Знакомство со славянскими символами связанными с семьей и ее благополучием.




Самым загадочным и наименее изученным из всех славянских божеств является Род – божество, известное только восточным славянам и не уцелевшее в этнографическом материале. Можно процитировать слова Н.М.Гальковского, написанные им в 1916г., и остающиеся в силе по сей день: «Вопрос о почитании Рода и рожаниц принадлежит к самым темным и запутанным».(Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси.Харьков, 1916,т.I, с.153.)

Срезеневский И.И. (Срезеневский И.И. Рожаницы у славян и других языческих народов. СПб. 1855) написал первую статью о спутницах Рода, «девах жизни»рожаницах, и считал их богинями судьбы наподобие греческих мойр. Эту идею подробнее развил Веселовский А.Н., полагавший, что Род связан с культом предков «незримых блюстителей домашнего очага и нарастающего поколения». Первоначально Род-производитель, совокупность мужских членов племени, сообща владеющих рожаницами, матерями нового поколения» (Веселовский А.Н. Разыская в области духовного стиха.XIII. Судьба-доля в народных представления славян. – ОРЯС.СПб., 1890,т.46,с.172-264(о Роде).

Язычники именно Роду приписывают возникновение новой жизни на земле. Для того чтобы родились дети, языческий бог должен сбрасывать с неба какие-то «груды», содействующие рождению. Значение у этого слова следующее: «грудие» - капли, «грудие росное» - капли росы, «градные груды» - дробинки града (Срезневский И.И. Материалы…, т.I, стлб.599-600.) Наиболее вероятно, что слово «грудие» без дополнительного определения (росное, градное) означало просто дождевые капли. Это больше подходит к контексту – ведь роса образуется из тумана; капли росы не падают с неба, а древний комментатор утверждает, что Род именно с неба («седя на воздусе») мечет свои плодотворные капли. Если принять это толкование, согласующее все части интересующего нас текста,то в нашем распоряжении будет огромное количество этнографических примеров веры в универсальную оплодотворяющую силу дождя, как в отношении земли, так и в отношении женщин. Рассмотрим разветвленный комплекс древнерусских слов, содержащих корень «род». Род, Родичи, Природа, Народ, Родина, Рождать, Родня, Родить, Урожай. Трубачев А.Н. в своем исследовании о терминах родства пишет, что «А.Брюкнер был довольно близок к истине, когда говорил, что родъ, родити, означало сначала «успех», «процветание», «урожай», «прибыль», «забота». Обозначение воды, водного источника – «родища», родника, а также и цветов, растущих близ воды, -лилий- «родий» («кринов»). А также Родия –молния; Родiе, родiя – плод граната, Род, Родьство – геена огненная, Родрый, ръдрый – красный, Рдеть – красный, краснеть, Рдяный. Обилие славянских слов с корнем «род» в значении красного и огненного позволяет считать слово «родьство» славянским обозначением пекла.

Вполне возможно связать с этим и обычай (обряд) «перепекания» детей (Бабя-Яга проводила обряд следующим образом. В случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита, атрофии и прочих недугов. Считалось, при их наличии, что ребенок «не дозрел» в материнском чреве.печь, как уже упоминалось, в традиции древних славян представляла собой отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. При этом уподобляли рождение ребенка выпечке хлеба, а потому младенца предварительно обмазывали ржаным тестом, укладывали на хлебную лопату, привязывали к ней и трижды отправляли на короткое время в теплую печь. Занимались этим повитухи, сами матери или самые старые женщины в селении. Проводился обряд несколькими женщинами, одна из которых сажала ребенка в печь, а другая обходила дом трижды походу солнца и после этого задавала вопрос перепекающей:«Что делаешь?», та отвечала «Хлеб пеку», ответом было: «Пеки, пеки, да не перепеки», женщина выходила за дверь, а перепекающая доставала ребенка из печи.ЭтнографВ.К.Магницкий).и красный цвет одежды и вышивки, обережной символики.

В славянской деревянной резьбе верховенство Рода подчеркнуто помещением его символа на высоких местах: на щипце кровли, над стенами, а внутри домов – на потолочной матрице-сволоке.(см., например Slovenske 1,udoveumenie.Bratislava,1953, tab.21.) Иногда на деревянных «полотенцах», спускающихся от верха кровли, помещалась, как на прялках, сложная композиция из нескольких солнц, как бы бегущих по небосводу, а центральное место занимало «колесо Юпитера», символизирующие белый свет. Точнее всего соотношение Света (Вселенная) и солнца (субьект света) выражено в онежский прялке.(Cоколов С., Томский И. Народное искусство Севера России. М., 1924, рис.19.)В нижней части

Лопасти прялки показано солнце в его четырех суточных позициях: восходящее, полдневное (изогнутые многочисленные лучи подчеркивают бег светила по небу), заходящее и ночное, подземное солнце.

Выше этого солнечного круговорота поднимается мировое древо, соединяющее все ярусы мира, а над ним, на самом верху прялки помещен во всю ширину лопаски тщательно вырезанный огромный шести-лепестковый «громовый знак», господствующий над всей композицией, как Род господствует над Вселенной.(идея вселенского «неосяжаемого» света с очень давних времен стала ассоциироваться с зеркалами или их предшественниками – плоскими сосудами, налитыми водой (Киклады). Зеркало удваивало мир, постоянно отражало «белый свет», являясь как бы его двойником. Вероятно, поэтому древним зералам придавалась правильная круглая форма, воспроизводящая круг небесного свода.М.Ростовцев подробно проанализировал сакральную роль зеркала у скифов (Ростовцев М.И. Символы царской власти). Зеркало являлось атрибутом главной богини как у скифов-кочевников, так и у скифов-пахарей (см. пластина из Сахновки на Роси). На сарматских зеркалахIII-IIв. До н.э. помещали знак с шестилепестковой розеткой (СА, 1979,№4,с.191-194, рис. 1 и 3.) Точно такой же знак мы встречаем и на резной деревянной оправе русских зеркал XVIII-XIX вв. (Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.- Л., 1934, с.40, рис.12). Общеизвестна роль зеркала в русских новогодних гаданиях о судьбе.).

 

Главный праздник Рода и двух рожаниц был общественным осенним праздником урожая. Вторично Рода и рожаниц чествовали на Рождество Христово (после 25 декабря).

В традиционной вышивке и ткачестве, ювелирных украшениях, используются следующие символы: оберег «семья», «свадебник», «рожаница»,»родовик», «Род». Рассмотрим их в вышеописанной последовательности.

Оберег «Семья» Рис.1, 2. Народный символ семьи по Кацеру. На примере тканого свадебного пояса, выполненного Мазюк И.В. по образцу, найденному ею у жителей деревни Калыбань Брагинского района Гомельской области. Оригинал пояса был изготовлен к свадьбе для жениха, предположительно в конце 19 столетия. Техника изготовления пояса – ткачество на ниту. Основа – из льняных суровых и шерстяных красных ниток, уток – из льняных. Ширина 2,2 см, длина 217 см. На нем 25 повторяющихся народных символов, символы собраны в блоки,Рис 6. В поясе три вида символов семьи. Рис 3,4,5..

Можно предположить, что при общем сходстве структуры и конфигурации некоторые различия в изображении трех символов семьи определяют разницу в их значении. Рис.3 –семья планируемая, создаваемая; Рис.4 –соединение двух родов процессе свадебного ритуала, Рис.5 – семья с детьми.

При раскопках древних славянских поселений встречается амулет из металла, с символом семьи. Вполне возможно это оберег хранящий общую силу семьи и дающий ее каждому, кто входит в ее состав.

В найденных археологами символах-оберегах, символ «Семья» увязан с символом «Лунница» - женским украшением в виде лунного серпа из бронзы, серебра, золота. Известны с конца эпохи бронзы. Бытовали в Египте и многих земледельческих народов Европы и Азии, отражая почитание Луны, связанное с культом плодородия. Древние предки изготавливали серьги, нагрудные подвески, детали головного убора. На Руси появление этих украшений датируется 10-12 веками. Рис.6.В пору христианства символ «Семья» трансформировался в крест «Фрете», что позволило ему оставаться самим собой без конфликта с новой религией. Рис.7.

Символ «Свадебник» Рис.8. Его основным предназначением являлось сохранение семьи, защита ее от распада. Выполненный в красном цвете для мужчин, а в синем для женщин означал крепкие долговременные семейные отношения. Четыре полукружия являются символами целостности жизни человека в круговороте природы. Мягкие и округлые линии и равновеличие окружностей – символ гармонии и партнерских отношений в семье, равноценная и равнозначная роль каждого. Встречается на вышивках и ювелирных украшениях: кольцах, серьгах, кулонах молодоженов. Пользовались символом до рождения детей.

Символ «Рожаница» Рис.9 представляет собой воплощение чистой женской энергии, которая дает новую жизнь, рождает потомство, продолжая род. В древнеславянском обычае было рождать от девяти детей, чтобы выполнить священный долг перед Богом Родом.

Чтобы беременность протекала спокойно и ребенок родился здоровым на одежде матери, малыша, пеленках, рушниках, вышивался символ «Рожаница». Он защищал и мать и дитя от дурного глаза, недоброго слова. Делались и обережные куклы Рожаницы. Вышивка делалась без узлов.

Символ «Родовик». Важнейшим из солнечных символов у древних славян признавался Родовик, осуществляющий связь с Родом, объединяющий всех людей. Родовик ассоциируется с символом Рода-Породителя и носит второе название Боговик, обеспечивающий покровительство Светлых Богов.Оберег Родовик,Рис.10, обеспечивает тесную связь Души, Духа, Совести и Тела человека – основных составляющих земной жизни.Родовик помогает избежать глобальных проблем в любых проявлениях и решать мелкие бытовые ситуации. Стоит заметить, что оберег помогает людям трудолюбивым, стремящимся к достижению четко поставленных благородных целей, дает возможность дать что то доброе и хорошее будущим поколениям. Универсален для мужчин и женщин. Сама судьба и мудрость предков стоит на страже интересов человека носящего Родовик.

Символ «Рода». Древнейший солярный знак, который лег в основу различных изображений. Считался символом достатка, плодородия и солнечной энергии. Встречается на самых важных вещах предназначенных для выживания семьи – гончарных изделиях, инструментах, орудиях труда, ритуальных предметах. Символ Рода придавал упорство и трудолюбие для обеспечения благосостояния семьи.

Можно обнаружить сходство знака со строением Вселенной. Символ Рода Рис.11,наносили в виде гравировок, вышивок, вырезали из дерева. Универсален для мужчин и женщин.

В заключении скажу что в теоретическом представлениимир славянского рода целостный, гармоничный и лаконичный. Мир в котором каждая буква, знак и символ обоснованы самой сутью жизни, ее физическими и духовными проявлениями.

 

Адамович Г.Э.
https://www.krivich.com, https://чаровницы.рф

Примечания:

1. М.С. Кацар. «Белорусский орнамент» – Мн. 1996.

2. Н. С. Кошубарова. Ткань в русской традиционной культуре: знак и функция. Сайт Омского государственного университета https://ethnography.omskreg.ru/page.php?id=553

3. Из личного архива автора.

4. Нумерация проставлена по номеру появления символа в поясе.

5. Более подробно в кн. Адамович Г.Э. «Клубок свадебных поясов» Мн. 2014.

6. Древняя Русь. Быт и культура. Под общ. ред. Б.А. Рыбакова. Санкт –Петербург, 1997 г. с. 338.

7. М.В. Седова «Ювелирные изделия древнего Новгорода (Х –ХV вв.). М. 1981. с. 38.

8. Седов В. В. Восточные славяне в VI – X III вв. – М.: Наука, 1982, с. 224.

9. Древняя Русь. Быт и культура. Под общ. ред. Б.А. Рыбакова. Санкт –Петербург, 1997 г. с. 338.

10. Древняя Русь. Быт и культура. Под общ. ред. Б.А. Рыбакова. Санкт –Петербург, 1997 г. с. 349.

11. М.В. Седова «Ювелирные изделия древнего Новгорода (Х –ХV вв.). М. 1981. с. 181.

12. Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков. https://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/

13. Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков. https://www.kulturologia.ru/blogs/150713/18549/

РАЗДЕЛ: ПУБЛИКАЦИИ

 

 

Рис.1 Рис.2

Рис.3 Рис.4 Рис.5

 

Рис.6

Рис.6

Рис.7

Рис.8 Рис.9 Рис.10 Рис.11



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: