Философское учение о бытии




Методические рекомендации для студентов заочной формы обучения по изучению дисциплины «Основы философии»

1. Внимательно изучите текст, представленный по темам в презентациях.

2. Определения, термины, основные идеи законспектируйте в рабочую тетрадь.

3. Выполните в тетради самостоятельные задания по каждой теме.

4. Сфотографируйте выполненные задания и вышлите на электронную почту kuznetsova5555@yandex.ru. Не забудьте указать ф.и.о. и номер группы.

 

Тема 1

Философия, ее смысл и роль в жизни человека и общества

Самостоятельная работа

Подготовка эссе «Почему философия актуальна во все времена?»

 

Контрольные вопросы

1. Каково соотношение предмета философии и понятия мировоззрения?

2. В чем специфика мифологического мировоззрения?

3. Каковы особенности религиозного мировоззрения?

4. Когда и по каким причинам возникает философия?

5. В чем специфика философского мировоззрения?

6. Какова структура философского знания (основные разделы философии)?

7. Когда возникает философия науки?

8. Каковы основные подходы к определению статуса философии науки?

9. Какова структура философии науки?

10. Каково соотношение философии науки с другими философскими дисциплинами?

Тема 2

Античная философия

 

Контрольные вопросы

1. Когда возникает проблематика философии науки в Древней Греции?

2. Каковы источники античного образа науки?

3. Каковы социально-культурные отличия античной науки от преднауки?

4. Каковы гносеологические особенности античной науки?

5. В чем состоят методологические характеристики античной науки?

6. Как объясняют первоначало сущего представители милетской школы, пифагорейского союза, Гераклит, элеаты?

7. Каким образом Демокрит снимает крайности позиций Гераклита и Парменида по вопросу определения первоначала сущего?

8. Какие три принципа положил Гераклит в основание диалектики как метода освоения Природы?

9. Платон дал блестящую критику существовавших форм государств, но его модель оказалась не лучшей. Почему?

10. По каким параметрам Аристотель не приемлет государство Платона?

11. Раскройте содержание аристотелевской концепции государства,

12. В чем, по Аристотелю, состоит отличие философии от науки?

13. Что нового по сравнению с Демокритом вносит Эпикур в атомистическую картину мира?

14. В чем сущность концепции стоицизма?

Тема 3

Основные периоды становления и развития русской философии

Контрольные вопросы

1.Каковы основные особенности русской философии?

2. Какие этапы развития прошла русская идея?

3. Каковы основные черты программы развития русской философии И.В. Киреевского?

4. Каковы главные особенности философии В.С. Соловьева?

5. Каковы главные особенности философии Н.А. Бердяева?

6. В чем значение русской философии?

7. Каких современных русских философов вы знаете?

8. Определите, к какому направлению русской философии XIX-XX века относятся следующие философы: А.К. Герцен - Н.Г. Чернышевский- В.С. Соловьев- Г. В. Плеханов- Ф. М. Достоевский- Н.А. Бердяев - Л. Н. Толстой - С. Н. Булгаков –

9. Что составляет основу этических взглядов Вл. Соловьева?

10. Как вы понимаете слова Н. Бердяева «Меня никогда не интересовал объект, познание объекта, меня интересует судьба субъекта, в которой трепещет вселенная. Смысл существования субъекта, который есть микрокосм».

11. В чем славянофилы видели своеобразие и самобытность русской культуры?

12. Подумайте, за что западники ценили западное общество и за что его же критиковали славянофилы?

13. В чем Ф.М.Достоевский видел внутренний кризис и разложение гуманизма в современную эпоху?

14. Как вы понимаете идею Достоевского о невозможности человеческого счастья без свободы? Согласны ли вы с ней? Обоснуйте свой ответ.

15. В своей работе «Исторические дела философии» В. Соловьев отмечал: «На вопрос: что делает философия? - мы имеем право ответить: она делает человека вполне человеком». Как вы понимаете это высказывание?

Тема 4

Философское учение о бытии

Контрольные вопросы

1. Дайте определение «бытия мира» и «бытия в мире», установите, по каким параметрам они отличаются друг от друга?

2. Постройте модель уровневой структуры бытия в мире, определив основание каждого уровня, его возможности и перспективы.

3. Определите достоинства и недостатки понятий «субстанция», «материя», «дух», выявив их методологические возможности освоения бытия мира и бытия в мире.

4. Можно ли считать понятия «физическое» и «материальное» равноценными?

5. Что означает тезис философии марксизма: «Единство мира состоит в его материальности» и подтверждается ли он развитием науки?

6. Что есть движение и каков его источник?

7. Можно ли рассматривать покой как неотъемлемую часть движения?

8. Дайте определение пространства и времени и ответьте на вопрос: можно ли их рассматривать как самостоятельные реальности бытия?

9. Что нового в понимание когерентности бытия, движения, пространства и времени внесла общая теория относительности?

10. Определите специфические свойства пространства и времени.

11. Какое значение принадлежит принципу когерентности в существовании и осуществлении бытия в мире?

12. Определите методологическое значение принципа взаимодействия.

13. Что такое развитие, каковы его основные характеристики, каковы роль и место философской категории «становление» в обеспечении процесса развития?

14. Определите основные правила причинности.

15. Раскройте содержание всеобщих законов развития, определите их методологическое значение.

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. История философии [Электронный ресурс]: учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. Минск:Выш. шк., 2012. URL: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=508458

2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия: Учебник / В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, К.Х. Момджян, В.В. Миронов. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. 519 с.URL: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=397769.

3. Лавриненко В.Н.Философия [Электронный ресурс]: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИДАНА, 2012. 735 с. URL: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=395485

4. Миронов В.В. Философия: Учебник / Миронов В.В. М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 928 с. URL: https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=535013

Дополнительная литература

1. Основы философии: учебник / О. Д. Волкогонова, Н. М. Сидорова. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2015// https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=337572

2. Основы философии: Учебное пособие / В.Д. Губин. - 4-e изд. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2015// https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=337572

3. Основы философии: Учебное пособие / С.С. Антюшин. - М.: ИЦ РИОР и др., 2010// https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=337572

4. Основы философии: Учебное пособие / А.А. Сычев. - 2-e изд., испр. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009 // https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=337572

5. Философия: Учебное пособие по дисциплине "Философия" / Н.Е. Шафажинская; Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: ИК МГУПП, 2009. - 110 с.:

6. Философия / С.А. Нижников. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 461 с.: 60x90 1/16.

7. Философия: Учебное пособие / А.Т. Свергузов. - М.: Альфа-М: НИЦ Инфра-М, 2012

8. Философия: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: