СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ В ХОДЕ СОЗДАНИЯ ОБЪЁМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ




РОМАНОВА О.В.
Одесская государственная академия строительства и архитектуры,
г. Одесса, Украина

В организации учебного процесса по дисциплине
«Объёмно-пространственная композиция» важно руководствоваться чёткими методическими рекомендациями. Качественное прогнозирование высоких систематических результатов немыслимо без разработки алгоритма выполнения каждого из заданий, предусмотренных учебной программой. Данные тезисы полноценно раскрывают специфику дисциплины и актуализируют структурно-аналитический аспект в ходе работы над макетом.

При выполнении архитектурного макета, как рабочего, так и демонстрационного, целесообразно выделять три основных рабочих этапа: создание эскиза, процесс формообразования, оформление макета.

I. Создание эскиза

В ходе выполнения эскиза важно грамотно оперировать видами композиций и их комбинаторной вариативностью в пределах заданной темы.

По характеру конфигураций и контуров композиции подразделяются на точечные, линейные, плоскостные, объёмные и пространственные (комбинированные). По характеру контрастирующих признаков композиции делятся на компактные/рассредоточенные; центрические/осевые; спиралевидные/ступенчатые; сетчатые/концентрические; лучевые/звёздчатые.

II. Процесс формообразования

На данном этапе важно выявить оптимальные приёмы, применяемые в формообразовании объёмов и пространств, а также соблюдать основные требования к объёмно-пространственной композиции.

1.Работа с расположением оси/взаиморасположением осей объёмов/форм и интервалов между ними: а) блокировка/деление на части объёмов/форм вдоль заданной оси (расположение – рядом, один на другом, один в другом);
б) метро-ритмические закономерности в композиции (соблюдение принципов построения на основе арифметических и геометрических прогрессий – ритм, создание соотношений тождественных элементов и типовых интервалов между ними – метр); в) статичность и динамичность композиции – в зависимости от угла наклона к оси, поверхности, другому объёму/форме
(от 0 до 90˚).

2. Создание геометрического вида в пределах координатных осей:
а) нахождение числовых параметров с заданием и выявлением особенностей объёмной формы (создание 3-d модели); б) образование фронтальных, объёмных и пространственных композиций из модульных элементов (авторская конфигурация модуля); в) превращение одной формы в другую (раскадровка на виды).

3. Работа с формообразующей поверхностью – пластическим характером поверхности объёма/формы: а) воздействие деформаций (растяжение-сжатие, изгиб-кручение, сдвиг-удар); б) придание рельефности (прорези сквозные – перфорации)/полусквозные/частичные, срезы/вырезы/врезки, выступы/
западания/отгибы); задание масштабности формообразующим элементам – членения и фактурная обработка.

4. Работа со структурой заданного геометрического объёма/формы: а) степень сложности свето-теневой моделировки объёма/формы; б) степень пластического варьирования анализируемой структуры исходного объёма/формы; в) степень визуальной тяжести/лёгкости объёма/формы.

Основные требования к композиции:

1. Цельность – условие существования композиции. Соблюдение меры контраста соотношений между элементами, создание композиционных связей, достижение зрительной целостности.

2. Многообразие – раскрытие композиционной содержательности. Создание художественных качеств каждого элемента композиции, обоснование степени сходств и отличий по определённым признакам.

III. Оформление макета

На этапе оформления макета важно усвоить основные технические приёмы: создание развёрток для дальнейшей склейки (выкройки бумаги по предварительно высчитанным геометрическим параметрам); склейка – точечная, линейная, плоскостная; способ взаимосоединения без клеющих составов (взаимопроникновение); гофрирование и оригами (создание разнообразных складчатых структур по творческим схемам сборки), ажурная бумагопластика (применение традиционных и фигурных дыроколов). Важным требованием к макету также является аккуратность его исполнения.

Указанные методические рекомендации позволяют научно определить стратегию и способы организации учебного процесса, разработать
логико-комбинаторно-структурные закономерности на всех этапах выполнения макета. Таким образом, обеспечивается надёжный контроль над качественным уровнем студенческих работ, создаются оптимальные условия для планомерного овладения компетентностями. Студентам проще организовать работу, анализируя свои действия: их опорой должна стать комплексная универсальная схема методики, их творческий потенциал должен пониматься как максимально результативный.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: