Формирование естественно-научная грамотности




1. Экспериментирование служит для формирования предпосылок естественно-научной грамотности

Опыты с воланами

Опыт «Зависит ли скорость волана от веса»

Цель: Сравнение воланов по весу.Определить зависит ли скорость волана от его веса.

2 опыт «Каким воланом легким или тяжелым лучше играть на воздухе?»

Цель: Выбрать волан наиболее подходящий для игры в бадминтон на улице.

3 опыт «Стойка бадминтониста при разных видах подачи волана»

Цель: Определить опытным путем удобное положение тела, положение ракетки в пространстве при различных видах подачи волана»

 

Правила переноса при травме, оказание ПМП

Цель: Определить, как правильно перенести пострадавшего, если он ушиб ногу. Какую помощь можно оказать.

 

Формирование читательской грамотности

При формировании читательской грамотности дошкольников использую прием:

-«Ситуативный разговор» в ходе, которого дети составляют рассказ «Что мы знаем о спортивной игре бадминтон» по ментальным картам.

- Создание репортажа «Мы выбираем спорт»

-«Календарь спортивных традиций нашей группы»

Формирование грамотности в вопросах ЗОЖ

Грамотность в вопросах ЗОЖ - общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на личных знаниях и опыте.

Составление комплекса упражнений с воланом и ракеткой, которые помогут укрепить глазные мышцы.

Ставлю ряд вопросов перед детьми:

- Как могут помочь упражнения с воланом и ракеткой в развитии остроты зрения?;

- Какие известные вам упражнения с воланами и ракетками помогут укрепить глазные мышцы?;

- Составьте комплекс для укрепления мышц глаза из шести упражнений.

Использую приемы:

1. Кубик – заниматика «Делаем зарядку для глаз сами», с обучающими картинками, в которых спортсмены дают детям задания. Картинки на кубиках подскажут, какие упражнения выполнять с воланом и ракеткой.

Дети переворачивают и выполняют упражнение одно за другим. Либо выбирать задания для себя в игре – по верхней выпавшей картинке на кубике.

 

2.Заполнение детьми дневника «Бадминтониста», где дети отмечают свои достижения и выполняют задания.

 

Еще одной из эффективных инновационных технологий, позволяющая формировать функциональную грамотность у дошкольников, которую я использую в своей работе - это спортивный оздоровительно-воспитательный геокешинг.

Опыт работы в рамках региональной инновационной площадки по теме геокешинг дал возможность работать в новом формате на федеральной инновационной площадке Баатера Борисовича Егорова технология «Здоровый ребенок».

Поскольку задача охраны, сохранения и укрепления здоровья детей является одна из ключевых в построении и развитии системы дошкольного образования, то считаю важным формировать у дошкольников привычку к здоровому образу жизни. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.

Поэтому в рамках инновационной площадки составляю и провожу Спортивные оздоровительно-воспитательные геокешинг, позволяющий формировать у детей:

 

Математическую грамотность: Ориентирование в пространстве (по карте, по макету, по маршрутному листу).

Читательскую грамотность: Дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу, свободно общаться с взрослыми и детьми, сотрудничать, высказывать свое мнение и слушать других. Активное взаимодействие с семьей через технологию «Маршруты выходного дня».

«Маршруты выходного дня»:

· Прогулка в сосновый лес

· Спортивный комплекс «Газовик»

· Городской парк

· Бассейн «Дельфин»

· «Бадминтон – семейная игра на отдыхе».

Естественнонаучную грамотность

Строение тела человека

Финансовую грамотность

Награда за прохождение станций, выполнение заданий: собрать монеты, ключи, цифры для открытия сейфа, тайник.

Грамотность в вопросах ЗОЖ: закаливание, самомасаж, профилактика плоскостопия, система знаний и умений по сохранению осанки, точечный массаж, как профилактика ОРЗ.

 

Структура спортивно-оздоровительного геокешинг позволяет сочетать в себе эффективные технологии для формирования предпосылок формирования функциональной грамотности дошкольников:

 

Системно-деятельностный подход

Личностно-ориентированные технологии

Проблемно-поисковые технологии

Здоровьесберегающие технологии

Игровые технологии

 

 

1 этап Введение в ситуацию (или создание игровой ситуации)
  Сюрпризный момент   Например: к детям приходит сказочный герой, приходит письмо, посылка, видео сообщение, аудио сообщение и т.д. Системно-деятельностный подход  
Создание мотивации на предстоящий вид деятельности 1. Игровая мотивация 2. Помощь взрослому 1«Помоги игрушке, герою» (дети достигают цели обучения, решая проблемы игрушек или героев). 2. «Помоги мне». Просите детей помочь вам в поисках …. Интересуетесь, как они могут вам помочь. «Детская цель» Например: Помочь жителям страны «Здоровейка» отыскать цветок здоровья  
2 этап Прохождение станций и выполнение игровых задач
Организация деятельности детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.     На данном этапе моделируем ситуации, при которых дети сталкиваются с затруднениями в деятельности.   Дыхательная гимнастика, оздоровительная гимнастика, зрительная гимнастика, самомассаж, релаксация, флешмоб, су-джок терапия, точечный массаж.     Подвижные, спортивные, дидактические игры Итог Дети перемещаются по детскому саду или участку детского сада и выполняют задания на каждой станции: познавательного, оздоровительного, социально-коммуникативного характера. Интеграция образовательных областей.     Смогли мы это сделать? Почему не смогли? Что или кто нам поможет это сделать? (Отвечая на эти вопросы, ребята учатся добывать знания для решения возникшей проблемы, не бояться ошибиться.)   - Упражнения на массажных ковриках - Упражнения с су-джок - Дыхательные упражнения по технологии Б.Б. Егорова «Здоровый дошкольник» - Флешмобы на воздухе - Упражнения с воланами и ракетками для укрепления глазных мышц - самомассаж рук, стоп     По последней подсказке обычно это задание на ориентирование по карте, дети находят тайник, клад. Системно-деятельностный подход, игровые технологии   Проблемно-поисковый метод     здоровьесберегающие технологии     Игровые технологии   личностно-ориентированные технологии
3 этап Рефлексия  
Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Вопросы проблемного характера, тапа «Кому помогли?», «Что позволило вам помочь герою (взрослому, воспитателю)?, «Зачем вы это делали?», «Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодиться в жизни?», «Какое задание для вас было самым трудным? Почему?», «Какое задание больше всего понравилось? Почему?», «Что бы хотели рассказать ребятам?», «Что нам нужно будет сделать в следующий раз?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?»      
           

 

Благодаря использованию технологии спортивно-оздоровительного геокешинга, дети становятся самостоятельнее, активнее, способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их, формируется привычка здорового образа жизни.

 

 

Таким образом, функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.

Закончу свое выступление высказыванием Иоганна Генриха Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

Желаю вам удачи в формировании предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста!!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: