Создание и начало работы




Нескучный парк

Основная статья: Нескучный сад

Часть ЦПКиО занимает Нескучный сад, образованный в первой трети XIX века: в 1826 году император Николай I выкупил бывшее имение князей Трубецких и дал ему название Нескучного сада. После это название перешло на приобретённые дворцовым ведомством соседние владения князей Орловых и Голицыных. На месте трёх усадеб организовали единый парковый комплекс. После революции 1917 года парк был национализирован и открыт для посетителей.

ВСХВ

 

Состояние единственного сохранившегося павильона «Машиностроение» на 2007 год

Основная статья: Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка

В 1922 году территория вдоль Москвы-реки была отведена под Первую Всероссийскую сельскохозяйственную выставку 1923 года. Выставку принято рассматривать как часть истории парка, потому что её планировка и культурная программа подготовили организацию парковой зоны именно на этом месте.

  [С] одной стороны, выставка своей культурно-просветительской функцией предвосхитила и определила направление развития Центрального парка культуры и отдыха им. Горького: на ВСХВ посетители могли познакомиться с жизнью всей страны, со всеми её достижениями. С другой стороны, архитектура и планировка выставки ещё долго определяли структуру парка культуры, которая была создана в традициях всемирных выставо к. Историк Катарина Кухер  

Участок на Крымском Валу был выбран неслучайно. Эта территория расположена на живописном берегу Москвы-реки и близко к центру города. Речная линия определила основную ось плана выставки и расположение павильонов, примыкающие к выставке Нескучный сад и Воробьёвы горы создавали зелёные зоны и естественным образом определяли границы участк а.

На всероссийский конкурс по созданию плана выставки было представлено 27 проектов, лучшим из которых признали вариант архитектора Ивана Жолтовского. Единственный сохранившийся от ВСХВ архитектурный объект — павильон «Машиностроение» (или «Шестигранник») — в настоящий момент находится на реконструкции, после которой станет выставочной площадкой «Гаража».

История

Создание и начало работы

ПКиО в 1931 году, фото колоризованное вручную

Архитектор Константин Мельников у павильона «Машиностроение», 1923 год

 

Первая директриса парка Бетти Глан

16 марта 1928 года Президиум Моссовета принял постановление об организации на территории ВСХВ парка культуры и отдыха:

Признать необходимым устройство в Москве парка культуры и отдыха на территории бывшей сельскохозяйственной выставки, Нескучного сада и Воробьёвых гор и приступить к началу работ по устройству этого парка в текущем году.

На устройство парковой зоны Моссовет выделял 200 тысяч рублей, и Госбанк — ещё 500 тысяч. Это должен был быть первый советский парк культуры и отдыха, где планировалось вести широкую политико-воспитательную и культурно-просветительскую работу среди трудящихся, ПКиО стал бы местом «массовой пропаганды советской культуры и пролетарского искусства.

Для выполнения партийной директивы о культурной революции требуется в первую очередь улучшить условия жизни рабочих и на рабочем месте, и дома. Помимо этого необходимо обеспечить рабочему классу разумный отдых и культурные развлечения. Парк культуры и отдыха должен быть создан таким образом, чтобы он и по внешнему виду, и по внутреннему содержанию привлекал внимание самых широких слоёв трудящихся. В нём нужно создать такую уютную и непринуждённую обстановку, чтобы каждый посетитель, побывав в этом парке, действительно хорошо отдохнул и получил удовольствие. <…> Главной задачей этого нового учреждения является самая решительная и самая беспощадная борьба с хулиганством, темнотой, невежеством и другими антикультурными явлениями.

Руководителем отдела планирования ПКиО назначили архитектора Константина Мельникова, до этого принимавшего участие в проектировании ВСХВ. Новая планировка сменила более ранний проект Жолтовского. В мае 1928-го был создан и утверждён художественный совет парка. Среди членов совета были также Анатолий Луначарский и Всеволод Мейерхольд. 1 июня того же года по инициативе Луначарского организовали «Общество друзей парка культуры и отдыха», задачей которого было привлечь как можно больше людей к работе над новым общественным пространство м.

В июле Моссовету доложили о состоянии строительства. На тот момент задачей проектировщиков было остановить разрушение заброшенной территории, приступить к реконструкции имеющихся павильонов и разработать генеральный план будущего парка. Изначально Моссовет постановил создать план в течение двух месяцев, но срок оказался невыполнимым. Тогда рабочая комиссия решила провести два отдельных конкурса: составление культурной программы парка до 1 сентября 1928 года и архитектурно-художественный конкурс со сроком сдачи весной 1929-го.

Незавершённый парк впервые открылся для посетителей 12 августа 1928 года. За день до этого в газете «Рабочая Москва» было напечатано:

Зав. парком тов. Лебедев сообщил нашему сотруднику, что парк открывается в воскресенье 12 августа в 12 часов дня. Вход в первый день будет бесплатный, а затем устанавливается плата в 10 копеек. Кроме того, выпускаются сезонные билеты за полтинник со дня сезона.

В первый день парк посетили более 100 тысяч человек. По имеющимся данным, на тот момент в нём были организованы Ленинская площадь и Детский городок, работали ясли, несколько театров, аттракцион «Спиральный спуск». В Нескучном саду находились Военный городок и Симфоническая эстрада, а в парке усадьбы Голицыных для посетителей были открыты аллея гамаков и кафе. В ПКиО устроили аллеи и дорожки для прогулок, площади, газоны и клумбы. Посетителям были доступны физкультурные и танцевальные площадки, кино, «читальня», аттракционы и другие развлечения.

Первый год парк работал чуть более месяца — до 23 сентября. Согласно сохранившейся статистике, в этот период его посетило порядка 1,5 млн человек — по 10—12 тысяч ежедневно, всего около 700 тысяч пришли в кинотеатр, театр и на различные концерты.

Летом 1929 года отдел планирования ПКиО возглавил другой советский архитектор — Эль Лисицкий. По мнению историка Катарины Кухер, его назначение свидетельствует о желании руководства задействовать авангардистские идеи 1920-х годов при разработке генерального плана нового парка. Лисицкий интересовался способами организации отдыха для советских рабочих и стремился превратить парк в «фабрику здоровья». С 1929 по 1937 год директором парка была Бетти Глан[* 1]. Время её руководства называют «золотой эпохой», когда ПКиО был «культурным комбинатом переделки сознания.

Развитие парка

Аллея у набережной в ЦПКиО, 1939 год

Парашютная вышка в ЦПКиО, 1939 год

14 сентября 1930 года Мособлисполком и Моссовет решили провести ещё один конкурс на генеральный план парка. В комитет конкурса вошли специалисты по планированию и озеленению, культурно-образовательной программе, а возглавила комитет директриса Бетти Глан. Одновременно в территорию будущего парка были включены Лужники и Фрунзенская набережная, после чего комитет установил окончательную площадь — 593,4 га. В конкурсе участвовали различные архитектурные бригады, мастерские и организации, такие как АСНОВА, АРУ, ВОПРА, Сектор архитекторов социалистического строительства (САСС) и другие. Свои проекты представили также отдельные специалисты: инженер И. Кланг, архитекторы Моисей Гинзбург и Константин Мельников. Комиссия завершила свою работу в 1931 году, так и не выбрав проекта-победителя.

В 1932 году, по случаю 40-летия общественной и литературной деятельности Максима Горького, парку было присвоено его имя. Предположительно, статус центрального парк получил в этом же году, это может быть связано с открытием в 1931-м Измайловского парка культуры и отдыха и парка «Сокольники», до этого парк Горького был единственным ПКиО в столице. Именование подтверждают архивные документы, например, в издании «Из опыта работы ЦПКиО» 1932 года представлены программы парка зимой 1931-го, где он ещё не имеет в названии статуса центрального. В книге Бетти Глана «Ударно работать — культурно отдыхать», выпущенной в 1933 году, есть название «Центральный парк культуры и отдыха имени Горького».

С 1932 по 1941 год работу над новым генеральным планом возглавлял архитектор Александр Власов. Один из его проектов — Зелёный театр — открылся в ЦПКиО в 1934-м. Театр располагался под открытым небом и был рассчитан на 20 тысяч зрителей. В нём были представлены музыкальные, оперные, театральные и цирковые постановки. В парке действовали также Летний драматический театр на 1100 мест, звуковой и обыкновенный кинотеатры.

Первый в Москве звуковой кинотеатр располагался в здании № 9/45 на Крымском Валу, которое сейчас занимает дирекция парка. Изначально на этом месте находилась судостроительная верфь Механического и судостроительного завода Бромлей. После закрытия завода судоверфь была перестроена Алексеем Щусевым в Кустарный павильон ВСХВ. В 1933 году бразильский архитектор Родриго Дакоста кардинально перестроил здание и изменил его функции, преобразовав в кинотеатр. В 1942-м в центральную часть здания попала авиабомба, в результате чего была разрушена кровля, кинозал, фойе, частично несущие конструкции.

В 1930-е годы в парке действовала развлекательная парашютная вышка. По данным американского журнала «Popular Science», на март 1935-го это была первая в мире подобная постройка.

В парке проводились большие массовые мероприятия и выставки. Например, 8 июля 1935 года в парке прошёл карнавал, посвящённый проекту Советской конституции. Торжественное мероприятие, собравшее больше 100 тысяч участников, стало ежегодным событием.

В 1936-м началась реконструкция территории по проекту Власова: все временные постройки снесли, в центре парка установили большой фонтан со смотровыми площадками. Пушкинская набережная была уложена в гранит и украшена двенадцатью вазами. За проектирование парка архитектор был удостоен гран-при на Международной выставке в Париже 1937 года. В 1930-х годах обустройство Центрального парка культуры и отдыха совпало с разработкой Генерального плана реконструкции Москвы и идеологической переориентацией на классические архитектурные каноны. Сталинский план 1935 года учитывал озеленение столицы: 54 % её площади должны были занимать зелёные насаждения, 80 % которых приходились на парки. Согласно плану, ЦПКиО представлял собой главную зелёную артерию столиц ы.

В 1947 году в честь празднования 800-летия столицы парк был награждён орденом Ленина за качественное «культурное обслуживание трудящихся». После войны ежегодно высаживалось более 2 тысяч деревьев и 25 тысяч кустарников. С 1950-х в ЦПКиО началась большая реконструкция, в ходе которой построили новые эстрады, сделали гранитные набережные у Голицынского пруда, выложили площади и аллеи (общая протяжённость аллей в 1958 году составляла 30 км). В 1956-м архитекторы Георгий Щуко и Анатолий Спасов возвели у входа в парк 18-метровую арку, опирающуюся на 24 колонны и боковые пилоны. Через год в парке появилась Народная обсерватория, оснащённая пятидюймовым рефрактором Карла Цейса, солнечными часами, глобусом, армиллярной сферой и другой аппаратурой. Обсерватория работала вплоть до 1990-х и была вновь открыта после реконструкции осенью 2012 года. В 1958-м в парке было запущено колесо обозрения высотой 52 метра, его демонтировали в 2008 году.

В 1990-х годах бо́льшую часть парка занял развлекательный комплекс «Чудо-град» с аттракционами, палатками и кафе. Вход в парк вновь стал платным. На тот момент многие архитектурные и скульптурные памятники парка Горького требовали реставрации.

С 1993 по 2014 год в парке Горького находился 50-тонный макет космического корабля «Буран», использовавшийся некоторое время как аттракцион. После его транспортировали на ВДНХ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: