Внешние эффекты – дополнительные полезность, прибыль, убытки, не учтенные в вышерассмотренных теориях спроса и предложения, полезности, фирмы, которые часто возникают на практике в процессе потребления или производства.
Экстреналии – результаты производства и потребления, оказывающие опосредованное воздействие на рынок. Экстреналии могут быть: 1) отрицательные, когда деятельность одного экономического субъекта вызывает издержки другого (про-мышленные загрязнения реки); 2) положительные, когда деятельность одного субъекта благоприятствует деятельности другого (цветы в саду). Общественные блага – товары, приносящие пользу всем потребителям, рыночное предложение которых недостаточно или отсутствуют вовсе. Рыночная власть – способность продавца или покупателя влиять на цену товара или навязывать свои условия купли-продажи товаров на рынке. Неполная информация -отсутствие доступа ко всей возможной информации; это обычная ситуация при принятии экономических решений. В принципе существует неограниченный объем информации, которую можно было бы иметь; большинство из нас обладают лишь небольшой ее частицей, и, только обладая всей информацией, мы можем сказать с определенностью, какие ее части существенны. "Неполная информация" обычно означает, что лицо или фирма, принимающие данное решение, не обладают некоторыми особыми частями информации, к которым имеют доступ другие люди.
. Экстреналии.Госрегулирование внешних эффектов. Экстреналии – результаты производства и потребления, оказывающие опосредованное воздействие на рынок. Экстреналии могут быть:1) отрицательные, когда деятельность одного экономического субъекта вызывает издержки другого (про-мышленные загрязнения реки); 2) положительные, когда деятельность одного субъекта благоприятствует деятельности другого (цветы в саду). Госрегулирование внешних эффектов Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделают следующие формы государственного регулирования. Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций ПДК вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов. Однако административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению ресурсов. Корректирующие налоги. Корректирующий налог (налог Пигу) - налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства.Налог Пигу устанавливается в размере, равном предельным внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции:Т = МЕС,где Т - размер корректирующего налога; МЕС - предельные внешние издержки.
. Общественные блага.Неконкурентные и неисключаемые блага. Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо. Общественные блага обладают двумя характерными особенностями: они неконкурентны и они неисключаемы. Блага являются неконкурентными, если при любом заданном уровне производства предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. Для большинства благ в частном секторе предельные издержки производства большего объема благ положительны. Но по ряду благ дополнительные потребители не увеличивают издержек. Неконкурентные — любой может пользоваться благом, не мешая другим. Благо является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми благами — ими можно пользоваться без прямой оплаты. Одним из примеров неисключаемого блага служит национальная оборона. Если нация обеспечила систему обороны, все граждане пользуются ее плодами. Неисключаемые блага — блага, от которых трудно отсечь «зайцев». Некоторые блага исключаемы, но неконкурентны.
неполная информация.Пути устранения ассиметричности информации. Неполная информация -отсутствие доступа ко всей возможной информации; это обычная ситуация при принятии экономических решений. В принципе существует неограниченный объем информации, которую можно было бы иметь; большинство из нас обладают лишь небольшой ее частицей, и, только обладая всей информацией, мы можем сказать с определенностью, какие ее части существенны. "Неполная информация" обычно означает, что лицо или фирма, принимающие данное решение, не обладают некоторыми особыми частями информации, к которым имеют доступ другие люди. Асимметричность информации в микроэкономике (англ. asymmetric(al) information; также несовершенная информация, неполная информация) — это неравномерное распределение информации о товаре между сторонами сделки. Обычно продавец знает о товаре больше, чем покупатель, хотя возможна и обратная ситуация.