Схема анализа драматического произведения




1.Дать характеристику времени создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

II. Определить жанр драматургического произведения: трагедия, комедия (нравов, характеров, положений; сатирическая, бытовая, лирическая, буффонада и т.д.), драма (социальная, бытовая, философская и т.д.), водевиль, фарс и пр. Указать основные признаки жанра, характерные для данного произведения.

III. Определить тему и идею произведения

а) Главная тема и ее «носители» (герой и герои произведения); ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения;

б) побочные темы и их «носители» (второстепенные персонажи произведения);

в) основная идея произведения, авторская идея. Идея, как угол зрения автора на тему произведения. Основные персонажи «выразители» идеи;

г) идеи побочных линий действия. Как они связаны с основной идеей. какие побочные линии действия «работают» на основную идею, какие разрабатываются автором как «философское размышление»;

д) смысл названия пьесы. Событийно-действенный ряд произведения

а) определить исходное, основное и главное события;

б) определить основной драматический узел, его суть. Из какой интриги (ее содержание)

«вырастает» драматический узел;

в) событийно-действенный ряд главной линии действия –главный герой или герои. Линия действия обеих сторон конфликта. Точки основных столкновений;

г) событийно-действенные ряды побочных линий действия. Определить точки пересечения действия с основной линией;

д) определить перипетии основной и второстепенных линий действия;

е) определить мотивировки поступков (действий) персонажей. Назвать мотивировки

- подготовки и мотивировки объяснения;

ж) событийно-действенном ряде найти события, происходящие за пределами пьесы (сцены), но влияющее на развитие действия;

з) какие «случайности» (назвать) влияют на развитие действия;

и) «стихийные бедствия» и другие (вмешательство «высших сил» события, влияющие на событийно-действенный ряд пьесы.

 

Конфликт в произведении драматургии

а) определить основной конфликт и предмет борьбы;

б) конфликт основной линии действия –главный конфликт;

в) конфликты в побочных линиях действия. Найти общее с основным конфликтом и особенное (предмет борьбы) для каждой линии действия;

г) определить вид конфликта, изображаемого в пьесе (герой –герой, герой –среда, герой зрительный зал);

д) определить тип конфликта (можно по главным персонажам): конфликт-казус или конфликт субстанциональный.

 

Композиция драматического произведения

1. Сюжет и фабула выбранного произведения.

2. Реализация сюжета в композиции произведения

.

ПРОЛОГ. Экспозиция и завязка.

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ. Описать событийно-действенный ряд по нарастанию действия. Указать основные узлы и повороты действия и события им предшествующие.

 

КУЛЬМИНАЦИЯ. Назвать основные события, подводящие действие к кульминации. Описать суть кульминационного момента.

 

РАЗВЯЗКА. Описать после кульминационные события и действия. Раскрыть, в чем заключается «новое равновесие» сил и чем оно отличается от равновесия сил в экспозиции.

 

3. Описать (с точки зрения студента) как реализована тема и как автор выстраивает идею произведения. Соответствует ли (точка зрения студента) раскрытие темы и идеи жанру произведения. Способствует ли композиция произведения достаточно четкому раскрытию темы и идеи произведения. Если студент выбрал пьесу, в которой нет развязки (завер-шение действия в момент кульминации), то должен описать идею произведения со своей точки зрения, как он ее понял. Анализ драмы предпочтительно начинать с анализа небольшого ее фрагмента, эпизода (явления, сцены и т.д.).

 

Анализ эпизода драматического произведения

1. Дать название эпизоду (границы эпизода уже определены самой структурой драмы).

2. Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода: какое место оно занимает в ходе развития действия? (это –экспозиция, кульминация, развязка, эпизод развития действия всего произведения).

3. Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить:

▪ кто они?

▪ каково их место в системе персонажей (главные, второстепенные)

4. Раскрыть особенности начала и финала эпизода.

5.Сформулировать проблему, находящуюся в центре внимания.

6.Выявить и охарактеризовать тему и противоречие (мини-конфликт), лежащие в основе эпизода.

7. Охарактеризовать героев – участников эпизода:

▪ их отношение к событию;

▪ к проблеме;

▪ друг другу;

▪ кратко проанализировать речь участников диалога;

▪ сделать разбор авторских ремарок (пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев);

▪ выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков;

▪ определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

8. Охарактеризовать динамическую композицию эпизода (его экспозиция, завязка, кульминация, развязка; то есть по какой схеме развивается эмоциональное напряжение в эпизоде).

9. Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме.

10. Сформулировать основную мысль (авторскую идею) эпизода.

11. Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь каждого эпизода с другими эпизодами драмы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: