Консультация «Развитие речи детей 3-4 лет»
Вопросом своевременности речевого развития задаются многие родители, ведь речь — это и показатель здорового развития, и инструмент усвоения знаний. Разобраться в этом деле родителям помогут собранные в статье нормы речевого развития, особенности детей 3-4 лет, советы по общению с ребенком.
Речевое развитие детей 3-4 лет (консультация для родителей) — это простые советы и мини-памятка для родителей, волнующихся о развитии речи своих малышей.
Правильная речь — базис успешности обучения ребёнка
Консультация для родителей по развитию речи детей
Непосредственная образовательная деятельность — НОД по развитию речи во второй младшей группе детей детского сада — ключевая задача для педагогов. Ведь хорошая речь — основа для продуктивного обучения. Информация на основе ФГОС НОД по развитию речи во 2 младшей группе.
Совместные усилия семьи и педагогов приведут к успеху в обучении детей и развитии речи.
Консультация для родителей по развитию речи детей 3-4 лет поможет понять особенности речи дошкольников, найти удобные развивающие игры для своего ребенка.
Обратите внимание! Обучение детей второй младшей группы обязательно происходит в игре, нет необходимости и продуктивности в классическом обучении сидя за партой.
Для детей 3-4 лет игра является ведущей деятельностью, через нее дети познают мир. Со стороны взрослых влиться и подстроиться в игру с дидактичным намерением — главная стратегия.
Особенности речевого развития детей 3-4 лет
1. Ребенок с любопытством задает вопросы и мире, провоцируя спонтанную речь.
2. Речь детей ситуативная, они несклонны долго обдумывать сказанное, анализ и синтез пока только формируются.
3. Для удобства произношения сложных слов дети могут менять местами слоги, убирать часть слов: «мараконы— макароны», «шланцы— сланцы».
4. 3 года — предложение из 4 слов; 4 года — присоединение в предложения описания действий — «какой», «где», «когда», «зачем», «сколько», «как».
5. Начинает улавливать и описывать причинно-следственные связи.
6. Понимает значение числа — единственное/множественное.
7. Согласует относительно грамотно род — мужской/женский.
8. Активно развивается память — повторяет речь взрослых, простые стишки, песенки.
9. Детская эмоциональность и импульсивность слышна в темпе и громкости речи.
Нормы и стандарты речевого развития малышей
- Знает называет ФИО свое и родителей, делает элементарные выводы в бытовых ситуациях.
- Обобщает предметы по категориям: игрушки, посуда, одежда.
- Повторя6ет простые предложения за взрослым: доброе утро, пора спать и т.д.
Обратите внимание! Взрослых должно насторожить однообразие словарного запаса малыша, если речь малыша не обогащается. Важно оценивать прогресс не относительно других детей, а глядя на своего ребенка некоторое время назад.
На что надо обратить внимание
Влияние семьи в речевом развитии сложно переоценить; для доступного запоминания родителям есть правила трёх НЕ (в помощь общению):
1. НЕ молчать на вопросы.
2. НЕ сюсюкать слова.
3. НЕ навязывать развивающие занятия.
В любой обстановке и для всех членов семьи: четко называть звуки, издаваемые предметом, и сами слова.
Не стоит начинать занятия со слов «Давай учиться правильно говорить», чтобы не получить протест. Четкое произношение и простые упражнения стоит вплетать в повседневную жизнь, не делая акцента на обучении.
Игры и занятия для домашних уроков с мамой
1. Назови, что видишь?
Вместе с малышом мама описывает, что нарисовано на картинке, сочиняет историю про героя: откуда он, с кем дружит, как питается, есть ли волшебство или суперспособности и т.д.
Игра по картинке: кто назовёт больше предметов, элементов.
НОД по речевому развитию в подготовительной группе по ФГОС
Провоцировать к подобному общению можно в любой ситуации, даже без картинки: «что там за окном?», «кого ты видишь на другой стороне улицы?», «А время года какое, зима или лето? А может весна? Осень?» и т.д.
2. Зеркало.
Ребенок располагается напротив взрослого и повторяет всю мимику, он становится зеркалом взрослого. Родитель показывает губы трубочкой, язык длинный, язык в трубочку, имитация звуков О, У, Ы, И, А, Я (можно озвучивать).
Отличная идея сымитировать звуки поезда, парохода, машины, скорой помощи, различных животных. После можно поменяться, и уже взрослый станет зеркалом малыша.
3. Найди пару.
Нужно сделать карточки близких предметов по смыслу: кошка и котенок, гнездо и птица, ложка и тарелка, избушка и бабушка и т.д. (каждая картинка на отдельной карточке). Ребенку нужно найти пару, помогайте малышу озвучивать находки.
Настольная игра «Подбери пару»
4. А что мне приснится?
Отличная идея взять за правило подобные разговоры перед сном. Они помогут успокоиться, настроиться на сон, снимут напряжение, будут побуждать к говорению. Задавайте наводящие вопросы: «что ты хочешь увидеть?», «а что будет дальше?», «отличный сон».
Если подобные разговоры Вам не по душе, не стоит принуждать себя. Найдите такую тему для разговора, которая будет и Вам, и ребенку приятна.
5. Где игрушка?
Игра позволяет закрепить правильное употребление предлогов: на, под, около, за. Взрослый кладёт игрушку на стол и говорит: «игрушка НА столе», после убирает вниз, говоря: «игрушка ПОД столом» и так далее с остальными предлогами.
Следующим этапом родитель перемещает игрушку, называя лишь предлог, а малыш сидит с закрытыми глазами. Открывая, ему нужно сориентироваться, куда спряталась игрушка.
Исходя из большого количества детей в группах детских садов, индивидуальное внимание дети получают немного, поэтому важно дома призывать к общению, побуждать говорить. Внимательный родитель не упустит момента, когда необходима помощь специалиста. Ведь без богатой грамотной речи дальнейшее обучение будет даваться затруднительно.