каждого ученика. Можно использовать задания-проекты, задачи с мысленным экспериментом и пр

 

17 вопрос. Общее образование – в настоящее время к общему образованию в широком смысле принято относить следующие составляющие: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее и дополнительное образование детей.

– создание общедоступной электронной школы (где будут размещены учебные материалы лучших педагогов), – и общенациональной системы профессионального роста учителей. Направления:

Первое – это внедрение современных программ подготовки и повышения квалификации педагогов, которые соответствуют профессиональным требованиям. Надо расширять участие в этой работе вузов, исследовательских институтов, использовать уникальный опыт лучших учителей и ведущих школ страны. И, конечно, необходимо задействовать ресурсы недавно созданного нами Центра поддержки талантливых детей «Сириус», он должен стать также и источником передовых практик обучения.

Второе – это внедрение эффективного механизма материального и морального поощрения качественного, творческого учительского труда, создание стимулов к развитию, к непрерывному профессиональному росту. Вы знаете, что сейчас учителям присваиваются звания, категории, и за это предусмотрены денежные надбавки. Но по факту эта система в значительной степени потеряла свою стимулирующую роль. Человек добился определённых успехов, вышел на новый профессиональный уровень и остановился, а положенную надбавку воспринимает просто как часть заработной платы. Право на дополнительное вознаграждение, свой профессиональный статус необходимо периодически подтверждать. В этом случае у учителя появится мотив к приобретению новых знаний и новых навыков.

Третье. Понятно, что и саму систему оценки квалификации, качества результатов работы учителя и его потенциала нужно совершенствовать, делать её более объективной, менее бюрократической, и главной должна быть оценка не чиновника, а коллег, профессионального сообщества.

Ещё одно предложение – резко снизить так называемую бумажную нагрузку на педагогов. А также ликвидировать третьи смены в школах, а в перспективе перейти на односменное обучение.

 

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

Определен круг значимых задач, которое должно решать дополнительного образования детей:

- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

- определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, вида учреждения, особенностей его социокультурного окружения;

- формирование условий для создания единого образовательного пространства;

- расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

- создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;

- создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;

- обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

Несомненно, реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой – создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Таким образом, дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы: выровнять стартовые возможности развития личности ребенка, способствовать выбору его индивидуального образовательного пути, обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха», содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Что должно быть изменено/улучшено:

1. Слабая взаимосвязь и координация деятельности учителей-предметников и педагогов, реализующих дополнительные образовательные программы.

2. Отсутствие единых подходов, требований, терминологии в деятельности педагогов дополнительного образования.

3. Недостаточный уровень экспертизы программного обеспечения.

4. Недостаточное использование лучших традиций внешкольного образования, программно-методического потенциала, форм и методов работы учреждений ДОД школой.

5. Слабая нормативно-правовая база по обеспечению дополнительного образования детей в школе.

Также существуют специфические особенности оценки качества в дополнительном образовании детей:

- невозможность применения школьной шкалы отметок на занятиях дополнительного образования;

- специфика образовательного процесса, когда результат может обозначиться во времени и проявиться в ценностных, мотивационных, поведенческих установках, навыках и умениях, которые складываются благодаря комплексному характеру дополнительного образования;

- невозможность нормирования результатов дополнительного образования детей в условиях школы, так как определены разные критерии – это может быть и количество дипломов и призовых мест, а может быть самостоятельный творческий проект;

- сложность проявления результатов, т.к. их сущность увидеть труднее, потому что это не места на конкурсах и выставках, а изменения, произошедшие в ребенке.

Для того, чтобы сделать методическое обеспечение адекватным современным требованиям развития интеграции основного и дополнительного образования, решаем ряд задач:

· в области содержания образования:

- обеспечение методического сопровождения разработки авторских и модифицированных программ;

- совершенствование существующих и внедрение новых технологий, форм, методов и средств обучения и воспитания;

- разработка критериев мониторинга эффективности дополнительного образования;

- пропаганда новых педагогических технологий и оказание помощи педагогам в их усвоении;

· в области повышения квалификации:

- разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих непрерывное повышение квалификации в сфере дополнительного образования;

- мониторинговые исследования, анализ деятельности педагогов;

· в области организации и управления инновационными процессами:

- оказание всесторонней методической и научной помощи педагогам (консультации, учебно-методическое оснащение, рецензирование и коррекция методических материалов, разрабатываемых педагогами);

- включение педагогов в творческий педагогический поиск, исследовательскую деятельность;

- организация системы мероприятий по распространению собственного опыта, положительных результатов педагогических новшеств;

- создание банка данных о перспективных нововведениях и инновационных идеях реализации дополнительного образования, подготовка методических рекомендаций для педагогов по технологиям исследовательской и экспериментальной работы.

Развитие профессиональных умений, взаимообогащение опытом в процессе совместного изучения определенных вопросов осуществляется через проблемные семинары, один из таких семинаров «Современные педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе».

Перспективное направление – постоянно действующий семинар «Разработка образовательных программ основного и дополнительного образования, подготовка к лицензированию в условиях перехода к ФГОС второго поколения». Практико-ориентированный семинар «Технология подготовки к ЕГЭ и ГИА через внеурочные формы работы», круглый стол «Формы и методы работы на уроках и во внеурочное время с обучающимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности».

Еще один аспект системно-деятельностной модели организации дополнительного образования в школе – психолого-педагогическая поддержка детей в рамках дополнительного образования, которая включает в себя следующие формы работы:

· индивидуальное и групповое психолого-педагогическое консультирование детей, подростков, их родителей, педагогов дополнительного образования;

· психологическая диагностика детей и подростков с целью определения их индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, способностей к той или иной деятельности, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;

· групповая коррекционно-развивающая работа с элементами тренинга для творческих объединений школы, предполагающая формирование социально активной личности, повышение уровня самооценки и уверенности в себе, улучшение психологического климата.На снижение уровня подростковой агрессии направлена программа «Я учусь владеть собой». Актуализация процесса профессионального самоопределения за счет включения психологических ресурсов личности и обеспечения обучающихся системой сведений о мире современного профессионального труда осуществляется в рамках реализации программы «Мир карьеры».

Для каждого из этих направлений сформирован пакет диагностического инструментария, программное обеспечение, банк методических и практических рекомендаций по работе как с одаренными и способными детьми, так и с детьми группы риска.

Одной из форм деятельности, через которую осуществляется интеграция основного и дополнительного образования, является работа в школьном музее. При этом содержание учебной деятельности не дублирует содержание предметов истории и обществознания, обязательное для изучения. Разработка и проведение экскурсий, работа с текстами и анализ источников дают возможность через успешную практику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы, способствуют положительной мотивации.

Пробуждению интереса к познавательной деятельности и получению новых знаний способствует участие в массовых образовательных мероприятиях в рамках межсетевого взаимодействия, среди которых:

· конференции (районные, региональные, всероссийские), на которых ученики школы представляют свои исследовательские проекты и работы;

· предметные тематические экскурсии на предприятия города, музеи;

· участие в интеллектуальных конкурсах различных уровней.

Перспективы развития дополнительного образования интеллектуальной направленности мы видим в следующем:

1. Организация обучения обучающихся в заочных школах, на дистанционных курсах.

2. Создание предметных мастерских.

3. Создание предметных лабораторий.

4. Организация предметно-исследовательских клубов.

Дополнительное образование может быть представлено в школах следующими направленностями: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, культурологическое, военно-патриотическое, естественнонаучное, социально-педагогическое, а важным элементом структуры дополнительного образования являются школьные учебные объединения, которые развивают и поддерживают интерес обучающихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы. Кроме того, разнопрофильность кружков, секций, мастерских для создает условия для разностороннего развития личности.

 

 

Квалитология – kvalis – от лат. – какой по качеству, lodos – учение, теория о качестве, наука управления качеством.

Объектом квалитологии (науки о качестве) выступает качество предметов и явлений мира человека.

Предметом квалитологии являются качества объектов и процессов той части мира, которые ассимилированы общественной практикой в широком ее значении.

Основателем современной системы управления качеством считается американский философ и социолог Э. Деминг. Значительный вклад в данную теорию внес и российский ученый А.В. Глычев. Он дал первую структурную характеристику науки об управлении качеством.

Специалисты выделяют ряд этапов становления квалитологии:

I этап охватывает период с древних времен истории человечества и до середины XIX века. Характерными чертами этого этапа считают:

- постановка задачи обеспечения качества материального производства;

- первые работы теоретического осмысления проблемы качества в философских и экономических трудах. Эти аспекты нашли отражение в трудах Аристотеля (объект перестает быть тем, что он есть, когда теряет свое качество), Гегеля (качество и количество рассматривается как взаимопроникающие противоположности) и др.

II этап охватывает примерно с середины XIX века до середины XX века. Он характеризуется формированием и развитием системы взглядов на проблему качества, разработкой теории качества человеческого труда, теории методов управления качеством, теории контроля качества и др.

III этап охватывает период с середины XX века по настоящее время. Он характеризуется развитием системы управления качеством, появлением стандартов в системе управления качеством, складыванием междисциплинарного синтеза в рамках единой науки о качестве, появлением квалиметрии и различных концепций теории качества. Характерной особенностью современного этапа развития квалитологии является появление системно-философской и научной рефлексии науки о качестве как ответ на потребности поиска новых механизмов совершенствования жизни, развития человечества в целом. На этом этапе формируется научная парадигма об управлении качеством. Появляется общественная потребность и научная возможность системного рассмотрения проблемы креативности и качества человека, его труда и жизни.

Зарубежными специалистами (А.И. Субетто) сформирован методологический принцип единства трех основных частей квалитологии:

- Теории качества (законы и принципы формирования и реализа­ции качества объектов и процессов);

- Теории измерения и оценки качества (квалиметрии);

- Теории управления качеством (законы, принципы, механизмы, системы, методологии и технологии управления качеством труда). Как видно, триединство квалитологии ориентирует науку на исследование объекта управления качества с позиции социальных, экономических и научно-технических факторов общественного развития.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: