РАЗДЕЛ IV. Основы частной психосоматики.
МЕТОДИЧЕСКИЕУКАЗАНИЯ
для аудиторного занятия
Тема 16. Психосоматические заболевания в гастроэнтерологии. Нарушения глотания, запоры, эмоциональная диарея, синдром раздраженного кишечника. Гастрит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит и болезнь Крона: картина личности, профили язвенных больных, основные подходы к психотерапии.
Форма занятия
Практическое занятие.
Образовательные технологии;
· Проблемное обучение, при котором преподавателем создаются проблемные ситуации, для решения которых студенты занимаются самостоятельной поисковой деятельностью с усвоением готовых выводов психосоматической медицины.
· Проектное обучение – студенты самостоятельно приобретают недостающие знания, используют их для решения познавательных и практических задач, развивают исследовательские умения и системное мышление.
· Информационные проекты - направлены на сбор информации по актуальным проблемам психосоматической медицины с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории.
Цель занятия: изучить личностные особенности и специфические внутриличностные конфликты больных с психосоматическими гастроэнтерологическими заболеваниями и освоить подходы к их психотерапии.
Основные понятия: Задачи.
Знать: клинику и патогенез психосоматических заболеваний в гастроэнтерологической практике.
Уметь: выявлять личностные особенности и признаки специфических внутриличностных конфликтов у пациентов с психосоматическими гастроэнтерологическими заболеваниями.
Владеть навыками: подбора рациональных методов психотерапии гастроэнтерологических психосоматических заболеваний.
Компетенции: ПК-11, ПСК-3.3
План проведения занятия
- Продолжительность занятия - 180 мин.
1. вступительное слово -10 минут
2. вводный контроль – 15 минут
3. контроль самостоятельной работы студентов в виде представления мультимедийных проектов – 55 минут
4. просмотр учебных видеофильмов по теме занятия – 45 минут
5. собеседование по контрольным вопросам – 45 минут
6. заключение – 10 минут
Вопросы для самоконтроля студентов
ПК-11
1. Классификация психосоматических расстройств в гастроэнтерологической практике.
2. Запоры и эмоциональная диарея.
3. Нарушения глотания.
ПСК 3.3
4. Хронические гастриты как психосоматические заболевания.
5. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки как психосоматическое заболевание.
6. Синдром раздраженного кишечника, клиника, патогенез.
7. Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона: клиника, патогенез.
Тестовые задания
ПК-11
1. Наиболее частым вариантом течения синдрома раздраженной толстой кишки является:
Вариант с преобладанием болей в животе и метеоризмом
Вариант с преобладанием диареи
Вариант с преобладание запоров
Функциональное заболевание кишечника, при котором у больного отмечаются боли или дискомфорт в животе, проходящие после дефекации и сопровождающиеся изменением частоты стула или консистенции стула, называется синдром ### толстой кишки
раздраженной
возбужденной
поврежденной
3. Психоэмоциональные расстройства у пациентов при тяжелом течении СРТК:
Характерны
Не характерны
4. Связь со стрессом характерна для … течения СРТК
Легкого
Средней тяжести
Тяжелого
5. Психоэмоциональные расстройства характерны для … течения СРТК
Легкого
Средней тяжести
Тяжелого
6. Согласно представлениям Александера, такие соматические заболевания как колиты, язвенная болезнь вызываются подавлением …
страха
инфантильной зависимости
тревожности
агрессии
ПСК 3.3
Какой тип личности из нижеперечисленных более характерен для больных язвенной болезнью?
псевдонезависимый
тип "А"
неврастенический
8. К личностным особенностям больных язвенной болезнью относят:
эмоциональное спокойствие
склонность к тревоге, опасениям, страхам
Что такое боль?
неприятный чувственный опыт, ассоциируемый с реальным или потенциальным повреждением
патологические сенсации от разрушенного органа
сомато-вегетативные реакции
10.Нарушения глотания характерны для:
Неврастении
Обсессивно-фобическогоневроза
Истерии
Приневрозахненаблюдаются
11.К психосоматическим расстройствам ЖКТ относятся:
функциональные симптомы
соматические заболевания ЖКТ
нарушения пищевого поведения
12. Какие черты присущи людям, страдающим запорами:
подозрительность
упрямство
терпеливость
жадность
Темы рефератов, представляемых в виде мультимедийных проектов
ПК-11
1. Психосоматические аспекты желудочно-кишечных заболеваний.
2. Качество жизни, его особенности у больных с хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
3. Психотерапия больных с заболеваниями желудка.
4. Профессия, как фактор, способствующий формированию психосоматических заболеваний желудочно-кишечного тракта.
5. Соотнесение соматотипов с определенными болезнями (Шелдон, 1942).
ПСК 3.3
6. Телесно-ориентированная психотерапия в психотерапии заболеваний желудочно-кишечного тракта.
7. Когнитивно-поведенческая психотерапия в психотерапии заболеваний желудочно-кишечного тракта.
8. Семейная психотерапия в психотерапии заболеваний желудочно-кишечного тракта.
9. Арт-терапия в в психотерапии заболеваний желудочно-кишечного тракта.
Вопросы для собеседования
ПК-11
1. Психосоматические заболевания в гастроэнтерологии.
2. Нарушения глотания: картина личности.
3. Нарушения глотания: основные подходы к психотерапии.
4. Запоры: картина личности.
5. Запоры: основные подходы к психотерапии.
6. Эмоциональная диарея: картина личности.
7. Эмоциональная диарея: основные подходы к психотерапии.
8. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки: картина личности.
9. Личностные профили больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.
10. Специфика внутриличностного конфликта пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки.
11. Основные подходы к психотерапии язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки.
ПСК 3.3
12. Личностные особенности пациентов с синдромом раздраженного кишечника.
13. Принципы психотерапии пациентов с синдромом раздраженного кишечника.
14. Язвенный колит и болезнь Крона: картина личности.
15. Специфика внутриличностного конфликта пациентов с неспецифическим язвенным колитом.
16. Основные подходы к психотерапии язвенного колита и болезни Крона.
Литература
1. Сидоров П.И., Клиническая психология [Электронный ресурс] / Сидоров П.И., Парняков А.В - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 880 с. - ISBN 978-5-9704-1407-1 - Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970414071.html
2. Тополянский В.Д., Психосоматические расстройства [Электронный ресурс] / В.Д. Тополянский, М.В. Струковская - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 544 с. - ISBN 978-5-9704-3583-0 - Режим доступа: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970435830.html
3. Труфанова О.К., Основы психосоматической психологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Труфанова О.К. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. - 128 с. - ISBN 978-5-9275-0422-0 - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785927504220.html
4. Уманский, С. В. Психосоматические индукции в семье и их коррекция психотерапевтом / С. В. Уманский, В. А. Уткин // Журнал неврологии и психиатрии. — 2009.— №9.— С. 40-43.