Ведущая деятельность в контексте возрастного развития: понятие ведущей деятельности, основные новообразования.




Чем старше ребенок, тем больше видов деятельности он осваивает. Но разные виды деятельности оказывают разное влияние на развитие. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.

Ведущий вид деятельности- это деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет формирование у него основных психологических новообразований.

Ученик и последователь Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности.

 

· в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. (Например, ребенок начинает учиться, играя; в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения — деятельности, которая станет ведущей в следующем, младшем школьном возрасте, сменив игру)

· в этой деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции. (В игре -творческое воображение)

· от нее зависят наблюдаемые в это время изменения личности. (В игре- осваивает нормы поведения взрослых людей).

 

Ведущей не может стать любая деятельность, которой ребенок отдает много времени.

 

Если какая-то деятельность стала особенно привлекательной для ребенка, это отразится на становлении его личности.

Обратите внимание на раздаточный материал у вас на столе. Давайте рассмотрим, какая ведущая деятельность соответствует каждому возрастному этапу).

ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, в соответствии с возрастом:

-(0-1 года)-эмоциональное общение ребенка со взрослыми.

-(1-3л)- предметно- манипулятивная деятельность

-(3-7лет)- игровая деятельность и сюжетно-ролевая игра

-(7-11л)- учебная деятельность младшего школьника

-(11-15л)- интимно- личностное общение подростков

-(15-18л)- профессионально-учебная

-(18-25л)- профессионально-учебная, трудовая (или обе)

-(25-60л)- профессиональная деятельность

-(после 60л)- общение

 

Особенности ведущих деятельностей.

1. Общение. (давайте рассмотрим, как изменяется общение ребенка со взрослым человеком на протяжении детства)

возраст период Форма общения Потребность ребенка, удовлетворяемая в общении
До 1 года Младенческий возраст Ситуативно-личностное Потребность в доброжелательном внимании
1-3года Ранний возраст Ситуативно-деловое общение Потребность в сотрудничестве
3-5 лет Младший и средний дошкольный возраст Внеситуативно - познавательное общение Потребность в уважении взрослого, познавательный мотив
4-6 лет Средний и старший дошкольный возраст Внеситуативно- личностное общение Потребность во взаимопонимании и сопереживании

 

Скажите, как может сказаться недостаток общения ребенка со взрослым?

(явление госпитализма - отсутствие эмоциональной поддержки, эмоционального контакта).

2.Предметно-манипулятивная деятельность –деятельность с предметами (взял, положил, бросил). На основе нее дальше будет развиваться игровая.

3. Игровая деятельность- деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях действуют.).

Как думаете, что развивается у дошкольника в игровой деятельности?

4.Учебная деятельность- сложна, нередко дети не готовы. Что требует она от ребенка? (сосредоточенности, усидчивости, знаний, произвольности психических процессов).

5. Интимно- личностное общение (со сверстниками, с противоположным полом, обмен впечатлениями, просто рядом)

6.Профессионально- учебная (выбор профессии, ошибка в выборе, разочарование)

7.Профессиональная деятельность (работа. Удовлетворенность или нет).

8.Общение – начинается и заканчивается одинаково. Поддержка детей, внимание, чтобы рядом были и другие сверстники, забота).

 

 

3.вопрос Любая деятельность имеет сложную структуру.

- мотив, который образуется на основе потребности (демонстрация рисунка).

 

Потребности по А.Маслоу.

 

(Потребность может быть удовлетворена разными способами, т.е. с помощью разных предметов. Потребность +предмет = мотив).

- действия, направленных на достижение сознательно поставленных - целей. Цель и мотив деятельности не совпадают. (Пример, школьник выполняет домашнее задание по математике и решает задачу. Его цель — решить эту задачу. Но мотивом, реально побуждающим его деятельность, может быть стремление не огорчать маму, или получить «пятерку», или освободиться и пойти играть с друзьями).

-операции (любое действие может выполняться разными способами).

 

Л.С.Выготский ввел понятие интериоризации. Что лежит в основе данного понятии?

Он говорит о том, что сначала, в совместной деятельности у древних людей появились слова- приказы другому. это было необходимо для организации совместной деятельности.

Постепенно эти приказы обращаются на себя, из внешних отношений переходят во внутренний план. Такой механизм перехода из внешнего во внутренний план действий называется интериоризацией.

 

4.Вопрос.

Психологическое новообразование - психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка и его отношение к среде.

 

Новообразования по возрастам:

 

возраст Основные новообразования
Младенчество (0-1) Ходьба, действия с предметами, закладываются основы усвоения речи, языка, мыслительных процессов.
Ранний возраст (1-3) Развитие восприятия, речи, интеллекта. Появление феномена «Я сам!»
Дошкольный возраст (3-7) Возникновение цельного мировоззрения. Усвоение первичных этических норм, эталонов. Формирование иерархии мотивов. Возникновение самосознания и самооценки.
Младший школьный возраст (7-11) Развитие всех познавательных процессов, их произвольности и осознанности. Осознание собственных изменений. Развитие системы собственных отношений с окружающими.
Подростки (11-15) Возникновение чувства взрослости и реакции эмансипации. Группирование со сверстниками. Возникновение интереса к противоположному полу. Стремительное изменение всей психологии подростка.
Юность (15-18) Профессиональное и нравственное самоопределение. Интеллектуальная зрелость. Становление мировоззрения. Половая идентификация.
Молодость (18-25) Усиление социального развития личности. Максимальное включение в сферу общественных отношений. Мобилизация всех ресурсов человека. Переоценка ценностей.
Зрелость (25-60) Признание профессиональной деятельности в общественной жизни, семье. Научное творчество. Достижение реальной зрелости.  
Пожилой, старческий возраст (старше 60) Усиливается роль личностного фактора в поддержании здорового образа жизни, творчества и социальной активности.  

 


Возрастные кризисы. Содержание и структура возрастных кризисов.

Поэтому выделяют 2 точки зрения:

Часть психологов считает,

что детское развитие должно

быть гармоничным, бескризисным.

Кризисы — ненормальное,

«болезненное» явление,

результат неправильного воспитания.

Другая часть психологов утверждает,

что наличие кризисов

в развитии закономерно.

Более того, по некоторым представлениям,

ребенок, не переживший

по-настоящему кризис,

не будет полноценно развиваться дальше.

 

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закономерность детского развития.

 

Характеристика кризисов:

1. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго: несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до 1-2 лет.

2. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах. Развитие может принять в это время катастрофический характер.

3. Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы.

4. Обострение наступает в середине периода. Для окружающих ребенка людей оно связано с изменением поведения, появлением «трудновоспитуемости».

Как пишет Л.С.Выготский, ребенок выходит из-под контроля взрослых, и те меры педагогического воздействия, которые раньше имели успех, теперь перестают действовать.

5. Характерны:

-аффективные вспышки

- капризы

- более или менее острые конфликты с близкими

-падает работоспособность

- ослабляется интерес к занятиям

- снижается успеваемость

- иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты.

 

Однако у разных детей кризисные периоды проходят во-разному. Поведение одного становится трудно переносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же в любом случае изменения есть даже во внешнем плане. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим — таким, каким он был раньше.

Как правило мы обнаружим: трудности в общении с окружающими, а также плохие результаты в учебной деятельности.

Главные изменения, происходящие во время кризиса, — внутренние.

Что это значит? (ответы студентов).

Распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии.

· Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность

· Отказывается от прежних ценностей и форм отношений.

· В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми.

 

 

Кризисные и стабильные периоды развития чередуются.

Поэтому возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид:

 

Кризис новорожденности — младенческий возраст (2 месяца-1 год) —. кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — Кризис 7 лет- школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — пубертатный возраст (14-17 лет) — кризис 17 лет.

 

4Вопрос. КРИЗИС 1 ГОДА

Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года.

 

Характерны:

· Всплеск самостоятельности (хочет все трогать, всем играть, если не дают- аффективные реакции)

· Появление аффективных реакций. Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет.

ПРИМЕР: Поскольку ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые вынуждены убирать острые вещи, закрывать электрические розетки, ставить повыше электроприборы, посуду и книги. Не все желания ребенка выполнимы потому, что ею действия могут причинить вред ему самому или окружающим.

· Особую актуальность приобретает слово «нельзя»

Аффективные реакции:

- крик

-падают на пол и бьют по нему руками и ногами.

 

***Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период — раннее детство, — уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовывать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым — центральном новообразовании данного возрастного периода,

 

КРИЗИС 3 ЛЕТ

Кризис 3 лет — граница между ранним и дошкольным детством — один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Особенности возраста, явившиеся предпосылками возникновения кризиса:

-разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений

-возрастание самостоятельности и активности

ПРИМЕР: Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях со взрослыми.

 

Л.С. Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3 лет.

1. негативизм -ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование выполнить просьбу взрослого.

Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другим достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.

Л.С.Выготский приводит такой пример: «Девочка, переживающая кризис 3 лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию, где взрослые «обсуждают детей», но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ев так же хотелось пойти, как и раньше, до своего отказа, и оставшись одна, девочка горько плакала.

Еще пример, описанных Л.И. Божович. Мальчик с затянувшимся кризисом решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему хочется, с другой — еще больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашел выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок. Другой ребенок читал «наоборот» известные строки Пушкина: «И не во синим, и не по волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не в небесах».

2. Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались.

Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

3. Строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания.

Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. «Да ну!» — самая распространенная реакция в таких случаях.

4. Своеволие.

5. Протест-бунт.

6. Деспотизм. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, и что не будет.

7. Ревность. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тевденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота.

8. Обесценивание.

Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.д.,

 

***Все эти явления свидетельствуют об изменении отношений ребенка к другим людям и к самому себе, Он психологически отделяется от близких взрослых. В три года поведение ребенка начинает мотивироваться, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: