Планируемые результаты
Предметные:
· Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно. Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы
· Пользоваться элементарными приемами анализа текста.
· Наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает.
Метапредметные:
· Понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение.
· Анализировать стихотворение И.А. Бунина "Густой зелёный ельник у дороги…"с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения.
· Оценивать свои результаты работы в парах с помощью шкалы «успеха».
Личностные:
· Проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов.
· Любовь к Родине.
Метапредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст».
Ресурсы урока: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение. Учебник 3 класс», портрет И.А. Бунина; фотографии оленей;
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Пожелаю вам сейчас
Новых знаний, в добрый час.
2. Проверка домашнего задания.
А) Чтение стихотворения «Полевые цветы»
- Вчера мы изучали стихотворение «Полевые цветы» Ивана Алексеевича Бунина и дома вы должны были подготовить его выразительное чтение. Сейчас порадуйте нас своим выразительным чтением.
б) Вопросы после чтения:
- Почему автора привлекают скромные полевые цветы? Объясните
3. Сообщение темы урока
- Да, природой восторгаются не только художники, но и поэты, писатели и мы с вами.
- Ребята! Произведение, которое мы будем сегодня читать, хранит в себе переживания, мысли и душу поэта написавшего их.
1 слайд (Портрет и годы жизни И.А. Бунина)
- Напомню вам некоторые факты из жизни Бунина.
- Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже, в старинной дворянской семье. Он очень много путешествовал и хорошо знал русский, английский, французский языки. Для стихов Бунина характерна задушевная интонация. В них отразилась любовь поэта к России, родной земле.
Сегодня мы познакомимся с его стихотворением «Густой зеленый ельник». Закройте учебники.
4. Первичное чтение
- Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.
(Выразительное чтение стихотворения учителем)
- Вам понравилось это стихотворение? Почему?
- Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?
(радость, чувство восхищения)
- Что вызывает в вас эту радость?
- Откройте учебники на странице 176.
- Какие слова помогли поэту передать это настроение?
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной
Он красоту от смерти уносил!
5. Физминутка
6. Чтение детьми и работа нал словарем
- Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.
Словарно-лексическая работа (работа в парах)
- Сейчас вы будете выполнять здание на карточках. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением. Работать можно в парах.
- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.
2 слайд (1-я, 2-я,3-я,4-я строфы)
1 строфа
Ельник – лес, в котором растут ели.
Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.
Тяжкие рога – тяжёлые рога
2 строфа
Зубом скрёб – зубом грыз
Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.
Макушка ёлки – верхушка ёлки
3 строфа
Размеренный след – определённая мера для следа
Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)
4 строфа
Долина – открытая местность
Бешено – изо всех сил
В избытке свежих сил – много новых сил
Стремительность – быстрота
- Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.
- Придумайте название этому стихотворению.
(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)
- Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению?
(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)
7. Анализ стихотворения
- Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?
- Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.
Густой зелёный ельник у дороги,
Глубокие пушистые снега.
3 слайд (пейзаж ельника)
- Как вы думаете, действительно ли герой - рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?
- Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)
- Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)
- Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)
- Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)
- Куда из леса ведёт теперь след? (В луга, в долину)
- Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?
4 слайд (Фотографии оленей)
- Чем закончилась погоня? (Олень спасается.)
- В чём красота оленя?
(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)
- Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)
- Умение читать следы на снегу – большое искусство, которое доступно только очень наблюдательным людям. Таков автор этого стихотворения.
- Любит ли он природу?
- Где и почему происходит перелом настроения? («И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)
8. Работа над выразительным чтением стихотворения
– Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?
– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?
– С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?