Политика | От греч. «polis» - город-государство, искусство управления государством. Сфера жизни общества, в которой осуществляется управление им, обеспечивая его единство и целостность, согласование интересов различных социальных групп, законность и правопорядок. Политика –это отношения между большими социальными группами по поводу политической власти. Содержание политики: - деятельность по управлению обществом; - отношения по поводу государственной власти; - регулирование общественных отношений с помощью правовых норм; - согласование интересов различных социальных групп, классов; - участие в делах государства; - наука, изучающая политическую жизнь общества. Функции политики: - обеспечение стабильности и целостности общества; - выработка стратегических целей и задач развития общества, определение средств и методов их осуществления; - обеспечение общественного порядка и законности; - руководство и управление общественными процессами; - согласование интересов различных социальных групп, предотвращение и разрешение общественных конфликтов; - защита прав и законных интересов граждан; - формирование политического сознания и культуры граждан; - функция мобилизации населения на выполнение определенных задач. - осуществление связей с другими странами. | ||
Власть | Волевое воздействие одних людей на поведение других людей; Способность одной стороны (индивида или группы), оказывать решающее воздействие на поведение других людей вне зависимости от их воли. | ||
Компоненты власти | Источники власти: авторитет, сила, закон, престиж, харизма. Субъекты власти: личности (правители, политические лидеры), общности людей, социальные группы, политические организации, политические институты, мировое сообщество. Объекты власти: индивиды, социальные группы. Функции власти: господство, руководство, регуляция, контроль, управление, координация, организация, мобилизация. Ресурсы власти: принуждение, насилие, убеждение, право. Политические отношения: отношения между людьми по поводу политической власти. | ||
Виды власти | Демократическая, авторитарная, деспотическая; Законная и незаконная, легальная и нелегальная; Экономическая, политическая, идеологическая, духовная. | ||
Политическая власть Государственная власть | Деятельность по управлению государством, право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, цели, установки. Один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта выступает государство в лице своих органов, а в качестве объекта власти – население страны. | ||
Признаки политической власти | 1. Распространяется на все общество; 2. только ей принадлежит право на законное применение насилия; 3. существование единого центра принятия политических решений; 4. действует на основе права от имени общества; 5. имеет возможность использовать разнообразные средства. | ||
Типы политической власти | Традиционная власть (опирается на традиции, обычаи); Легальная власть (опирается на правовые нормы); Харизматическая власть (опирается на особую притягательную силу лидера). Греческое слово «сharisma» – «милость, божий дар». | ||
Функции политической власти | - формирование политической системы общества; - управление делами общества; - руководство органами власти; - организация общества на выполнение политических решений; - контроль за исполнением политических решений; - организация политических отношений между государством и обществом. | ||
Легитимность власти | От латинского слова «legitimus» -«законный» - власть, которая имеет законное оправдание, общественно-моральное признание | ||
Принцип разделения властей Цели разделения властей | Создатели теории разделения властей: Джон Локк, Ш.Монтескье. Принцип организации власти, при котором законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и организациям, все виды власти равны и автономны. - предотвращение концентрации власти в одних руках и утверждения авторитаризма и тоталитарного режима в обществе; - предотвращение возвышения одной из властей над другими, независимость судебной власти, которая осуществляет контроль соблюдения законов всеми органами власти; - создание «системы сдержек и противовесов», которая позволяет свести до минимума возможность ошибок в управлении и злоупотреблений власти. | ||
Политическая система | Совокупность государственных и общественных организаций, посредством которых осуществляется политическая власть в стране. | ||
Структура политической системы | - государство и его органы; - политические партии; - общественные организации; - профсоюзы; - трудовые коллективы; - электорат (совокупность избирателей); - независимые средства массовой информации. | ||
Компоненты политической системы Политическая психология Политическая идеология Политическая культура | Институциональная подсистема - совокупность политических институтов: государство, политические партии, общественно- политические движения, элиты, политические лидеры, СМИ. Нормативная подсистема – система норм, регулирующих политические отношения: Правовые и политические нормы, политические обычаи и традиции, зафиксированные в законах, политических программах, уставах политических организаций. Функциональная подсистема – основные направления и формы политической деятельности, методы осуществления власти. Коммуникативная подсистема – различные формы взаимодействия субъектов политических отношений: выборы, консультации, переговоры, пресс-конференции, политические дебаты. Культурно-идеологическая подсистема – совокупность общепринятых ценностей, установок, убеждений, принципов. Включает в себя: политическую психологию, политическую идеологию и политическую культуру. Политическая психология – совокупность представлений, чувств, эмоций, психологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к политике и сложившейся политической системе общества; Политическая идеология – систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, ее процессы и явления; Политическую культуру – систему сложившихся в обществе норм политического поведения на основе представлений о политических идеалах, справедливом государстве. | ||
Государство | Организация публичной власти, обладающая особым аппаратом управления, представляющая общество и осуществляющая управление им. Политическая организация общества, осуществляющая управление им, обладающая особым аппаратом управления, придающая своим велениям общеобязательное значение. Политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая специальным аппаратом, осуществляющая управление обществом и способная придавать своим велениям общеобязательную силу. Политическая организация общества, распространяющая свою власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные веления, обладающая суверенитетом. Государство – социальный институт, осуществляющий управление обществом, обеспечивающий его единство и целостность, защиту его интересов. | ||
Признаки государства | - Территориальная организация власти(определенная территория в пределах государственной границы, на которой осуществляется власть); - публичный характер власти(власть осуществляется особой группой людей, отделенных от народа, особый аппарат власти и управления); - суверенитет(верховенство и независимость государственной власти); - существование общеобязательных норм, устанавливаемых и охраняемых государством; - принудительный характер власти (исключительное право на законное применение насилия, наличие аппарата принуждения); - исключительное право на взимание налогов и сборов с населения, на эмиссию (выпуск денег); - наличие государственной символики(герб, гимн, флаг). | ||
Функции государства | Функции государства - это основные направления деятельности государства, направленные на решение стоящих перед ним задач. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние – направлены на решение задач общества внутри страны. Политические функции: - поддержание государством политической стабильности; - выработка политического курса; - обеспечение участия населения в политической жизни общества через организацию выборов, референдумов, плебисцитов; - регулирование деятельности политических партий, общественно-политических объединений и движений. Экономические функции: - выработка и координация основных направлений развития экономики страны; - формирование госбюджета; - сбор налогов и средств; - выдача субсидий хозяйствующим субъектам; - непосредственное руководство государственным сектором экономики; - согласование интересов предпринимателей и наемных рабочих, производителей и потребителей товаров и услуг посредством принятия законодательства о труде, законов о защите прав потребителей, меры по поддержке малого и среднего бизнеса; - проведение антимонопольных мер; - лицензирование товаров и услуг; - проведение антикризисных, антиинфляционных мероприятий; - контроль экспортных и импортных операций. Социальные функциипризваны обеспечить социальную защищенность и достойные условия всех членов общества; - выделение средств на здравоохранение, образование, культуру, спорт; - развитие инфраструктуры, строительство жилья, развитие транспорта; - выплата социальных пособий, пенсий; - реализация программ по обеспечению занятости, сокращению безработицы; - установление уровня минимальной оплаты труда, размера прожиточного минимума. Культурно-воспитательные функции: - сохранение культурно-исторических традиций и памятников культуры; - развитие искусства; - создание гарантий свободы творческой деятельности граждан; - выработка государственных образовательных стандартов; - создание системы дошкольного и школьного воспитания. Экологические функции: - разработка природоохранного законодательства; - защита и оздоровление природной среды; - проведение экологического мониторинга окружающей среды. Внешние функции – осуществляются за пределами государства и связаны с взаимоотношениями с другими странами: - Международное сотрудничество; - Оборона границ от нападений извне; - Совместное решение глобальных проблем. Примеры осуществления государством своих внешнеполитических функций: - поддержание достаточного уровня обороноспособности страны; - защита независимости и территориальной целостности государства; - разработка военной доктрины и концепции национальной безопасности; - участие в урегулировании международных конфликтов в составе миротворческих сил; - участие во встречах лидеров ведущих держав, посвященных различным проблемам (разоружения, смягчение последствий мирового экономического кризиса, разоружения, решения экологических проблем). | ||
Теории происхождения государства | 1. Теологическая (Августин, Фома Аквинский): государство сотворено Богом, всякая власть от Бога. 2. Патриархальная: государство выросло из семьи, подданные относятся к монарху, как дети к отцу. 3. Договорная (Джон Локк, Ж.Руссо): государство продукт договора между людьми, которые делегировали часть своих прав правителям. 4. Теория насилия (К.Каутский, Е.Дюринг): государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных. 5. Классовая (К.Маркс, В.Ленин): государство создается там, где происходит разделение общества на противоположные классы. | ||
Форма государства | Способ организации и устройства государственной власти, отражающий особенности исторического, экономического и национального развития страны. Формы государства: - форма правления; - форма политического режима; - форма государственного устройства. | ||
Форма правления | Форма правления – это принцип организации государственной власти. Отвечает на вопросы: 1. Как формируются высшие органы государственной власти, какова их структура? 2. Как взаимодействуют между собой органы власти? 3. Какой характер взаимоотношений между государственной властью и населением страны? Различают две формы правления: монархию и республику. | ||
Монархия | Форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично, передается по наследству и не предусматривает ответственности монарха перед населением. Признаки монархии: - единоличное правление монарха; - власть, как правило, передается по наследству; - монарх формально независим от населения; - монарх олицетворяет государство, действуя во внутренней и во внешней политике от своего имени. Виды монархий: Восточная деспотия – форма государства, существовавшая в период рабовладения в странах Востока с неограниченной властью монарха (деспота), личность которого обожествлялась. Сословно-представительная монархия – возникла в период преодоления раздробленности и образования централизованных государств, власть монарха в законодательной сфере ограничена сословно-представительными органами, имеющими совещательный характер (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Земский собор в России). Абсолютная монархия - форма правления, при которой вся полнота государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной – сосредоточена в руках монарха. В современное время абсолютными монархиями являются Саудовская Аравия, Ватикан. Ограниченная монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом или особым правовым актом – конституцией. Разновидности ограниченной монархии: Парламентарная монархия– власть монарха значительно ограничена. Правительство формируется парламентом и ему подотчетно. Монарх выполняет представительский функции, формально утверждает состав правительства и подписывает законы. Однако власть монарха является символической, сохранение монархии – дань традиции. Главой государства является не монарх, а глава правительства. Положение монарха характеризуется выражением – «царствует, но не правит». В современное время существует в Великобритании, Бельгии, Швеции, Дании, Японии. Конституционная монархия – монархия, в которой полномочия монарха ограничены конституцией. | ||
Республика Парламентарная республика Президентская республика Смешанная республика | Форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Признаки республики: - выборность высших органов власти; - осуществление власти по поручению народа; - ответственность главы государства перед народом; - ограничение срока полномочий органов власти. Современные республики разделяются на три основных вида: парламентарные, президентские и смешанные. Парламентарная республика- форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит парламенту. Черты парламентарной республики: Парламент – играет ведущую роль в системе органов государственной власти, определяет направления внутренней и внешней политики государства; принимает законы; формирует правительство, если парламент выносит вотум недоверия правительству, оно обязано уйти в отставку. Глава правительства - как правило, лидер партии, победившей на выборах в парламент. Правительство остается у власти пока пользуется доверием парламента. Президент: - избирается парламентом; - не может быть главой правительства и направлять его деятельность; - полномочия президента, ограничены парламентом. Примеры парламентарных республик: Италия, Австрия ФРГ. Преимущества: парламент реально контролирует исполнительную власть, не допуская возможности коррупции и злоупотреблений. Недостатки: часто случаются правительственные кризисы, возникает политическая нестабильность. Президентская республика -форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, наделенный властными полномочиями и функциями главы государства и главы правительства. Черты президентской республики: Президент:- избирается прямым (или через выборщиков) голосованием; - обладает значительными исполнительно-распорядительными полномочиями, - определяет основные направления внутренней и внешней политики; - имеет право законодательной инициативы и право вето на законы, принимаемые парламентом; - является верховным главнокомандующим, может вводить чрезвычайное и военное положение; Парламент – - принимает законы, но они вступают в силу только после подписи президента; -парламентможет быть распущен президентом; Правительство = кабинет министров – формируется президентом и возглавляется им. Преимущества: сильная исполнительная власть, эффективно действует система сдержек и противовесов, позволяющая избегать произвола со стороны всех ветвей власти. Недостатки президентской формы правления: существует возможность конфликта между законодательной и исполнительной властями, опасность возникновения конституционного кризиса, если президент и парламентское большинство принадлежат к различным политическим партиям. Смешанная республика – республика, сочетающая черты парламентской и президентской республики. В ней парламент и президент в той или иной мере делят свои полномочия по отношению к правительству. В РФ Президент, формально не являясь главой правительства, выполняет многие его функции. Федеральное собрание и его нижняя палата – Государственная Дума – может оказывать воздействие на правительство, контролируя его деятельность. Другой пример смешанной республики – Франция. | ||
Форма государственного устройства | Способ территориальной организации государственной власти. Различают: унитарное государство, федерацию и конфедерацию. Дает возможность понять, из каких территориальных единиц состоит государство, каков их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральными органами государственной власти. | ||
Унитарное государство | Целостное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые не обладают признаками суверенитета. Признаки унитарного государства: - единая система законодательства. Административно-территориальные единицы государства не имеют право издавать законы; - единая система органов власти. Высшие органы государственной власти осуществляют непосредственное руководство местными органами; - единая денежная единица; - единая финансовая, налоговая, кредитная системы; - единое гражданство; - единые вооруженные силы; - единые атрибуты государства (герб, гимн, флаг); - составные части государства не обладают признаками суверенитета, то есть не являются государственными образованиями и не могут проводить самостоятельную политику. Как правило, унитарные государства небольшие по территории и имеют мононациональный состав (Франция, Япония, Швеция, Италия). | ||
Федерация Сецессия Федеративное устройство РФ | Сложное союзное государство, субъекты которого являются государственными образованиями и обладают признаками суверенитета. Признаки федерации: - двойная система законодательства. Субъекты федерации имеют право издавать собственные законы, которые не должны противоречить федеральному законодательству; - двойная система органов власти, состоящая из центральных федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации; - единая денежная система; - двухканальная финансовая и налоговая система. Субъекты федерации имеют право формировать свой бюджет и собирать налоги, которые не должны противоречить федеральной налоговой политике; - двойное гражданство. Наряду с федеральным гражданством существует гражданство субъекта федерации, которое имеет значение только внутри страны; - единые вооруженные силы; - субъекты федерации могут учреждать свои атрибуты государственной власти, которые существуют наряду с федеральными государственными символами; - основными ограничениями суверенитета субъектов федерации являются запрет на осуществление внешнеполитической деятельности и запрет на выход из состава федерации. Право субъекта федерации на выход из ее состава. Различают федерации, сформированные на национальной и территориальной основе. Примеры федераций: США, Мексика, ФРГ, Индия, Бельгия, РФ. Принципы федеративного устройства РФ: - государственная целостность - Означает, что РФ цельное, единое и нераздельное государство, включающее другие государства и государственные образования, которые не имеют права выхода из состава федерации. В РФ действует единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства. - единая система государственной власти; - разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ; - равноправие и самоопределение народов. Равноправие народов проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка. Формами самоопределения многих народов, народностей выступают республики, автономные образования в составе РФ. В ведении Российской федерации находятся: - принятие и изменение Конституции РФ и Федеральных законов; - федеративное устройство и территория РФ; - регулирование и защита прав и свобод человека; - федеральный бюджет, налоги и сборы; - федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь; - внешняя политика и международные отношения РФ; - судоустройство, прокуратура, уголовное, гражданское законодательство; В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся: - вопросы владения, пользования и распоряжения землей; недрами, природными ресурсами; - природопользование и охрана окружающей среды; - общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, спорта; - здравоохранение, социальная защита; - административное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство; трудовое, семейное законодательство. | ||
Конфедерация | Государственно-правовой союз суверенных государств, созданный для осуществления совместных конкретных целей. Государства, входящие в конфедерацию, сохраняют суверенитет во внутренней и внешней политике. Целями объединения являются в основном внешнеполитические проблемы (оборона, внешняя торговля, таможенная политика). Признаки конфедерации: - отсутствие единой системы законодательства. В государствах, входящих в конфедерацию, действуют свои законы. Отношения между членами конфедерации регулируются на основе договоров; - отсутствие единой системы органов государственной власти, но создаются общие конфедеративные органы, координирующие решение общих проблем; - конфедерация не имеет денежной единицы, но пример объединенной Европы показывает, что может быть создана единая денежная система с общей валютой; - сохраняется финансовая и налоговая самостоятельность каждой отдельной страны, но создается общий денежный фонд для финансирования мероприятий, связанных с достижением целей конфедерации; - отсутствует гражданство конфедерации; - каждое государство сохраняет собственные вооруженные силы, но если конфедерация создается для достижения военных целей, то вооруженные силы государств объединяются под единым командованием; - государства, входящие в конфедерацию, остаются суверенными субъектами международных отношений; - субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из состава конфедерации. | ||
Политический режим | Совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Политический режим бывает двух видов: демократический и недемократический (авторитарный и тоталитарный). | ||
Демократический политический режим | Демократия – тип властвования, при котором осуществляется народовластие, и реализуются права и свободы человека. Признаки демократического политического режима: · Народный суверенитет (реальная возможность народа определять уклад жизни общества и государства); · Выборность органов государственной власти, их ответственность перед избирателями; · Разделение властей; · Приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни; · Реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; · Политический плюрализм, многопартийность, легальность политической оппозиции, свободное формирование общественных объединений; · Идеологический плюрализм. · Действует правовой принцип: «Разрешено все, что не запрещено законом». Две формы демократии: Прямая демократия– непосредственное волеизъявление народа, при котором все граждане непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Примеры прямой демократии: Древние Афины – народное собрание, Новгородское вече. Проявлением прямой демократии в настоящее время является референдум. Референдум –всенародное голосование по какому-либо важному вопросу для общества, решение по которому является окончательным. Представительная демократия– форма демократии, при которой граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, создании законов и их реализации. Проявлением представительной демократии являются выборы. | ||
Тоталитарный политический режим | Политический режим, основанный на полном всеобъемлющем контроле со стороны государственного аппарата над всеми сферами общественной и личной жизни граждан. Признаки тоталитарного политического режима. · Всеобщий контроль государства над всеми сферами жизни общества; · Однопартийная система; · Насильственное уничтожение оппозиции; · Сращивание государственных и партийных органов, отсутствие разделения властей; · Отсутствие реальных прав и свобод личности: · Широкое использование методов насилия и террора, массовые репрессии; · Действует правовой принцип «Запрещено все, что не разрешено законом»; · Подчинение интересов личности интересам государства. · Культ национального вождя; · Господство единой идеологии, идейный контроль над духовной культурой; · Предельное огосударствление экономики, ее милитаризация. Примеры тоталитарных режимов: итальянский фашизм (режим Муссолини), немецкий национал-социализм (Режим третьего рейха, Гитлер); СССР периода сталинизма. Вместе с тем тоталитарным режимам свойственны высокие мобилизационные качества (способность в короткие сроки собрать и привести в действие все ресурсы общества); эти режимы способны обеспечить населению гарантированный минимум социальных благ; Несмотря на жесткую централизацию власти, тоталитарный режим опирается на массовые низовые организации населения (профсоюзы, партийные, молодежные, творческие организации), которые действуют под контролем со стороны государства. | ||
Авторитарный политический режим | Политический режим, основанный на централизации власти, традиционном, харизматическом авторитете правителя, вождя, лидера государства, партии. Признаки авторитарного политического режима. · Концентрация реальной власти в руках политического лидера или группы; централизация власти; · Формальность демократических институтов: выборов, парламентаризма (авторитарные режимы нередко использую демократические институты, выборы для предания своей власти респектабельности в глазах мирового сообщества, но их чертой является ограниченная или видимая конкуренция, а также контролируемость итогов выборов властями); · Отсутствие реальной политической оппозиции, допускается существование ограниченного числа политических партий, но при условии их подконтрольности властям; · Использование силовых методов осуществления власти (может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения, но обладает достаточной силой принуждения); · Ограничение и регламентация политических и личных прав граждан; · Ограничение свободы средств массовой информации; · Основной правовой принцип: все, что касается политической деятельности строго регламентировано властью; · Ограниченность вмешательства государства в неполитические сферы общества, особенно в экономику, частную жизнь, в духовную сферу. В политологии авторитарный режим рассматривается как промежуточный между демократическим и тоталитарным режимом. Что объединяет авторитаризм с тоталитаризмом: - централизация власти; - культ и авторитет национального лидера; - использование силовых методов управления; - строгая регламентация государством политической сферы жизни общества; Что объединяет авторитаризм с демократией: - наличие автономных, неконтролируемых государством сфер общества, он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным многообразием; - экономический плюрализм, наряду с обширным государственным сектором в экономике действует рыночная экономика. Примеры авторитарных режимов: военный режим Пиночета в Чили, теократический режим аятоллы Хомейни в Иране, режим гражданских диктатур. | ||
Правовое государство | Организация политической власти в стране, которая обеспечивает верховенство права во всех сферах общественной жизни, гарантированность и равенство прав и свобод граждан, постоянный контроль народа за деятельностью государственных органов и реальную ответственность государства перед личностью и обществом. Государство, ставящее своей главной целью обеспечение прав и свобод граждан, и во всей своей деятельности подчиняющееся праву. Признаки правового государства: 1.приоритет права над государственной властью, «право выше власти»; 2.верховенство права во всех сферах жизни общества; 3.разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 4.гарантированность прав и свобод личности; 5.взаимная ответственность государства и личности; 6.демократический политический режим; 7.политический и идеологический плюрализм; 8.высокая политическая культура граждан. Создание правового государства невозможно без развитого гражданского общества, высокой правовой культуры граждан, утверждения приоритета (первенства) общечеловеческих ценностей, эффективной рыночной экономики. | ||
Гражданское общество | Совокупность общественных отношений и организаций, свободных от государственного вмешательства, которые отражают разнообразные социальные интересы граждан и служат для них защитой от произвола со стороны государства, его органов, должностных лиц. Общество свободных суверенных личностей, наделенных широкими гражданскими, политическими, социально-экономическими и культурными правами, которые имеют возможность создавать различные общественные организации, свободные от вмешательства государства, в которых они реализуют свои разнообразные потребности. Гражданское общество сложилось на определенном этапе исторического развития, прежде всего западной цивилизации. Основные принципы гражданского общества: · Индивидуальная свобода и самостоятельность личности; · Экономическая независимость индивидов (частная собственность, свободный рынок, конкуренция), большой удельный вес в обществе среднего класса; · Юридическое равенство граждан, гарантированная защита прав и свобод; · Гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые общественные объединения по интересам; · Политический плюрализм; свобода граждан в образовании партий и гражданских движений; · Свобода деятельности средств массовой информации, свобода слова и совести; · Высокий образовательный уровень населения, высокая правовая культура, высокий уровень гражданской активности; · Существование механизма, стабилизирующего отношения государства и гражданского общества (общественное согласие, консенсус, компромисс). · Правовое государство. Институты гражданского общества. 1. Политические партии; 2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные); 3. Союзы предпринимателей, ассоциации, общества потребителей, благотворительные фонды, производственные кооперативы, акционерные общества, профсоюзы; 4. научные и культурные организации, спортивные общества; 5. муниципальные коммуны и другие органы управления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы. 6. независимые средства массовой информации; 7. Церковь; 8. семья. Функции гражданского общества. - защита интересов граждан и их объединений; - ограничение произвола со стороны власти, общественный контроль за деятельностью властных структур; - обеспечение политической социализации и воспитание граждан. | ||
Государственный аппарат | Государственный аппарат (механизм) - система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляется государственная власть и государственное управление. Структура государственного аппарата. 1. Служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это материальное вознаграждение; 2. Иерархическая система государственных органов и учреждений; 3. Материальные средства. | ||
Государственный орган Компетенция государственного органа | Один из элементов государственного механизма, который участвуем в осуществлении функций государства, имеет в соответствии с законом определенную структуру и властные полномочия по управлению какой-либо сферой жизни общества. В их числе в современном демократическом государстве выделяют: - главу государства; - органы законодательной власти; - органы исполнительной власти; - органы судебной власти; - органы государственного принуждения (органы внутренних дел, государственной безопасности, прокуратура, исправительные учреждения); - вооруженные силы. Это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юридические обязанности и перечень вопросов, по которым данный орган вправе самостоятельно принимать властные решения. | ||
Глава государства Президент | См. главу Конституции РФ «Президент» Полномочия президента. | ||
Законодательная власть | См. главу Конституции РФ «Федеральное Собрание» Полномочия Государственной думы и Совета Федерации и порядок их формирования. | ||
Исполнительная власть | См. главу Конституции РФ «Правительство РФ» Полномочия Правительства. Правительство – высший орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий управление государством. | ||
Судебная власть
Презумпция –признание факта юридически достоверным, пока не будет доказано обра<
Поиск по сайту©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |