Технология работы с неблагополучной семьёй
Семья является главным институтом социализации, через который ребёнок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Современные семьи развиваются в условиях новых противоречий общественных ситуаций, которые приводят к обострению семейных проблем. А среда жизни и развития ребёнка зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, положения, которое они занимают в нем. Поэтому работа с неблагополучными семьями является актуальной на сегодняшний день.
Основные функции социального педагога в работе с семьёй:
· диагностическая (изучение особенностей семей и степени влияния микросреды);
· прогностическая (моделирование воспитывающей ситуации с учетом диагностики семьи);
· организационно-коммуникативная (психолого-педагогическое просвещение родителей, организация общения);
· правозащитная (поддержка семей в защите прав, свобод, социальных гарантий); предупредительно-профилактическая (профилактика девиантного поведения);
· социально-бытовая (оказание нуждающимся семьям материальной помощи);
· социально-психологическая (осуществление неотложной психологической
помощи);
· организаторская (обеспечение культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной деятельности, технического и художественного творчества для семей).
Структура технологий работы с неблагополучной семьёй включает 3 уровня:
1. Профилактический уровень. Профилактика – это комплекс превентивных мер, проводимых путём организации общедоступной медико-психологической и социально педагогической поддержки семьи. На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации. Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьёй.
2. Диагностический уровень. Диагностика – длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьёй, а также с другими людьми. Проведение диагностики предполагает соблюдение определённых принципов. Выделимнаиболееважныеизних:
1)Методологическиепринципы:
- объективность в сборе фактов и ихинтерпретации;
- множественностьисточниковинформации;
- достоверностьинформации;
- клиентоцентризм (смотреть на проблему исходя из интересов клиента).
2)Этическиепринципыконфиденциальность;
- степеньоткрытости – правоклиента;
- невмешательство в частнуюжизнь.
На данном этапе обязательно используются следующие диагностические методы:
o наблюдение (позволяет определить пол, возраст, национальность, материальное положение, черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психикиклиента);
o беседа (равноправный диалог или интервью, устный опрос по заранее обдуманномуплану);
o анкета (письменныйопрос);
o тесты (стандартизированный набор заданий, позволяющий определить уровень знаний человека, состояние его личностных, психологическиххарактеристик).
3.Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьёй, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация – это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения. Реабилитационный уровень состоит из трёх подуровней – индивидуального, группового и общинного.
Индивидуальный уровень реабилитационной работы.
Методы: Консультирование, Социальный патронаж. Патронаж – одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому
Групповой уровень реабилитационной работы.
Методы групповой реабилитации: беседа, лекция, диспут, дискуссия, собрание. Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг.
Общинный уровень реабилитационной работы.
Цель общинной работы – анимация, оживление жизненного пространства людей. Методы общинной работы – лекции, дискуссии, беседы, организация массовых акций.
Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьёй:
1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);
2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной
(проблемной) семьи;
3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;
4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;
5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;
6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
7-й этап: составление карты семьи;
8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних,комиссия);
9-й этап: составление программы работы с неблагополучнойсемьёй;
10-й этап: текущие и контрольные посещениясемьи;
11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи. Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимососредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.