Хоровые произведения малых форм.




С 20.04.2020 по 03.05.2020

Развитие хоровой музыки в Западной Европе.

 

Раннее развитие многоголосного пения относится к IX-X векам, когда в европейских странах начали зарождаться новые формы светской и духовной лирики. На протяжении средних веков в европейской музыке сложились разнообразные формы хоровых произведений.

В Германии эпохи Реформации (начало 16 века) господствующее положение занимал протестантский хорал. Сначала это было одноголосное церковное пение. Постепенно пение становилось многоголосным. Мелодии заимствовались из немецких, французских, итальянских народных песен, к ним подбирался текст духовного содержания.

Во Франции 16 века самым популярным музыкальным жанром была шансон (chanson - песня). Многоголосные песни, отражающие жизнь и быт народа.

Ярким представителем французской музыки эпохи Возрождения был Клеман Жанекен. им написаны мотеты, мессы, свыше 200 песен.

Нидерландская полифоническая школа дала миру выдающихся мастеров хоровой музыки - Жоскена Депре и Орландо Лассо.

Орландо ди Лассо (ок. 1532 - 1594) - был величайшим полифонистом 16 века. Блестяще одаренный музыкант, певец, Лассо еще в юности объехал крупнейшие города Италии, Франции, Голландии. Творчество Лассо проникнуто гуманностью, стремлением правдиво отразить в музыке человеческие характеры, картины современной жизни.

Большинство хоров Лассо написаны в полифоническом складе, некоторые - в гомофонно-гармоническом с элементами имитаций. Лассо часто использовал приемы изобразительности, звукоподражания, создавая красочные, яркие произведения. Таково "Эхо", где для достижения эффекта отражения звуков композитор использует двойной хор.

В хоре "Тик-так" (Кукушка) имитируется ход часов. Простая мелодия построена на фламандских народных попевках с характерной сменой ладовой окраски (постоянное чередование мажора и минора), с синкопами, переносом ударений на последнюю долю такта. Прозрачная хоровая фактура, исполнение припева на staccato ("Так, ти-ки, ти-ки, ку-ку) усиливают изобразительный элемент в музыке хора.

Ведущее место в музыке Италии эпохи Возрождения занимала хоровая полифония. Главой итальянской полифонической школы 16 века был выдающийся мастер вокальной и хоровой музыки Джованни Палестрина (ок. 1525 - 1594). Палестрина писал мессы, мотеты, мадригалы для хора без сопровождения. Итальянский мадригал сложился в 16 веке как новый вокальный жанр музыки аристократов (он противостоял так называемым "плебейским"песням - лаудам, вилланеллам, фроттолам). Мадригалы Палестрины написаны на светские сюжеты (многие на стихи Петрарки). Их содержанием является в основном любовная лирика.

Мадригал "В синем небе" написан для 3-х голосного однородного хора. Это один из лирических, пейзажных, созерцательных мадригалов композитора. Мелодия его построена на коротких мягких интонациях. Полифоническое изложение создает непрерывность звучания, объединяя короткие фразы в единое целое.

 

Хоровые произведения малых форм.

Хоровые миниатюры появились еще в творчестве венских классиков.

Значительную часть огромного творческого наследия Вольфганга Амадея Моцарта составляет хоровая музыка. Им написаны сочинения крупной формы для хора с оркестром: оратории "Кающийся Давид" и "Освобожденная Бетулия", мессы, кантаты духовного и светского содержания, гениальный Реквием. Среди камерных хоровых произведений Моцарта - ряд мотетов, отдельные духовные сочинения. Большой популярностью в исполнительской практике пользуются хоры "Летний вечер" и "Ave verum corpus".

"Летний вечер" - хоровая миниатюра для смешанного 4-х голосного состава. Музыка хора полна спокойствия, чистоты. Здесь с большой убедительностью создан музыкальный образ вечерней природы, мягкого света, прозрачного воздуха и соответствующего этой красоте настроения человека - восторженного ощущения полноты жизни, любви, радости. Форма произведения - период с дополнением. Мягкие изгибы мелодической линии, задержания, простота гармонического языка, умеренность тесситуры, помогающая полностью выявить тембровые краски голосов - вот скромные средства выразительности, использованные в этом сочинении.

 

Хор "Ave verum corpus" привлекает искренностью мелодии, благородством и стройностью изложения, наполнен лиризмом и теплотой. Светлые тональности, прозрачная хоровая фактура придают особую воздушность и изящество музыке хора. Гомофонное изложение сменяется имитационным и подголосочным. Умеренная тесситура и плавное голосоведение соответствуют умиротворенному, спокойному настроению хора.

В творчестве Людвига ван Бетховена нашли отражения демократические идеи эпохи Просвещения, героические и свободолюбивые устремления сторонников Французской буржуазной революции 1789 года.

Хоровые сочинения Бетховена, как и вся его музыка, отличается глубиной мысли, экспрессией. динамичностью, масштабностью форм. К ним относятся оратории "Христос на масличной горе", мессы, кантаты, хоровой финал 9 симфонии, хор с оркестром "Морская тишь и счастливое плавание", хоры в опере "Фиделио"

В хорах малых форм "Весенний призыв" и "Восхваление природы человеком" воплотились черты, свойственные многим произведениям Бетховена - жажда жизни, счастья, восторженная радость от общения с природой.

"Весенний призыв" - 4-х голосный смешанный хор. Страстность, порывистость в выражении чувств определяют и форму хора: отдельные эпизоды объединяются сквозным развитием в одно целое. Призывные интонации с квартовыми скачками в начале сменяются плавными секвенционными переходами в середине.

"Восхваление природы человеком" - величественный гимн жизни, солнцу. Хор написан для смешанного 4-хголосного состава в сопровождении фортепьяно; форма - трехчастная. Первая часть, выдержанная в одной тональности - до мажор, начинается с мощного фанфарного унисона всех партий. Скачки в мелодии на дециму и септиму, ферматы в конце фраз, создают ощущение необычайной силы, широты, простора. средняя часть представляет собой своеобразную игру света.

Дальнейшее развитие и расцвет жанра хоров песенного типа приходится на период раннего романтизма.

 

Франц Шуберт (1797 - 1828).

Выдающийся австрийский композитор, основоположник романтической школы, с детских лет тесно соприкасался с хоровой музыкой 6 он обучался в конвикте - школе для придворных певчих, затем пел в хоре Венской придворной капеллы. Хоровое творчество Шуберта многообразно 6 месс, кантаты, около 100 хоров различных составов и масштабов. В хорах Шуберта проявилось великолепное мастерство вокального письма, глубокая связь с национальными истоками австрийской музыки.

"Любовь" (ст. Ф.Шиллера) - один из характерных для творчества Шуберта примеров хоровой миниатюры для 4-х голосного мужского состава a cappella в 2-х частной репризной форме с заключением. Ре мажор, часто встречающийся в вокальной музыке Шуберта, окрашивает произведение в светлые, радостные тона. Размер 6/8 при довольно подвижном темпе создает впечатление баркарольности.

Хор написан в гомофонно-гармоническом складе. Основную мелодию исполняют первые тенора. Мелодия отличается плавностью, изобилует украшениями. В аккордах нижних голосов много хроматизмов, вспомогательных неаккордовых звуков. что делает музыкальный язык хора красочным, выразительным.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: