ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА»
Семестр
Тема 1. Предмет, метод и история экономической теории (4 часа)
1. Основные этапы развития экономической теории.
2. Функции экономической теории, экономические цели.
3. Экономические категории и законы. Методы экономической теории.
4. Предмет экономической теории.
Тема 2 Потребности и ресурсы общества (2 часа)
1.Блага и их классификация и закон возвышающихся потребностей.
2.Ресурсы, виды ресурсов, ограниченность ресурсов и проблема выбора.
3.Альтернативная стоимость благ, альтернативные издержки и кривая производственных возможностей.
4.Полная занятость ресурсов и эффективность.
Тема 3. Экономическая система и ее составляющие (4 часа)
1. Экономические агенты (субъекты экономики: домашние хозяйства, фирмы, государство). Экономический кругооборот.
2. Собственность: экономическое и юридическое содержание. Пучок правомочий (перечень А.Оноре).
3. Экономические системы и их типы (традиционная система, рыночная система, административно-плановая система, смешанная экономика).
4.Смешанная рыночная экономика и ее модели.
5. Разгосударствление и приватизация российской экономики.
Тема 4. Деньги (4 часа)
1. Эволюция форм стоимости.
2. Металлические деньги, их функции и эволюция денежных систем.
3. Бумажные деньги, демонетизация и функции денег.
4. Электронные деньги. Сущность и функции.
5. Современные формы денег и денежные агрегаты.
ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИКРОЭКОНОМИКА»
Семестр
Тема 5. Структура и инфраструктура рынка и ее составляющие (3 часа)
1. Рыночная экономика и ее основные свойства и общая характеристика. Классификация рынка по различным критериям.
2. Инфраструктура рынка
3. Условия перехода к рыночной экономики: опыт России и других социалистических стран.
Тема 6. Рынок: спрос, предложение и цена (4 часа)
1. Спрос: индивидуальный и рыночный. Закон спроса. Изменение величины спроса и изменение спроса: графическая интерпретация. Неценовые факторы спроса.
2. Предложение: индивидуальное и рыночное. Закон предложения. Изменение величины предложения и изменение предложения: графическая интерпретация. Неценовые факторы предложения.
3. Равновесное и неравновесное состояние рынка по Вальрасу и Маршаллу.
4. Сравнительный анализ рыночного равновесия при сдвигах кривых спроса и предложения.
5. Концепция эластичности и виды эластичности спроса и предложения.
Тема 7. Потребительское поведение (2 часа)
1. Теория предельной полезности: ординалистский подход и условия максимизации полезности.
2. Теория предельной полезности: кардиналистский подход и условия максимизации полезности
3. Эффект дохода и замещения. Номинальный и реальный доход.
Тема 8. Издержки производства (4 часа)
1. Предприятие как основной хозяйствующий субъект.
2. Концентрация и централизация производства и капитала: слияние, поглощение, горизонтальная и вертикальная интеграция.
3. Бухгалтерские издержки (структура) в краткосрочном периоде и бухгалтерская прибыль.
4. Экономические издержки и экономическая прибыль.
Тема 9. Совершенная конкуренция и оптимизация деятельности фирмы (4 часа)
1. Совершенная конкуренция и ее характерные черты.
2. Оптимизация деятельности фирмы в краткосрочном периоде: метод сравнения валового дохода и валовых издержек.
3. Оптимизация деятельности фирмы в краткосрочном периоде: метод сравнения предельного дохода и предельных издержек.
4. Кривая предложения в краткосрочном периоде.
5. Оптимизация деятельности фирмы в долгосрочном периоде.
Несовершенная конкуренция и общие подходы к оптимизации деятельности фирмы (2 часа)
1. Несовершенная конкуренция и форма ее экономической реализации.
2. Виды несовершенной конкуренции и их характерные черты.
3. Методологические подходы к оптимизации фирмы в условиях несовершенной конкуренции.
Тема 11. Монополистическая конкуренция и оптимизация деятельности фирмы (2 часа)
1. Значение дифференциации продукта и издержки неценовой конкуренции.
2. Оптимизация деятельности фирмы в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Тема 12. Олигополистическая конкуренция и оптимизация деятельности фирмы (2 часа)
1. Особенности ценообразования на олигополистическом рынке и стратегическое поведение фирмы-олигополиста.
2. Модели ценообразования: дуополия Курно, ломаная кривая спроса, картельные соглашения, лидерство в ценах, ценообразование по принципу «издержки плюс».
Тема 14. Монополия и оптимизация деятельности фирмы (4 часа)
1. Монополия, ее виды и формы.
2. Оптимизация деятельности фирмы-монополиста. Экономическая прибыль монополий.
3. Социальная цена монополии и ценовая дискриминация первой, второй и третьей степени.
4.Монополия и антимонопольное законодательство.
5. Естественные монополии и государственное регулирование.