Контрольные мероприятия, не требующие взаимодействия с проверяемыми организациями и предпринимателями




С 1 января 2017 г. Закон N 294-ФЗ регулирует помимо выездных и документарных проверок также иные мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа контроля с проверяемыми организациями и предпринимателями (далее - проверки без взаимодействия). Они не являются полноценными проверками, поскольку их результаты не оформляются актом проверки (исключения могут устанавливаться федеральными законами об отдельных видах надзора, например, ч.ч. 6, 7 ст. 3.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и ч. 4 ст. 1 Закона N 294-ФЗ). Кроме того, если в результате таких мероприятий выявлены нарушения, то далеко не всегда виновные организация или предприниматель могут быть привлечены к ответственности.

К таким проверкам без взаимодействия ч. 1 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ относит:

1) плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств. Проводятся на основании плановых заданий, утвержденных органом контроля (ч. 1 ст. 13.2 Закона N 294-ФЗ);

2) административные обследования объектов земельных отношений;

3) исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга;

4) измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи;

5) наблюдение за распространяемой рекламой;

6) наблюдение за информацией, размещенной в сети "Интернет" и СМИ;

7) анализ информации, обязанность по представлению которой федеральным законом возложена на предпринимателей и организации.

Другие виды и формы мероприятий по контролю могут устанавливаться только федеральными законами.

Проверки без взаимодействия проводятся на основе заданий, утвержденных руководителем органа надзора (ч. 2 ст. 8.3, ч. 1 ст. 13.2 Закона N 294-ФЗ). Порядок оформления заданий и порядок оформления результатов проверок без взаимодействия устанавливается, согласно ч. 4 ст. 8.3 Закона N 294-ФЗ, тем органом власти, который осуществляет нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере контроля (не всегда совпадает с непосредственно надзорным органом).

Если проведенная проверка без взаимодействия - как плановые и рейдовые осмотры, так и любое иное подобное мероприятие - выявила нарушения обязательных требований, то надзорное ведомство должно принять специальные меры (в пределах своей компетенции) по пресечению таких нарушений (ч. 5 ст. 8.3, ч. 2 ст. 13.2 Закона N 294-ФЗ). Какие именно меры - зависит от многих факторов, в первую очередь, от тяжести нарушений:

- если нарушение причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также привело к возникновению ЧС либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, то составляется мотивированное представление о необходимости проведения внеплановой проверки по основаниям п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона N 294-ФЗ (ч. 5 ст. 8.3, ч. 2 ст. 13.2 Закона N 294-ФЗ). Наказание в этом случае последует по результатам внеплановой проверки и на основе акта проверки, в ином случае проверка лишена смысла. Вместе с актом внеплановой проверки последует и предписание - ведь оно является приложением именно к акту проверки (ч. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ) и выдается после именно проверки, а не после проведения мероприятий по контролю (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ);

- если нарушение не причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также не привело к возникновению ЧС и не создало непосредственную угрозу указанных последствий, то последствия зависят от того, насколько законопослушно ведет себя проверенное предприятие. Если это первое нарушение (то есть организация/ИП раньше за подобное не привлекались), то надзорное ведомство не наказывает, а объявляет предостережение о недопустимости нарушения и предлагает нарушителю принять меры по обеспечению соблюдения закона, о чем и уведомить в указанный в предостережении срок (ч. 5 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ).

Согласно позиции ФАС России, если нарушения выявлены мониторингом рекламы, то ведомство вправе провести внеплановую проверку независимо от последствий этих нарушений и репутации нарушителя, так как ч. 4 ст. 35.1 Закона о рекламе имеет приоритет перед нормами Закона N 294-ФЗ (см. письмо от 28.06.2017 N АК/43608/17).

Если же нарушитель уже привлекался к ответственности, то, очевидно, что и в этот раз его накажут: ведь оснований для внеплановой проверки тут нет, и оснований для предостережения тоже нет. Не вполне ясно в данной ситуации, как следует доказывать событие правонарушения: достаточно ли будет самого акта осмотра (рейда, измерения и т.п.), или же потребуется оформление доказательств по КоАП РФ (то есть протоколы осмотров с понятыми и прочее). Также неясно, должен ли надзорный орган выдать предписание: согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ, таковое выдается после проверки, а не после проведения мероприятий по контролю без взаимодействия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: