Звук «Л» заменяется на звук «А»




ГЛАВА 4. Постановка сонорных звуков

(Л, Л \ Р, Р *)

Постановка звука «Л»

Правильная артикуляция

Губы — разомкнуты.

Зубы — сближены на расстоянии

2-4 мм.

Язык — кончик языка поднят и

упирается в верхние резцы, верхняя

часть языка опущена, боковые края

языка не смыкаются с коренными

зубами, корневая часть поднята —

«седло».

Голосовые складки — сомкнуты,

вибрируют.

Воздушная струя — сильная, толчкообразная.

Круг в данном случае обозначает нейтральное положение

губ. Фигура в центре напоминает букву «Л» — язык поднят

вверх, но боковые края не смыкаются с верхними коренными

зубами, т.е. по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха.

Кончик языка находится у верхних резцов — (.) вверху

фигуры.

При произношении звука «Л» могут быть следующие нарушения:

1. Звук «Л» отсутствует в речи ребенка (ламбдацизм).

2 Звук «Л» заменяется. Наиболее распространенными являются

следующие виды параламбдацизма или замен:

- на «в» (губно-зубной параламбдацизм);

- на «а», «у», «ы» и другие гласные;

- на «н» (язычно-зубной параламбдацизм);

- на «Г» (задненебный параламбдацизм);

- на «й» (средненебный параламбдацизм).

3. Звук «Л» искажается. Наиболее распространенными являются

следующие виды искажений:

- носовое произношение (носовой ламбдацизм);

- межзубное произношение (межзубный ламбдацизм);

Звук «Л» отсутствует

Ребенок говорит так: «ошадь» — вместо «лошадь»,

«коос» — вместо «колос», «поше» — вместо «пошел».

В подготовительном этапе постановки звука «Л» в артикуляционную

гимнастику включить следующие упражнения.

Упражнения для губ: «Заборчик», «Улыбочка» — «Трубочка

», артикулирование гласных звуков: «А», «О», «У». Удержание

губ в течение одного выдоха в округленном положении

и т.д.

Упражнения для языка: «Болтушка» (включить голос, напряженным

кончиком языка водить по небу взад-вперед), «Индюк

» (включить голос, производить поглаживающие движения

по верхней губе. Слышится — бл-бл — индюк балабочет),

«Лопаточка», «Почистим зубы», «Качели», «Вкусное варенье»,

«Чашечка», «Маляр», «Приклей конфетку», «Накажем непослушный

язык», «Покусывание языка», «Лошадка», «Грибок»,

«Гармошка» и т.д.

Упражнения для выработки воздушной струи: «Охотник

идет по болоту» (прикусить язык, с силой выдыхать воздух при

этом пальцами рук нажимать на щеки. Слышатся хлопающий

звук — шаги охотника по болоту), «Чей мяч улетит дальше?»,

«Фокус», упражнение с «султанчиком», со снежинками, с лис-

гиками, бабочками и т.д.

Есть несколько способов постановки звука «Л».

1. По подражанию.

а) Ребенка просят округлить губы, поднять язык к верхним

резцам, включить голос и подавать воздушную струю

небольшими импульсами (толчкообразно).

б) Просят сделать язык похожим на блинчик, затем прикусить

его кончик резцами. Обратите внимание ребенка

на то, что язык, как «блинчик» на тарелке. Повторить

это упражнение перед зеркалом несколько раз. Когда

ребенок освоит это упражнение, приступите к постановке

звука «Л» при межзубном положении. Предложите

ребенку произносить звук «А» («У», «Ы») в тот

момент, когда он отпускает язык после прикусывания.

Повторить это упражнение перед зеркалом несколько

раз. Убыстряя темп выполнения упражнения, слышим

сначала слоги ал-ал-ал, затем — ла-ла-ла. Затем просят

ребенка поднять кончик языка к «бугоркам» и, прижимая

его к альвеолам, произносить слоги лы-лы-лы.

В сочетании со звуком «Ы» звук «Л» звучит особенно

четко.

2. По подражанию с введением игровых приемов:

- самолет летит и гудит (л-л-л);

- девочка поет песенку (л-л-л);

3. По подражанию с применением моделей.

4. От опорных звуков. Для звука «Л» это два звука: «Ы»

и «Т». При произнесении звука «Ы» происходит подъем средней

части языка к небу. При произнесении звука «Т» — кончик

языка поднимается к коренным резцам.

Когда опорные звуки отработаны, попросить ребенка быстро

произнести сочетание звуков «ыа», «уа» («У», «Ы» имеют

верхний подъем языка, «Ы» — средний ряд, «У» — задний).

Когда прикусываем кончик языка, мы вызываем подъем передне-

средней части языка к верхним резцам, образуется смычно-

проходной звук, напоминающий «Л». При данном методе постановки

параллельно отрабатывается подъем кончика языка

кверху (звук «Т»).

5. От артикуляционного уклада.

а) От межзубного. Просят ребенка прикусить кончик языка,

подуть на него и погудеть.

б) «Болтушка». Напряженным загнутым кончиком языка с

включением голоса водить (скрести) по небу взад-вперед

то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину

пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти

должны быть неподвижны, работает только язык. Могут

быть следующие неточности: кончик языка не достает до

нёба, скребет в пространстве, и, цель упражнения не достигается;

губы и зубы сближены, поэтому отсутствует

ясность звучания; упражнение проводится без включения

голоса, поэтому слышится глухой звук, а он должен

быть ЗВОНКИЙ.

в) «Индюк» (включить голос, производить поглаживающие

движения по верхней губе. Слышится — бл-бл —

индюк балабочет).

г) Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам,

как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык

должен быть неподвижен. Слышится длительный звук

«Л». Губы овальной формы, зубы разомкнуты и вместе

с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается

теплый поток воздуха.

6. Механическим способом,

а) Зондом-рамкой от «Л*».

В случае, когда звук «Л» заменяется другими звуками, особое

внимание надо обратить на развитие фонематического

слуха, на умение ребенка различать звук «Л» и его заменитель,

осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять движения

языком, необходимые для правильного произношения

звука «Л».

В данном случае трудность заключается в том, что, уже научившись

произносить звук «Л» правильно, ребенок продолжает

слышать заменяемый звук, поэтому работа с моделями,

картинками-символами должна вестись и после постановки

звука «Л».__

Звук «Л» заменяется на звук «А»

Схема работы

1. Развитие фонематического слуха.

Подготовить модели артикуляции звуков.

Проводим игры с моделями по различению этих звуков.

2. Артикуляционная гимнастика (та же, что и при отсутствии

«Л»).

3. Постановка по подражанию.

Объясняем разницу в артикуляции звука «Л» и его заменителя.

При произнесении звука «А» губы округлены, воздушная

струя при прохождении на своем пути преград не встречает.

При произнесении звука «Л» кончик языка у верхних

резцов, передняя часть языка опущена, боковые края языка

не смыкаются с коренными зубами, воздушная струя проходит

по краям языка. Прислонив ко рту руку, ребенок может

ощутить сильную, толчкообразную, теплую, рассеченную

языком струю.

а) По подражанию с введением игровых приемов:

- лягушка квакает (а-а-а);

- девочка плачет (л-л-л);

- самолет летит и гудит (л-л-л).

б) По подражанию с применением моделей.

Объяснить ребенку разницу в произнесении звуков на примере

моделей. При произнесении звука «Л» — кончик языка

у верхних резцов, боковые края не смыкаются с коренными

зубами, по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха

— фигура напоминает букву «Л». Кончик языка находится

у верхних резцов — (.) вверху фигуры, а при замене на звук

«А» язык находится внизу рта, воздух свободно проходит через

рот. Колокольчик означает, что звук звонкий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: