II. Изучение нового материала.




Ход урока.

I. Введение в тему.

Преподаватель - Здравствуйте, ребята. Мы с вами говорили на прошлом уроке о народной колонизации, становлении транспортной системы на Кубани и земельных отношениях. Сегодня отвечать домашнее задание вы будете по вопросам. Итак, начнем.

Вопросы:

1. Что послужило причиной массового переселения людей на Кубань?

(Отмена крепостного права в России и окончание военных действий в Закубанье, в 1868г. Указ, разрешающий лицам разных сословий селиться на казачьих землях, не спрашивая согласия местных властей)

2. Как называли казаки пришлых людей? (иногородние)

Сколько иногородних переселилось на Кубань за 30 лет с 1868 по 1897 года? (около миллиона)

3. Как отнеслись казаки к такому переселению? (не нравилось, количество иногородних резко выросло – более половины, пришлось делиться землей, правами)

4. Развитие, какого транспорта имело большое значение для хозяйственного освоения Кубани? (водного и железнодорожного)

5. Первый пробный водный рейс откуда и куда совершался? (от Темрюка до ст.Тифлисской, 1859г.)

6. Назовите станции первой железной дороги? (Ростов – Владикавказ)

7. Кому было поручено возглавить строительство железных дорог? (инженеру барону Р.В. Штейнгеру)

8. Какое значение имели железные дороги? (обогатили владельцев, дали рабочие места, способствовали интенсивному заселению края, развитию сельского хозяйства, промышленности и торговли).

9. Что гласит закон о душевом наделе казака (1869г. С 17 лет от 16 до 30 десятин)

10. Какая форма землепользования была на Черноморском побережье? (природно-географические условия и особенности наделения землей – хуторская и подворная)

11. Что такое «испольная» форма аренды? (бедняк брал в пользование участок земли, обрабатывал его, а половину урожая отдавал владельцу участка)

12. К 90-м годам XIX века кто на Кубани был крупнейшими землевладельцами? (разбогатевшие крестьяне «чумазые лендлорды»)

 

Преподаватель - Подводя итог опроса домашнего задания, отметим, что кубанская земля не только дала возможность заниматься привычным сельскохозяйственным трудом тысячам крестьян, но и открыла простор для применения своего капитала и хозяйственного опыта многим предпринимателям и купцам.

Студенты формулируют тема урока.

Преподаватель - Давайте обратим внимание на эпиграф. (читает ребенок)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (о земле кубанской)

- Правильно, о земле кубанской, о ее плодородии, о становлении сельского хозяйства, торговли и промышленности Кубани. Запишите тему урока себе в тетрадь.

 

II. Изучение нового материала.

 

Преподаватель - Итак, откройте 26 параграф, скажите, на какие основные отрасли делится сельское хозяйство? (животноводство, земледелие, виноделие)

Преподаватель. - Ребята, составьте определение «экстенсивному» животноводству.

(Экстенсивное животноводство – это когда скот основную часть года содержался на подножном корму.)

Преподаватель - Что такое подножный корм? (природная трава лугов).

Преподаватель - Давайте определим виды Животноводства и охарактеризуем их:

1.Коневодство. (развитая отрасль с/х, табунное коневодство с ростом цен на землю уступило подворному).

2.Крупный рогатый скот. (мясо и рабочая сила)

3.Овцеводство (грубошерстные овцы, с 1870-х гг. мерсиновое тонкорунное овцеводство).

4.Козы, свиньи, домашняя птица.

- Какой можно сделать вывод?

(Животноводство хорошо развивалось на Кубани, для этого были все условия)

Преподаватель. - Хорошо. Какие же новшества были в развитии Земледелия?

1. До 1880-х гг. уделялось внимания намного меньше, в 1860-х гг. одно из последних мест в стране по урожайности.

2. В 80-90-х гг. XIX в. Переходили к трехпольным севооборотам, применению удобрений, поливке полей. Все больше полей отводилось под злаковые культуры: пшеница, ячмень. (Трехпольная система земледелия — система земледелия, ши­роко распространенная в прошлом в Европе, при которой пахотная земля делилась на три части. Каждое из полей год находилось под паром, в то время как два других засевались зерновыми культура­ми. Трехполье исчезло после того, как обнаружилось, что клевер обогащает почву и пар совсем не обязателен.)

3. К концу 1890-х гг. подсолнечник занимал третье место кубанских посевов.

4. В 1860-х гг. в районе Анапы табачные плантации. В конце XIX в. Кубань вышла на первое место в России по сбору табака высших сортов.

5. Огородничество – помидоры, капуста, огурцы, лук – центр – Лабинский отдел.

Бахчеводство – центр – Ейский отдел.

Садоводство – из-за войн сады пришли в упадок, в 1880-х гг. возрождение – выдавали бесплатные саженцы.

Преподаватель - Ребята, какой мы вывод сделаем по развитию земледелия?

(Сначала жители Кубани не придавали большого значения земледелию, но с приходом «иногородних», земледелие стало развиваться и в некоторых отраслях достигло первых мест по стране).

 

Преподаватель - Теперь рассмотрим Виноделие. Что здесь можно выделить?

(Виноград был древнейшей плодовой культурой Кубани. Но, но как отдельная отрасль с/х виноградарство стало развиваться в конце XIX в. На Тамани и Черноморском побережье. Центр разведения – имение Абрау-Дюрсо в 1871г..Огромный вклад в виноградарство внесли начальник Черноморского округа Д.В. Пиленко и агроном Ф.И. Гейдук.

К концу века – винодельческая продукция не уступала на внутреннем рынке со знаменитыми напитками провинции Шампань).

Преподаватель - Ребята, посмотрите внимательно, с какими трудностями сталкивались пионеры кубанского виноградарства? (сыпучие пески, прибой моря)

Преподаватель - Какой здесь вывод сделаем? (Отрасль виноградарство занимало важное значение в с/х Кубани, принося огромный урожай)

Преподаватель. - Итак, ребята, как мы видим, что увеличение объема продукции сельского хозяйства требовало расширения сбыта, что стимулировало развитие в крае рыночные отношения, то есть торговля. Как же происходили эти отношения, в каких формах проявлялись?

(Ярмарочная торговля – основная система сбыта продукции на внутреннем рынке Кубани)

Преподаватель. - Какова была продолжительность ярмарок? (от нескольких дней до двух недель)

Преподаватель- Какие станицы славились своими ярмарками? (Старощербиновская, Кущевская, Кавказская и др.)

Преподаватель Куда отправлялся купленный товар? (по Кубани, Турция, Франция, Германия, Греция).

Какая еще торговля стала развиваться в 70-90-х гг. XIXв.? (стационарная – постоянная на сельских и городских базарах)

Преподаватель. - Итак, ребята, давайте сделаем вывод. Какое место занимала Кубань на складывающемся капиталистическом рынке России и в мировом товарном обращении в конце XIXв.? (На первое место вышла кубанская пшеница – ее вывозили в центральную Россию и почти во все рынки Европы. Так же на внутреннем рынке России и за рубежом большой спрос был на скот, семена подсолнечника, табак, шерсть, кожу. На Кубань завозили фабрично-заводскую и земледельческую технику – паровые молотилки, сноповязалки, сеялки, косилки и другую технику. С приходом техники намного увеличилась урожайность на Кубани).

Преподаватель - Молодцы, ребята, мы вместе разобрали сельское хозяйство. А теперь давайте обратимся ко второй части нашей темы – Становление кубанской промышленности.

1. Мукомольное производство – примитивные (ручные), высокомеханизированные паровые, водяные, ветровые.

2. Маслобойное производство – в1899г. Братья Аведовы в Екатеринодаре до 20 тонн масла в сутки.

3. Винокуренное производство – в 1890-е годы завод барона В.Р. Штейнгеля за год 5 млн тонн спирта

4. Нефтяная промышленность – в 1864г. Отставным полковником А.Н. Новосильцевым в долине реки Кудако построена первая в стране буровая вышка, в 1866г. Первый нефтяной фонтан.

5. Цементная промышленность – ведущие позиции в экономике края. В начале 1880-х в районе г. Новороссийска первый завод по выработке высококачественного цемента. Через год завод лидер по России.

6. Металлообрабатывающая промышленность – в 1886г австрийский подданный запустил первый завод – земледельческие машины, механизмы для мельниц и маслобоен.

7. Кожевенные и табачные предприятия.

Преподаватель. - Давайте теперь рассмотрим, какое же влияние развитие промышленности оказало на изменение социальной структуры кубанского общества к концу XIX века?

1. 160 фабрично-заводских предприятий.

2.В Екатеринодаре из 98% казачьего населения осталось 6%, преобладали городские жители.

3.В городах Кубани больше каменных строений и мощеных улиц. На улицах Кубани - освещение, в Екатеринодаре – электрическое.

4.Разрастались династии предпринимателей и купцов (торговый дом «И.П. Бедросов с сыновьями» - табачная фабрика, «Н. Дицман с сыновьями» -паровая мельница, маслобойный завод, торговые заведения. Сын Дицмана – основал пароходство на Кубани и т.д.

5. В 1876 г.в Екатеринодаре было создано первое банковское учреждение – Общество взаимного кредита.

Преподаватель - Подводя итог развития промышленности на Кубани, какой мы можем сделать вывод?

(Во второй половине XIX века на Кубани отмечается рост промышленности, прежде всего обрабатывающей сельскохозяйственное сырье, формирование местной торговой буржуазии, которая играла возрастающую роль в экономическом развитии края)

 

III. Рефлексия.

Обсуждение проблемных заданий.

И – интересное на уроке

Т – трудное на уроке

О – особенное

Г - главное

 

IV. Домашнее задание.

1. Параграфы 26,27

2. Подготовить сообщение по вопросу № 4, параграфа 27

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: