Примерные билеты по курсу «Новейшие тенденции и направления зарубежной философии»




Вопросы по курсу «Новейшие тенденции и направления зарубежной философии»

1. Классическая и неклассическая философия: смена парадигм философствования в истории европейской философии.

2. Философия жизни. Идеи философии жизни как оппозиция классическому рационализму в его академическом содержании, отрицание формальной науки и механицизма.

3. Антитеза «наук о культуре (духе)» и «наук о природе» и принцип понимания В.Дильтея.

4. «Жизненный порыв» и интуиция у А.Бергсона.

5. Принцип воли у Ф.Ницше. Концепция сверхчеловека и ее смысл.

6. М. Хайдеггер о философии Ф. Ницше.

7. Феноменология Э. Гуссерля. Понятие феноменологической редукции, структура интенционального акта. Место феноменологии в развитии философии ХХ века.

8. Философия психоанализа. Фрейд и культура ХХ века

9. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера как критика способности быть. М. Хайдеггер о направленности (логике) движения Dasein к пониманию смысла бытия.

10. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра. Феноменологическая онтология Сартра. Человек как фактичность и трансцендирование, как проект бытия.

11. Влияние экзистенциализма на развитие западно-европейской культуры.

12. М. Бахтин о новом повороте в предмете prima philosophia.

13. Философия поступка М. Бахтина, принцип «моего не-алиби в бытии».

14. Структурализм и постструктурализм в европейской философии.

15. Фуко о становлении знания о человеке («Слова и вещи») и о практиках себя («История сексуальности»).

16. Философия различия Ж. Делёза.

Вопросы по курсу «Современные проблемы философии»

1. Определения предмета философии в философской литературе

2. История европейской философии как смена философских парадигм.

3. Основные проблемы диалога Платона «Пир».

4. Развитие содержания категории бытия в европейской философии.

5. Как решалась проблема истины в европейской философии.

6. Э. Гуссерль: философия как строгая наука.

7. Почему Ж. Делёз и Ф. Гваттари вводят вместо термина «категория», которым традиционно характеризовали язык философии, особый термин «концепт»?

8. Каковы характеристики концепта?

9. Какую роль играют понятия «план имманенции» и «концептуальный персонаж» в характеристике философии.

10. В чем новизна подхода З. Фрейда к сознанию?

11. Структура психики человека, по Фрейду.

12. Влияние учения Фрейда на развитие философии и других сфер европейской культуры.

13. Логика смысла Делёза.

14. Проблема индивидуальности в философии ХХ века.

15. Философия поступка Бахтина, принцип «моего не-алиби в бытии».

16. Аналитика Dasein Хайдеггера и проблема индивидуального бытия.

Вопросы по текстам.

I. Чтение, анализ фрагментов работы Ф. Ницше «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» («Проблема Сократа», «Как “истинный мир” наконец стал басней», «Мораль как противоестественность»)

Вопросы:

1.Почему Ницше считает Сократа причиной рождения нигилистического отношения к жизни?

2.Этапы крушения «истинного мира», по Ницше.

3.В чем, по Ницше, заключается противоестественность морали.

II. Чтение, анализ фрагментов работы А. Бергсона «Два источника морали и религии» (Глава I. Моральная обязанность).

1.Идея открытого и закрытого общества.

2.Мораль долга и мораль стремления. Призыв героя.

3.Обязанность как жизненная необходимость. Жизненный порыв.

4.Статическая религия и динамическая религия.

III. Чтение, анализ трактата Э. Гуссерля «Картезианские размышления» (Введение. Размышление I Путь к трансцендентальному ego. Размышление II. §§ 12. 14).

1.Гуссерль о значении философии Декарта для понимания назначения философии.

2.Цель философии, по Гуссерлю.

3.Какова роль очевидности для философии?

4. Смысл феноменологической редукции и идея феномена (§ 8).

5. Для чего Гуссерлю нужна идея трансцендентального эго?

6. Гуссерлевская концепция нового трансцендентального опыта (§ 12)

7.Идея интенциональности (§ 14).

 

IV. Основные идеи трактата М. Хайдеггера «Бытие и время». (§§ 5, 7А, 9, 12, 25, 53)

1.Как ставит Хайдеггер вопрос о бытии. Почему бытие, по Хайдеггеру, забыто наукой и философией?

2.Понятие экзистенции. Dasein (Присутствие).

3.Основное онтологическое различие. Его смысл.

4.Бытие-в-мире, бытие-среди людей, бытие-к-смерти как экзистенциалы, раскрывающие смысла бытия.

5.Временность бытия.

6.Почему Хайдеггер свою философскую концепцию называет фундаментальной онтологией.

7.Аналитика Dasein как новый вариант философской критики.

 

V. Основные идеи статьи М. Хайдеггера «О сущности истины»

1. Как соотносятся классическое понимание истины и понимание истины, предложенное Хайдеггером.

2. Почему сущность истины есть свобода, по Хайдеггеру.

 

VI. Ж.-П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм».

 

VII. М. Фуко «Слова и вещи» (фрагменты)

1. Понятие эпистемы.

2. Характеристика эпистемы Нового времени и место гуманитарных наук в этой эпистеме.

 

VIII. Ж. Делёз, Ф. Гваттари «Ризома»

1. Характеристики ризомы как нового понимания множественности (и системности)

 

Примерные билеты по курсу «Новейшие тенденции и направления зарубежной философии»

1. Классическая и неклассическая философия: смена парадигм философствования в истории европейской философии.

2. Принцип воли у Ф.Ницше. Концепция сверхчеловека и ее смысл.

3. Ж. Делёз вводит концепт «ризома». Как можно и можно ли охарактеризовать современный этап развития европейской цивилизации данным концептом?

 

1. Место феноменологии в развитии философии ХХ века.

2. Философия психоанализа. Фрейд и культура ХХ века

3. Почему разделение «наук о культуре (духе)» и «наук о природе» появляется только и благодаря философии жизни в XIX век?

 

1. Философия жизни.

2. Фуко о становлении знания о человеке («Слова и вещи») и о практиках себя («История сексуальности»).

3. Ж.-П. Сартр разделяет два вида бытия: бытие-в-себе и бытие-для-себя. Чем отличается такое представление феноменов бытия Сартром от понимания бытия как феномена Хайдеггером?

 

1. Экзистенциализм Ж.-П. Сартра.

2. Ф. Ницше о переоценке ценностей.

3. Бергсон в трактате «Два источника морали и религии» пишет:

«Обязанности, о которых шла речь до сих пор, — это те, которые нам навязывает социальная жизнь; они обязывают нас скорее перед лицом гражданской общины, нежели перед человечеством. Стало быть, можно сказать, что вторая мораль (поскольку мы определенно различаем две морали) отличается от первой тем, что она человеческая, а не только социальная. И мы будем недалеки от истины. В самом деле, мы видели, что к человечеству невозможно прийти, расширяя свою гражданскую общину: между моралью социальной и моралью человеческой различие не в степени, а в сути. Первая — та, которую мы обычно имеем в виду, когда чувствуем себя обязанными естественным образом. Над этими четко определенными обязанностями мы любим представлять себе другие, более расплывчатые, которые их как бы дополняют. Преданность, самоотдача, дух самопожертвования, милосердие — таковы слова, которые мы произносим, когда думаем об этих других обязанностях».

Вопрос: Почему Бергсон противопоставляет общественное и человеческое?

1. Структурализм и постструктурализм в европейской философии.

2. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера как критика способности быть.

3. Чем отличается понимание структуры в концепции структурализма (Кл. Леви-Стросс) и в концепции Ж. Делёза.

 

1. Феноменология Э. Гуссерля. Понятие феноменологической редукции, структура интенционального акта.

2. Как можно охарактеризовать современный этап развития культуры Просвещения с позиций постструктуралистской философии?

3. Ключевой тезис философии человека Ж.-П. Сартра «Человек обречен на свободу», но заканчивает Сартр свой трактат «Бытие и ничто» словами: «Человек оказывается тщетной страстью». Как связаны эти тезисы и как бы Вы решили эти проблемы?

1. Основные идеи книги Ж Делёза и Ф. Гваттари «Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения».

2. М. Хайдеггер о философии Ф. Ницше.

3. Показать, как отразилась феноменологическая методология на исследовании общественной жизни и культуры.

 

1. Хайдеггер о направленности (логике) движения Dasein к пониманию смысла бытия.

2. Философия поступка М. Бахтина, принцип «моего не-алиби в бытии».

3. Фр. Ницше писал: «Надо научиться смотреть, надо научиться мыслить, надо научиться говорить и писать ». Как можно проинтерпретировать эти слова Ницше? Что и как они дают для саморазвития и самореализации человека и профессионала?

 

1. Философия различия Ж. Делёза.

2. «Жизненный порыв» и интуиция в философии А. Бергсона.

3. М. Хайдеггер определяет последовательность постижения Dasein своего подлинного бытия в трех экзистенциалах: бытие-в-мире, бытие-среди-людей, бытие-к-смерти. Как сказываются каждый экзистенциальный шаг в жизни человека – и как профессионала, и как личности?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: