Предметы в качестве аксессуаров.




Галстук. Это один из самых ярких аксессуаров в мужской одежде, способный подчеркнуть индивидуальность его носителя. Ослабленный бант делал узнаваемым Владимира Жириновского, модный и стильный, отличный от классического треугольника бант характерен для Дмитрия Медведева, яркие цветные галстуки стали узнаваемой деталью эпатажного имиджа поэта Евгения Евтушенко. Даже присутствующий всего на одной фотографии галстук в горошек, растиражированный художниками, стал восприниматься как важная деталь имиджа Ленина. Традиционная бабочка дополняет имиджи Уинстона Черчилля и бывшего президента Эстонии Тоомаса Хендрика Ильвеса. Даже отсутствие галстука может быть элементом имиджа как у мэра Москвы Сергея Собянина. Шейный платок вместо галстука считал частью своего имиджа поэт Андрей Вознесенский.

Шляпа. Еще одна деталь туалета, делающая персону хорошо узнаваемой. Постоянная шляпа артиста Михаила Боярского, кепи генерала Шарля де Голля, клетчатая кепка клоуна Олега Попова, традиционная папаха танцовщика Махмуда Эсамбаева, «демократические», в противовес буржуазной шляпе, кепки Владимира Ленина и Юрия Лужкова, шляпа-котелок Уинстона Черчилля, клоуна Михаила Румянцева-Карандаша, сценического персонажа Чарльза Чаплина стали главным аксессуаром их публичного имиджа. Сдвинутый набок берет Фиделя Кастро стал примером для подражания у мальчишек шестидесятых, до этого считавших берет девчачьим головным убором. Особо следует сказать о безупречном с точки зрения стиля и дизайна цветовом соответствии шляпки и костюма в имидже Ее Величества Елизаветы II.

Очки. Они давно уже превратились у публичных людей из медицинского изделия в имиджевый аксессуар. Превратить физиологическую проблему в стилеобразующий элемент – это, говоря словами Петра Великого, превратить конфузию в викторию. Разнообразный эпатажный опыт рок-музыканта Элтона Джона говорит о том, что форма и размер имеют значение. Круглые очки Джона Леннона были мечтой для музыкантов и просто любителей рок-музыки, даже не имевших проблем со зрением. Традиционно неизменная форма очков воспринимается как важный аксессуар имиджа актера Вуди Аллена и художника Энди Уорхола. Темные очки использовали в своем «зловещем» имидже президенты- генералы Аугусто Пиночет и Войцех Ярузельский. Без очков невозможно представить себе имидж Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова. Эпатажные очки, сочетающие одновременно разные формы, использует в своем имидже филолог и телеведущая Светлана Конеген. Особо следует сказать о пенсне, которое в XX веке стало альтернативой традиционным очкам. Несмотря на то, что формально ношение пенсне связывалось с некоторой особой интеллигентностью, использовали его совершенно различные персонажи. Это и Президент США Франклин Рузвельт, и основатель русского реалистического театра Константин Станиславский, и в то же время такие одиозные личности как Генрих Гиммлер, Вячеслав Молотов и Лаврентий Берия.

Трубка, сигары и сигареты. Несмотря на тенденцию к здоровому образу жизни, курительные принадлежности занимали и занимают важное место в визуальном имидже публичных людей. Любители трубок являются людьми, склонными не принимать скоропалительных решений, умеющими уйти от решения безобидным и социально-приемлемым путем, считает психолог Аллан Пиз. Трубка, как и усы, является важным элементом имиджа Иосифа Сталина. Трубка как аксессуар неизменна в публичном имидже актеров отца и сына Александра и Михаила Ширвиндтов. С трубкой связаны визуальные имиджи известных литературных персонажей, сыщиков Шерлока Холмса и комиссара Жюля Мегрэ, в том числе и в различных киновоплощениях. Сигары, по мнению Аллана Пиза, всегда использовались как средство проявления своего превосходства и благополучия. Пример Уинстона Черчилля яркое тому подтверждение. Очевидно, эти же качества старался декларировать страстный курильщик сигар Фидель Кастро. Без сигары не представлял себя основатель психоанализа Зигмунд Фрейд. А вот сигарета придает визуальному имиджу некоторую демократичность. Опубликованные не так давно фотографии курящего Леонида Ильича Брежнева делают его образ менее официозным. Интересно, что почти на всех фотографиях писателя Максима Горького, кроме его известных усов обязательно присутствует папироса в изящном мундштуке.

Отдельная деталь в качестве аксессуара. Наиболее известный пример здесь - желтая кофта поэта-футуриста Владимира Маяковского. Не менее известный имиджевый аксессуар - «счастливый портфель» писателя Михаила Жванецкого. Тросточка Чарли Чаплина – тоже аксессуар визуального имиджа, так же, как и его котелок. Котелок и единственная бретелька составляли узнаваемый образ грустного клоуна Леонида Енгибарова. Кольцо Ричарда Старки дало имя его сценическому псевдониму Ринго. Собака Клякса – живой аксессуар имиджа еще одного клоуна – Карандаша. Украинская вышиванка использовалась для создания неофициального имиджа руководителя СССР Никиты Хрущева. Национальный головной убор палестинского лидера Ясира Арафата получил по его имени название «арафатка». Седая прядь была узнаваемой деталью визуального имиджа Аркадия Райкина, со временем она претерпела своеобразную инверсию, и когда артист полностью поседел, его имидж дополнила не поседевшая черная прядь.

Визуальный имидж как сочетание аксессуаров. Иногда имидж публичного человека строится на сочетании сразу нескольких узнаваемых аксессуаров. Поза Наполеона Бонапарта с заложенной за спину левой и за борт сюртука правой рукой, усы и трубка Сталина, усики и спадающая на лоб челка Гитлера, берет и борода Фиделя Кастро, лысина, усы и бородка Ленина, усы и папироса Горького, котелок, сигара и знак «виктори» Черчилля в своем сочетании дополняют визуальный имидж этих публичных людей. Причем практика показывает, что чем больше аксессуаров задействовано в формировании визуального публичного имиджа, тем более внутренне уязвимым оказывается его носитель.

Имидж без имиджа. Оказывается, внешнее отсутствие имиджа тоже может быть своеобразным имиджем. Характерный пример – руководители СССР, избегавшие какого-либо внешнего самовыражения и выделения из ряда себе подобных. Классический пример – лишенный какого-либо внешнего имиджа последний Генсек эпохи застоя Константин Черненко. Практически не обладал внешними имиджевыми особенностями и первый президент России Борис Ельцин. Анекдотическим примером можно считать унифицированную «форменную цековскую» шляпу, растиражированную на трибуне Мавзолея на всех членах Политбюро.

Имидж, основанный на харизме. Это имидж сильного человека, не требующий для своей реализации каких-либо дополнительных аксессуаров. Такая публичная личность обычно узнаваема за счет своих внутренних качеств, иногда реально существующих, а иногда иллюзорных, но воспринимаемых целевой аудиторией как реальные. На интеллигентности, внутренней свободе и уникальном остроумии строится имидж великой актрисы Фаины Раневской. Публичный имидж Патриарха Кирилла строится за счет ощущения демократичности и доступности, до него не присущих высшим церковным иерархам. Сформировано такое впечатление было многочисленными пиарными программами, которые будущий Патриарх вел на телевидении. Можно говорить о сильном публичном имидже Президента России Владимира Путина. Впечатление о Президенте складывается у электората не за счет внешних аксессуаров, а благодаря грамотно транслируемым ощущениям физического здоровья и сохраненной физической молодости, здорового образа жизни, регулярных занятий спортом и иллюзии доступности руководителя государства для любого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.2006

2. Пиз А. Язык телодвижений. М.2007

3. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. М.2009

4. Феофанов О.А. США. Реклама и общество. М.1974

5. Феофанов О.А. Реклама. Новые технологии в Росси. М.2000

6. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М.2002

 

Сведения об авторе

Эйдинов Михаил Израилевич – кинорежиссер, журналист, дизайнер, профессор Национального Института Дизайна. Заслуженный дизайнер России. Лауреат Национального приза Российская Виктория и Международного кинофестиваля Приз Леонардо в Парме.

Телефон и адрес автора +7 985 024 5409, Эл. Адрес beardesign@mail.ru



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: