1.Дать характеристику времени создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.
II. Определить жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Указать основные признаки жанра, характерные для данного произведения.
III. Определить тему и идею произведения
а) Главная тема и ее «носители» (герой и герои произведения); ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения;
б) побочные темы и их «носители» (второстепенные персонажи произведения);
в) основная идея произведения, авторская идея. Идея, как угол зрения автора на тему произведения. Основные персонажи «выразители» идеи;
г) идеи побочных линий действия. Как они связаны с основной идеей. какие побочные линии действия «работают» на основную идею, какие разрабатываются автором как «философское размышление»;
д) смысл названия пьесы. Событийно-действенный ряд произведения
а) определить исходное, основное и главное события;
б) определить основной драматический узел, его суть. Из какой интриги (ее содержание)
«вырастает» драматический узел;
в) событийно-действенный ряд главной линии действия –главный герой или герои. Линия действия обеих сторон конфликта. Точки основных столкновений;
г) событийно-действенные ряды побочных линий действия. Определить точки пересечения действия с основной линией;
д) определить перипетии основной и второстепенных линий действия;
е) определить мотивировки поступков (действий) персонажей. Назвать мотивировки
- подготовки и мотивировки объяснения;
ж) событийно-действенном ряде найти события, происходящие за пределами пьесы (сцены), но влияющее на развитие действия;
з) какие «случайности» (назвать) влияют на развитие действия;
и) «стихийные бедствия» и другие (вмешательство «высших сил» события, влияющие на событийно-действенный ряд пьесы.
Конфликт в произведении драматургии
а) определить основной конфликт и предмет борьбы;
б) конфликт основной линии действия –главный конфликт;
в) конфликты в побочных линиях действия. Найти общее с основным конфликтом и особенное (предмет борьбы) для каждой линии действия;
г) определить вид конфликта, изображаемого в пьесе (герой –герой, герой –среда, герой зрительный зал);
д) определить тип конфликта (можно по главным персонажам): конфликт-казус или конфликт субстанциональный.
Композиция драматического произведения
1. Сюжет и фабула выбранного произведения.
2. Реализация сюжета в композиции произведения
.
ПРОЛОГ. Экспозиция и завязка.
РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ. Описать событийно-действенный ряд по нарастанию действия. Указать основные узлы и повороты действия и события им предшествующие.
КУЛЬМИНАЦИЯ. Назвать основные события, подводящие действие к кульминации. Описать суть кульминационного момента.
РАЗВЯЗКА. Описать после кульминационные события и действия. Раскрыть, в чем заключается «новое равновесие» сил и чем оно отличается от равновесия сил в экспозиции.
3. Описать (с точки зрения студента) как реализована тема и как автор выстраивает идею произведения. Соответствует ли (точка зрения студента) раскрытие темы и идеи жанру произведения. Способствует ли композиция произведения достаточно четкому раскрытию темы и идеи произведения. Если студент выбрал пьесу, в которой нет развязки (завер-шение действия в момент кульминации), то должен описать идею произведения со своей точки зрения, как он ее понял. Анализ драмы предпочтительно начинать с анализа небольшого ее фрагмента, эпизода (явления, сцены и т.д.).
Анализ эпизода драматического произведения
1. Дать название эпизоду (границы эпизода уже определены самой структурой драмы).
2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (это –экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения).
3. Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить:
▪ кто они?
▪ каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные)
4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.
5.Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.
6.Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (мини-конфликт), лежащие в основе эпизода.
7. Охарактеризовать героев – участников эпизода:
▪ их отношение к событию;
▪ к проблеме;
▪ друг другу;
▪ кратко проанализировать речь участников диалога;
▪ сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);
▪ выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков;
▪ определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.
8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; то есть по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).
9. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.
10. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.
11. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь каждого эпизода с другими эпизодами драмы.