Управление образовательной организацией




1. Управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:

1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);

2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).

Управление - это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов. Наибольший управленческий потенциал сосредоточен у государства.

Содержание управления - это наряду с выработкой мотивированного решения планирование (разработка плана действий по достижению поставленных целей), организация деятельности по выполнению принятого решения, налаживание коммуникаций (информационных связей, сбора, анализа и обмена информации) и контроля за ходом выполнения управленческого решения и достижением намеченных профессиональных целей.

Контроль как функция управления объективно необходим. Контроль - это система наблюдения и проверки процесса профессионального функционирования соответствующего объекта с целью устранить его отклонения от заданных параметров, скорректировать поведение подконтрольного объекта.

Как и в других областях общественной деятельности, в сфере образования осуществляется контроль реализации решений, плана намеченных действий, утвержденных целевых программ.

Целью контроля является разработка и осуществление эффективного управленческого воздействия, призванного способствовать максимальному снижению и ликвидации возможных нежелательных профессиональных (образовательных), экономических, финансовых и других последствий выявленных недостатков и нарушений.

В процессе контроля решаются следующие задачи: выбор конкретного объекта контроля; определение контролируемых параметров (направления развития системы образования в целом и данного образовательного учреждения, утвержденные показатели и сроки); применение наиболее эффективной методики контроля; выявление и документальное оформление отклонений; подготовка предложений о принятии необходимого управляющего воздействия; утверждение соответствующим руководителем предложенного управляющего воздействия и организация его осуществления.

С позиций науки контроль рассматривается как форма обратной связи, посредством которой управляющая система получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и степени реализации управленческих решений, законов, постановлений, приказов, инструкций, положений, правил, заданий, норм, целевых программ, методических указаний, уставов и других локальных нормативных актов.

На практике не существует контроля вообще, а есть контроль конкретного содержания и вида, в том числе административный, технический, экологический, профессиональной деятельности (например, образовательной), экономический, финансовый и другие специализированные виды контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают следующие его виды - государственный и негосударственный. По регламенту осуществления контроль подразделяется на внешний и внутренний, на обязательный и инициативный.

По времени проведения и проверяемому периоду контролирующие органы осуществляют следующие формы контроля:

- предварительный контроль - в ходе обсуждения, подготовки, принятия управленческого решения;

- текущий контроль - в ходе реализации управленческих решений, путем проверки выполнения намеченных действий и сроков;

- последующий контроль - по окончании срока действий управленческого решения путем анализа и проверки достижения намеченных целей, эффективности использования для этого материальных, трудовых и финансовых ресурсов, выявления размеров и причин отклонений от заданных параметров, установления возможных негативных последствий.

Отдельное контрольное действие принято называть методом. По способу организации различают следующие методы контроля: обследование, анализ, экспертиза, наблюдение (мониторинг), надзор, ревизия и проверка.

Наибольший эффект достигается проверяющими, применяющими такие оправдавшие себя на практике методы контроля, как:

- плановая и внезапная проверка;

- тематическая и комплексная проверка;

- документальная и фактическая проверка;

- выборочная и сплошная проверка;

- сквозная и встречная проверка.

Контроль профессиональной (образовательной) деятельности осуществляется как внешний, так и внутренний, предварительный, текущий и последующий, путем специальных инспекционных проверок и в ходе комплексных ревизий. Такой контроль осуществляется как в органах управления образованием, так и непосредственно в образовательных учреждениях.

Руководствуются при этом проверяющие требованиями законодательства об образовании и высшей школе, положениями о Минобрнауке России, Федеральном агентстве по образованию, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления, типовыми положениями об образовательных учреждениях.

Законом РФ «Об образовании», например, предусмотрено, что: ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежит контроль исполнения законодательства РФ в области образования и федеральных компонентов государственных образовательных стандартов (ст.28); федеральные государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории РФ любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также предоставлять это право другим государственным органам управления образованием (ст.30); образовательное учреждение несет ответственность за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников (ст.32); в случае нарушения образовательным учреждением законодательства РФ в области образования и (или) своего устава государственные органы управления образованием вправе своим предписанием приостановить в этой части деятельность образовательного учреждения до решения суда (ст.37).

Поддержание образования на достаточно высоком уровне - важная предпосылка динамичного развития общества. Эффективность системы образования выражается в подготовке хорошо обученной молодежи, дееспособной, инициативной в процессе проведения экономических реформ.

Статьей 38 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что государственная аттестационная служба может направить образовательному учреждению, имеющему государственную аккредитацию, рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта. Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение образовательного учреждения его государственной аккредитации.

Поэтому в числе основных целей инспектирования являются:

- исполнение законодательства и реализация принципов государственной политики в области образования;

- соблюдение государственных образовательных стандартов, утвержденных образовательных программ и учебных планов;

- совершенствование механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования);

- анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений, их должностных лиц;

- акция и прогнозирование тенденций развития системы образования и образовательного процесса.

Положением о Министерстве образования и науки РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.04 №280, установлено, что министерство осуществляет: функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере образования; координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (утвержденным постановлением Правительства РФ от 17.06.04 №300) данная служба осуществляет контроль и надзор: за исполнением законодательства РФ в области образования; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования.

Таким образом, в системе образования разграничены функции по вопросам контроля за профессиональной (образовательной) деятельностью.

Управление финансами является составной частью общей системы управления образованием. Финансовый контроль как элемент управления финансами позволяет сопоставлять фактические результаты по использованию финансовых ресурсов с плановыми, выявлять возможности мобилизации финансовых средств из различных источников и более эффективного их расходования.

Целями финансового контроля являются: обеспечение проведения единой финансовой политики государства, законности, целевого и эффективного использования финансовых ресурсов; защита финансовых интересов государства, экономических объектов (включая образовательные учреждения) и граждан; выявление, пресечение и предотвращение фактов нецелевого, неэкономного, нерационального использования и необеспечения сохранности финансовых средств.

В сфере образования задачами финансового контроля является: изучение реальности финансовых процессов; проверка основных направлений финансовых потоков (государственных и негосударственных средств); контроль за соблюдением финансового законодательства, прав и обязанностей органов управления образованием, образовательных учреждений различных форм собственности и граждан при осуществлении финансовых операций, ведении учета и составлении отчетности; установление объемов и причин нецелевого, неэффективного использования и злоупотреблений с денежными средствами и другими видами имущества; непосредственное воздействие на подконтрольные органы управления образованием и образовательные учреждения, внесение соответствующих коррективов в их деятельность, направляемых на устранение вскрытых нарушений, возмещение ущерба и привлечение к ответственности виновных лиц, повышение эффективности использования финансовых ресурсов, предотвращение нарушений финансовой дисциплины.

Заказчиками и потребителями финансовой информации могут быть как внешние (государство, органы управления образованием, инвесторы, кредиторы и т.п.), так и внутренние (непосредственные участники финансовой и хозяйственной деятельности образовательных учреждений).

Внешний финансовый контроль независим от руководства контролируемого объекта. Он проводится внешними контролирующими органами и отвечает за достоверность своих материалов прежде всего перед внешними потребителями финансовой информации.

Внутренний финансовый контроль предусмотрен уставом образовательного учреждения, организуется его руководством и проводится подчиненными ему работниками в целях проверки и оценки фактического выполнения управленческих решений, рационального и эффективного использования финансовых ресурсов. Он необходим для внутренних потребителей финансовой информации.

По организационным формам внешний финансовый контроль подразделяется на государственный и негосударственный (независимый аудиторский и общественный).

Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными на то государственными органами в пределах своей компетенции. Он проводится в соответствии с определенными государством для этих органов задачами и функциями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: