Задачи:
- обобщить и расширить знания детей о произведениях А.С.Пушкина;
- продолжать работу по формированию умений выразительно читать, инсценировать знакомые произведения;
- развивать творческое воображение.
Ход:
Вход в зал под муз. композицию (увертюра из оперы «Руслан и Людмила»).
Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт и писатель. В детском саду и дома вы познакомились со многими его произведениями. Вы знаете некоторые его стихи и сказки, а когда будете учиться в школе, познакомитесь с его поэмами, романами. Сегодня у нас необычный день – мы побываем в Стране произведений Пушкина для детей. Но для начала мы поиграем в игру «Посмотри, узнай и назови»:
перед вами витрина знакомых книг. Тот, кого я приглашу к витрине, должен выбрать одну книгу, быстро, но внимательно рассмотреть ее обложку и иллюстрации, вспомнить, как называется сказка, и объяснить, почему он решил, что книга так называется.
А.С.Пушкин очень любил русскую природу с раннего детства. Он написал много стихотворений о природе. Давайте послушаем о том, как поэт описывает приход весны.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
В произведениях великого поэта мы находим и описание лета:
Румяной зарёю
Покрылся восток.
В селе, за рекою,
Потух огонёк.
Росой окропились
Цветы на полях.
Стада пробудились
На мягких лугах.
Седые туманы
Плывут к облакам,
Гусей караваны
Несутся к лугам.
Проснулися люди,
Спешат на поля,
Явилося солнце,
Ликует земля.
Вспомним стихотворение А.С.Пушкина об осени.
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А теперь послушайте, я прочитаю отрывок из другого стихотворения и скажите, какое время года описано в нем:
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
Вспомним стихотворение, где описывается приход зимы:
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Все эти стихи Пушкина о природе зарождают желание послушать хорошую русскую песню.
Слушание русской народной песни «Распустила косы русская береза»
(фонограмма или муз. руководитель)
Вспомните отрывок из сказки Пушкина, где говорится о кораблике. Кто хочет прочесть его?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Сейчас поиграем в игру «Кораблики»: двое детей по команде опускают кораблики из бумаги на воду (в специально приготовленный таз), дуют на них, подгоняя их от одного берега к другому. Побеждает тот, чей кораблик быстрее придет к противоположному берегу.
А сейчас давайте еще раз вспомним и назовем знакомые нам сказки Пушкина. Мы проведем литературную викторину «Угадай, как называется сказка». На экране вы увидите иллюстрации к сказкам. Нужно дать правильное название сказки.
Настало время посмотреть эпизод из «Сказки о царе Салтане»:
В зал входит девочка – «Царевна-лебедь», под тихую музыку (исполняет муз. руководитель) танцует, потом говорит:
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Ведущий:
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон...
Видно на море не тихо;
Смотрит — видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей,
Коршун носится над ней;
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет...
Тот уж когти распустил,
Клёв кровавый навострил...
Но как раз стрела запела,
В шею коршуна задела —
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил.
(в это время появляется мальчик-«коршун», кружится вокруг Лебеди. Они выполняют вдвоем движения согласно тексту сказки. Входит «князь Гвидон» с луком, стреляет, коршун падает. Гвидон подходит к Лебеди, поднимает ее)
Лебедь: Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель.
(Лебедь берет Гвидона за руку и ведет к хрустальному домику. Из домика выходит Белочка с корзинкой в руках и напевает песенку. Звучит тихая музыка (в исполнении муз. руководителя), Белочка высыпает из корзинки орешки)
Царевна-Лебедь: Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Ведущий: Ребята, а вы хотите поиграть с этими орешками?
(проводится игра «Кто скорее наполнит корзину»).
А теперь вставайте в хоровод «На пушкинском на дворе».
Под последний припев хоровода дети покидают зал.