МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (ПМ 05)
План
1.Задание к экзамену
Структура ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса
Понятие «портфолио», цель, задачи, функции, виды портфолио
4.Характеристика компонентов портфолио к экзамену
Пример оформления титульного листа и содержания портфолио
Как представить портфолио и методическую разработку?
1.Задание к экзамену: соберите и оформите электронное портфолио работ по ПМ 05, подготовьтесь его представлять и защищать (составить защитное слово), а также презентовать одну методическую разработку (сборник, картотека, система заданий, занятий, методическая папка, материалы аудио-видео сопровождения к занятию). Методическая разработка представляется в комиссию в распечатанном виде (кроме материалов аудио-видео сопровождения к занятию). Портфолио сдается в электронном виде на ДИСКЕ, который подписан (могут быть на 1 диске несколько портфолио-но подписать)
2.Структура ПМ 05 Методическое обеспечение образовательного процесса (согласно учебному плану)
Элементы модуля (код и наименование МДК, код практик) | Формы промежуточной аттестации | Оценка | |
МДК.05.01 | Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного воз раста | По текущим | |
МДК.05.02 | Основы проектно-исследовательской деятельности | Дифференцированный зачет | |
МДК.05.03 | Организация личностно-профессионального саморазвития воспитателя ДОУ | По текущим | |
МДК.05.04 | Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ и группы | Комплексный зачет | |
ПП.05.01 | Разработка компонентов развивающей предметно-пространственной среды | Комплексный зачет | |
ПП.05.02 | Организация методической работы воспитателя | Дифференцированный зачет |
|
Понятие «портфолио», цель, задачи, функции, виды портфолио
Существуют различные подходы к определению понятия портфолио:
Портфолио – комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента |
- индивидуальная, персонально подобранная совокупность разноплановых материалов, которые, с одной стороны, представляют образовательные результаты в «продуктном» виде, а с другой – содержат информацию об индивидуальной образовательной траектории обучающегося; система оценивания, отслеживания успехов, трудностей и путей их преодоления |
- средство мониторинга индивидуальных достижений или форма альтернативного экзамена, инструмент оценки образовательных достижений и дополнения результатов других традиционных контрольно-оценочных средств (Т.Г. Новикова, М.А. Пинская) |
- отчет по процессу обучения о том, что узнал студент, как проходил процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает и т.п., как взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях |
- форма и процесс организации (сбор, анализ и оценка) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня подготовки и компетентности студента с возможностью дальнейшей коррекции индивидуальных траекторий обучения и программ развития |
- инструмент самоорганизации, самопознания, самооценки, саморазвития и самопрезентации обучающегося; средство контроля, средство объективного и максимально полного выявления актуальных и перспективных возможностей и способностей студента, демонстрации его наиболее сильных сторон и раскрытия его человеческого, профессионального и творческого потенциала (И.А. Кныш и И.П. Пастухова) |
- эффективный способ рационального и прозрачного продвижения будущих профессионалов на рынке труда, оценивания имеющихся у них ключевых, профессиональных и творческих компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия с работодателями |
|
• Портфолио студента - это комплект документов, отзывов, работ, позволяющий студенту предъявить образовательные и профессиональные достижения, степень освоения общих и профессиональных компетенций, определить направления профессионально – личностного саморазвития
Стратегическая цель портфолио - аутентичное оценивание (истинное, настоящее, подлинное, верное), оценивание реальных достижений студентов по ПМ 04;
Цель портфолио с точки зрения тактики рассматривается таким образом:
· во-первых, объективно и максимально полно выявить актуальные и перспективные возможности и способности студента, продемонстрировать его сильные стороны, раскрыть его человеческий, профессиональный и творческий потенциал;
|
· во-вторых, сформировать у будущего специалиста навыки анализа собственной деятельности, самоорганизации, самоконтроля, самооценки, а также позитивного и конструктивного отношения к внешней критике;
· в-третьих, содействовать прогнозированию траектории личностного развития, личностно-профессиональному самоопределению студентов и способности к адекватной оценке результатов собственной деятельности и проектированию на этой основе жизненной и профессиональной карьеры.
Цель портфолио - формирование у студентов потребности в профессионально-личностном саморазвитии, активной профессиональной и личностной позиции, готовности к сотрудничеству через предъявление, рефлексию и анализ образовательных и профессиональных достижений, оценку успешности освоения общих и профессиональных компетенций.
Задачи портфолио:
- отслеживать индивидуальные достижения студента; динамику развития профессионально-значимых качеств, успешности освоения общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов, отзывов, работ, других свидетельств;
- оценивать эффективность саморазвития по результатам, материализованным продуктам, свидетельствам учебной и профессиональной, проектной деятельности;
- формировать и совершенствовать учебную мотивацию, мотивацию достижений и мотивацию на профессиональную деятельность;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов, формировать у них адекватную самооценку;
- проследить индивидуальный прогресс студента в течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве и различных жизненных контекстах;
- определять количественные и качественные индивидуальные достижения студентов;
- создавать предпосылки и возможности для успешной социализации и профессионализации выпускников.
Функции портфолио
К числу функций студенческого портфолио следует относить в первую очередь те, которые связаны с выявлением с его помощью определенных качеств личности обучаемого или отдельных характеристик осуществляемой им деятельности с дачей последним полной оценки в рамках системы выработанных критериев. Выделяют такие функции портфолио:
Диагностическая - анализ индивидуальных достижений студента с выявлением фактов освоения или не освоения им содержания обучения, успеха или неудачи в решении отдельных профессионально-образовательных задач с соотнесением полученных результатов с системой заранее разработанных стандартов и критериев.
Контрольная - выявление особенностей освоения студентом тех или иных элементов содержания образования с целью определения величины отклонения фактических его показателей от требуемых.
Аттестационная - предоставление информации о результатах подготовки отдельного студента с целью определения возможности признания его как достигшего требуемого образовательного уровня.
Рейтинговая - показывает диапазон сформированных общих и профессиональных компетенций, навыков и умений, определение рейтинга студента в ряду других студентов.
Мотивационная - повышение образовательной и профессиональной мотивации студентов, развитие их способности к самодетерминации.
Организационная - развитие навыков целеполагания, планирования и прогнозирования, способности к самоорганизации деятельности.
Операциональная - развитие навыков осуществления деятельности с учетом условий ее протекания, способности к саморазвитию в деятельности.
Рефлексивная - развитие навыков оценки себя и собственной учебной деятельности, способности к рефлексии.
Управления – содействие личностно-профессиональному самоопределению студентов и развитию у них способности самостоятельного проектирования жизни и профессиональной карьеры.
Учетно-информационная - накопление и полноценное отражение свидетельств того или иного состояния профессионально-образовательной деятельности, а также успешность освоения студентом предлагаемого ему содержания.
Развивающая - развитие способности студента самостоятельно осуществлять весь цикл деятельности, выстраивать ее с учетом итогов внешней оценки и самооценки ее процесса и результатов.
Содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых студентом работ.
Корректирующая - реализация системы коррекционных мер по отношению к построению обучающей и профессионально-образовательной деятельности.
Функции портфолио
Вышеобозначенные функции позволяют фиксировать, накапливать, отслеживать и оценивать индивидуальные образовательные и профессиональные достижения студента, их динамику в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы; формировать личную ответственность за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования.
Принципы технологии «Портфолио» можно сформулировать следующим образом:
Принципы технологии «Портфолио» |
Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определенными видами учебной, научной и творческой деятельности |
Структуризация и логичность, оптимальность материалов, лаконичность письменных пояснений |
Целостность, тематическая завершенность материалов |
Наглядность и обоснованность презентации |
Профессиональная этика и открытость материалов |
Аккуратность и эстетичность оформления |
Научность и практическая значимость представляемых материалов |
Систематичность и регулярность самомониторинга |
Таким образом, портфолио дополняет традиционные оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, позволяя учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной, являясь важным элементом практикоориентированного, деятельностного подхода к образованию.
Виды портфолио
Портфолио классифицируют по различным основаниям: