Социалистические идеи в России. Народники.




Выполнить до 10 июня.

Не конспектировать. Только ответить на вопросы.

Тема. 10. Россия в эпоху Великих реформ

План:

Реформы Александра II.

Социалистические идеи в России. Народники.

 

Александр II получил страну, ослабленную войной и потрясенную неудачами. Кризис обнажил отсталость экономики России. В стране практически отсутствовали железные дороги, система управления была несовершенна. Вооружение русской армии и флота было значительно слабее, чем армиях Британии и Франции. Так на вооружение русских сил были гладкоствольные ружья, тогда как у наших соперников оружие было нарезным. Военный флот европейских стран был оснащён паровыми двигателями, Российский же продолжал оставаться парусным.

Но главной проблемой страны было наличие крепостного права. Проекты по его отмене несколько лет разрабатывались тайно. Боялись как реакции помещиков крепостников, так и возможных крестьянских бунтов.

Александр II обновил чиновничий аппарат империи. К власти в стране пришли люди, готовые взять на себя ответственность за судьбу страны и подготовленные к этой миссии.

Название реформы Начало проведения Содержание реформы Недостатки реформы
Отмена крепостного права 19 февраля 1861 г. Крестьяне получали свободу и становились собственниками земли. В первые два года крестьяне переводились на положение временнообязанных и продолжали нести повинности в пользу помещика, затем переходили на выкуп. За это время должны были быть определены нормы наделов, выделяемых крестьянам. Нормы надела различались по регионам, определялась высшая и низшая норма наделов. Сумма выкупа капитализировалась, исходя из 6% годовых. Государство давало крестьянам кредит на 75-80% от всей суммы. Сократилось крестьянское землевладение на 20-25%; Собственником земли становились не крестьяне, а крестьянская община.
Земская реформа 1864 г. Учреждались уездные и губернские земства как органы местного самоуправления. Избиратели делились на три курии (группы): землевладельческую городскую и крестьянскую. Выборы проводились раз в три года. Земские органы делились на собрания гласных и земские управы. Земства следили за расходом средств, курировали здравоохранение, народное образование, следили за состоянием дорог и мостов. Создание земств не было завершено учреждением центрально представительного органа.
Городская реформа 1870 г. Учреждались городские думы. Избиратели делились на три курии в зависимости от размеров налога. Городская дума выбирала городскую управу и городского голову. Следила за благоустройством и развитием промышленности, торговли. Число избирателей было ограничено. городские бюджеты были невелики.
Судебная реформа 1864 г. Суд становился гласным, всесословным, состязательным, судьи были независимы и назначались царем и Сенатом. Вводился суд присяжных. Суды делись на мировые (рассматривал уголовные и малозначительные гражданские дела) и общие. Общие суды делились на окружные, судебные палаты и Сенат.  
Военная реформа 1874 г. Вводилась всеобщая воинская повинность, сокращался срок службы до 15 лет, из них не менее 9 лет составляла служба в запасе. Создавались военные округа. Реорганизовывались Военное министерство и Главный штаб. Проводилось техническое перевооружение армии.  
Реформа в области образования и печати 60-70-е гг. XIX века Изменен «Университетский устав», университеты получили большую самостоятельность, улучшилось финансирование. Водились начальные народные училища. Изменилась программа гимназий. Они делились на классические и реальные. Появились женские гимназии и Высшие женские курсы с университетской программой.  

 

В 60-е гг. XIX века на сцену выходит новая историческая фигура – разночинец, т.е. выходец не из дворянской среды. Именно разночинцам предстояло сменить господствующую дворянскую культуру. И как многие приемники они отвергали все, что было у предшественников: культуру, традиции, патриархальный быт. Одним из важнейших направлений стала борьба с прежней идеологией. Идейными вождями нового направления стали П. Лавров, П. Ткачёв, М. Бакунин. П. Лавров утверждал, что «благополучие немногих куплено страданиями миллионов». Долг «интеллигента» - расплатиться с народом, борясь за его лучшую долю. П. Ткачев разработал теорию захвата власти путем насильственного переворота, осуществленного группой заговорщиков. М. Бакунин стал одним из основателей идеологии анархизма.

Новое поколение русских революционеров идеализировало русского мужика и крестьянскую общину, видя в ней некапиталистический путь развития страны. Начались попытки «просветить мужика» - поднять народ на революционное восстание. Начинается движение получившее название «хождения в народ». Молодые люди и девушки из числа интеллигентов, переодевшись, приходили в деревни и села для пропаганды революционных взглядов. Народ странных «бар» не понял, просвещаться не хотел, а молодых смутьянов, как правило, сдавал местным смотрителям правопорядка. Разочарованные в неудаче хождения в народ революционеры стали искать другие пути. По стране прокатывается волна терактов против высших чиновников, было совершено несколько покушений на Александра II. 1 марта 1881 г. великий реформатор царь-освободитель Александр II был убит группой «Народная воля».

Контрольные вопросы:

1. Какую власть над крестьянами потерял помещик после отмены крепостного права?

2. Какие права и обязанности появились у крестьян?

3. В чем сильные и слабые стороны земской реформы?

4. В чем заключалось прогрессивное значение судебной реформы?

5. Что изменилось в системе комплектования российской армии?

6. Каковы результаты реформы в образовании?

7. Кто такие разночинцы?

8. В чем особенности их идеологии?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-08-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: