РАСЧЕТ ТЯГОВО-СКОРОСТНЫХ СВОЙСТВ АВТОМОБИЛЯ.




2.1 РАСЧЕТ И ПОСТРОЕНИЕ ДИНАМИЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ

Динамический фактор вычисляется для каждой передачи в коробке и его график строится в зависимости от скорости движения автомобиля:

где G – вес автомобиля, G = m∙g;

m – полная масса грузового автомобиля, кг;

– тяговая сила ведущих колес, Н;

– сила сопротивления воздуха, Н;

– свободная сила тяги, Н.

Тяговая сила на i-й передаче в коробке вычисляется по формуле:

где – динамический радиус колеса, м;

Силу сопротивления воздуха определяем по формуле 1.7.

По формуле (2.1) вычисляют значения 8…10 ординат, а абсциссы подсчитываются по формуле:

Расчет по формулам 2.3;1.7;2.2;2.1 производим для каждого значения и каждой передачи, полученные значения заносим в таблицы 2.1 и соответственно для каждой передачи.

Например: для первого значения рад/с и первой передачи получим:

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
НАЗВАНИЕ ДОКУМЕНТА
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 

 

 

 

, рад/с 73,27 92,89 112,52 132,14 151,77 171,39 191,02 210,64 230,27
, Н ∙ м 655,2 678,0 693,4 701,5 702,2 695,6 681,7 660,4 631,7
, м/с 0,66 0,84 1,02 1,20 1,37 1,55 1,73 1,91 2,08
54196,678 56079,257 57354,552 58022,564 58083,292 57536,737 56382,898 54621,776 52253,3707
1,3289163 2,1361821 3,1341423 4,3227938 5,7021379 7,2721748 9,0329044 10,984327 13,1264416
, Н 54195,349 56077,121 57351,418 58018,241 58077,59 57529,465 56373,866 54610,792 52240,2443
0,21397 0,22140 0,22643 0,22906 0,22930 0,22713 0,22257 0,21561 0,20625

I передача
 
Таблица 2.1 – Расчетные данные для построения динамической характеристики

 

II передача

, рад/с 73,27 92,89 112,52 132,14 151,77 171,39 191,02 210,64 230,27
, Н ∙ м 655,2 678,0 693,4 701,5 702,2 695,6 681,7 660,4 631,7
, м/с 1,17 1,48 1,79 2,10 2,41 2,73 3,04 3,35 3,66
, Н 30824,361 31895,077 32620,401 33000,333 33034,872 32724,019 32067,774 31066,135 29719,1046
, Н 4,1082307 6,6038235 9,6889316 13,363546 17,62767 22,481304 27,924448 33,957102 40,5792665
30820,252 31888,473 32610,713 32986,97 33017,245 32701,538 32039,849 31032,178 29678,5253
0,12168 0,12590 0,12875 0,13024 0,13036 0,12911 0,12650 0,12252 0,11717

 

, рад/с 73,27 92,89 112,52 132,14 151,77 171,39 191,02 210,64 230,27
, Н ∙ м 655,2 678,0 693,4 701,5 702,2 695,6 681,7 660,4 631,7
, м/с 2,05 2,60 3,15 3,70 4,25 4,80 5,35 5,90 6,45
, Н 17501,011 18108,927 18520,741 18736,453 18756,063 18579,571 18206,978 17638,282 16873,4843
, Н 12,744322 20,486009 30,056457 41,455637 54,683562 69,740232 86,625647 105,33981 125,882712
17488,266 18088,441 18490,684 18694,997 18701,38 18509,831 18120,352 17532,942 16747,6016
0,06905 0,07142 0,07300 0,07381 0,07384 0,07308 0,07154 0,06922 0,06612

III передача
Таблица 2.1 (продолжение) – Расчетные данные для построения динамической характеристики

IVпередача
 

, рад/с 73,27 92,89 112,52 132,14 151,77 171,39 191,02 210,64 230,27
, Н ∙ м 655,2 678,0 693,4 701,5 702,2 695,6 681,7 660,4 631,7
, м/с 3,61 4,58 5,55 6,52 7,49 8,46 9,42 10,39 11,36
, Н 9936,0576 10281,197 10515,001 10637,47 10648,604 10548,402 10336,865 10013,992 9579,78463
, Н 39,538007 63,555832 93,247209 128,61205 169,65039 216,36223 268,74757 326,80641 390,538759
9896,5196 10217,641 10421,754 10508,858 10478,953 10332,04 10068,117 9687,1859 9189,24587
0,03907 0,04034 0,04115 0,04149 0,04137 0,04079 0,03975 0,03825 0,03628

 

Таблица 2.1 (продолжение) – Расчетные данные для построения динамической характеристики

 

Vпередача

, рад/c 73,27 92,89 112,52 132,14 151,77 171,39 191,02 210,64 230,27
, Н ∙ м 655,2 678,0 693,4 701,5 702,2 695,6 681,7 660,4 631,7
, м/c 6,36 8,07 9,77 11,47 13,18 14,88 16,59 18,29 20,00
, Н 5645,4873 5841,5892 5974,4325 6044,0171 6050,3429 5993,4101 5873,2186 5689,7684 5443,05945
, Н 122,47293 196,87055 288,84255 398,38867 525,50903 670,20363 832,47247 1012,3155 1209,73286
5523,0143 5644,7187 5685,59 5645,6284 5524,8339 5323,2065 5040,7461 4677,4528 4233,32659
0,02181 0,02229 0,02245 0,02229 0,02181 0,02102 0,01990 0,01847 0,01671

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
   
По результатам расчетов строится график D=D(V) (см. лист 1)

Ускорения автомобиля рассчитываются для каждой передачи по известным значениям динамического фактора по формуле:

где - коэффициент вращающихся масс на i-ой передачи;

где - коэффициент, учитывающий инерционный момент колес, 𝛿1=0,04;

- коэффициент, учитывающий инерционный момент маховика, ,

- передаточное число трансмиссии при включенной i-й передачи в коробке.

Подставим имеющиеся значения, получим:

Расчеты сводятся в таблицу 2.2 и по данным расчетов строится график ускорения автомобиля (см. рисунок 2).

 

Таблица 2.2 – Расчеты ускорения автомобиля

 

1 передача
0,66 0,84 1,02 1,20 1,37 1,55 1,73 1,91 2,08
0,2134 0,2214 0,2264 0,2291 0,2293 0,2271 0,22257 0,21561 0,20625
0,013 0,013 0,013 0,013 0,013 0,013 0,013 0,013 0,013
1,7849 1,8509 1,8956 1,9189 1,921 1,9017 1,8612 1,7993 1,7161
2 передача
1,17 1,48 1,79 2,10 2,41 2,73 3,04 3,35 3,66
0,1217 0,1259 0,12875 0,1302 0,13036 0,1291 0,1265 0,1225 0,11717
0,013 0,013 0,013 0,013 0,013 0,013 0,013 0,013 0,013
1,0049 1,0438 1,0701 1,0838 1,0848 1,0732 1,0489 1,0119 0,9624
3 передача
2,05 2,60 3,15 3,70 4,25 4,80 5,35 5,90 6,45
0,069 0,074 0,073 0,078 0,0738 0,0738 0,0715 0,0692 0,0661
0,013 0,013 0,013 0,013 0,013 0,013 0,013 0,014 0,014
0,525 0,547 0,5616 0,5689 0,5688 0,5614 0,5466 0,5244 0,4948
4 передача
3,61 4,58 5,55 6,52 7,49 8,46 9,42 10,39 11,36
0,0391 0,0403 0,0412 0,0415 0,0414 0,0408 0,03975 0,03825 0,03628
0,013 0,014 0,014 0,014 0,014 0,014 0,014 0,014 0,014
0,2445 0,2558 0,2627 0,2651 0,263 0,2564 0,2453 0,2297 0,2097
5 передача
6,36 8,07 9,77 11,47 13,18 14,88 16,59 18,29 20,00
0,028 0,023 0,0225 0,023 0,0218 0,0210 0,0199 0,01847 0,0167
0,013 0,014 0,014 0,014 0,014 0,015 0,015 0,016 0,016
0,0801 0,0828 0,0821 0,0779 0,0703 0,0593 0,0448 0,027 0,0056

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 
Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 

 



2.2. РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ И ПУТИ РАЗГОНА АВТОМОБИЛЯ

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 

Из курса механики известно, что:

где j – ускорение,

Переходя к конечно-разностной форме записи, имеем:

В интервале скоростей 𝑖 считается, что автомобиль движется равноускорено, с ускорением поэтому:

 

Интервалы скоростей для расчета рекомендуется брать равными 0,5…1 м/с на первой передаче, 1..3 м/с на промежуточных передачах и 3…4 м/с на высшей.

Время разгона можно определить, просуммировав ∆𝑡 с нарастающим итогом:

где i = 1, 2, 3, …

 


 

Потеря скорости при переключении передач зависит от дорожных условий и определяется по формуле:

Время переключения определяется по формуле:

где с = 0,7.

Подставив свои значения, получим:

Так как потеря скорости при переключении известна (вычисляется по формуле 2.10), то путь, пройденный за время , находится из выражения:

 

где – скорость автомобиля в начале переключения передачи, м/с;

– скорость автомобиля в конце переключения передачи, м/с.

 

Полученные значения сводят в таблицу 2.3 и по ним строят графики (рис. 4).

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 

 

 


Таблица 2.3 - Время и путь разгона автомобиля

№ передач I передача
переключение передачи

II передача
переключение передачи

переключение передачи
III передача

  IV передача
переключение передачи

V передача
  1,04 2,08   1,87 2,77 3,66   3,45 4,95 6,45   6,24 8,8 11,4   6,24 13,12  
1,0415 1,0415 -0,21 0,8941 0,8941 -0,21 1,4995 1,4995 -0,22 2,5628 2,5628 -0,23 6,88 6,88
0,5207 1,5622   2,3212 3,2152   4,201 5,7005   7,517 10,0799   9,68 16,56
  1,9 1,72   1,08 1,07 0,96   0,57 0,56 0,5   0,26 0,25 0,21   0,08 0,07 0,01
0,9498 1,8079   1,0728 1,0164   0,562 0,5263   0,2581 0,2308   0,0737 0,0369
1,0965 0,5761 1,73 0,8334 0,8796 1,73 2,668 2,8493 1,73 9,9304 11,1056 1,73 93,374 186,4869
1,0965 1,6725 3,4 4,2327 5,1123 6,84 9,5118 12,361 14,09 24,0231 35,1287 36,86 130,232 316,7188
0,571 0,8999 3,42 1,9345 2,8281 6,16 11,2082 16,242 10,98 74,6474 111,943 15,22 903,459 3087,436
0,571 1,4709 4,89 6,8217 9,6498 15,81 27,0166 43,2589 54,24 128,89 240,833 256,1 1159,51 4246,944
                                                 

 

 


 


3. РАСЧЕТ ТОПЛИВНОЙ ЭКОНОМИЧНОСТИ АВТОМОБИЛЯ

Топливная экономичность является одной из наиболее важных характеристик транспортных средств. Проблему уменьшения расхода топлива решают как созданием экономичных конструкций транспортных средств, так и совершенствованием методов эксплуатации автомобилей.

Расход топлива при движении автомобиля складывается из двух составляющих: расход, связанный с преодолением сил сопротивления движению автомобиля, и расход топлива, затрачиваемый на преодоление тепловых, механических и насосных потерь в двигателе, а также на привод вспомогательных агрегатов. Профессор И.М. Ленин установил, что массовый расход топлива на один оборот и на единицу рабочего объема двигателя линейно зависит от среднего эффективного давления двигателя:

где – расход топлива, г/оборот;

– рабочий объем двигателя, л;

– эмпирические коэффициенты;

– среднее эффективное давление, МПа.

В действительности коэффициент , характеризующий внутренние потери тепловой энергии сгорания топлива в двигателе, а также потери на привод вспомогательных агрегатов, является величиной переменной. Расход топлива при определении топливной экономичности измеряется в литрах на 100 км пробега. Если умножить обе части выражения (3.1) на и на число оборотов, которое сделает двигатель на пути 100 км, равное:

где – кинематический радиус колеса, м, и разделить на плотность топлива, то в левой части (3.1) получим расход топлива в литрах на 100 км. Кроме того, если учтем, что:

а для установившегося движения:

то выражение (3.1) примет вид:

где – плотность топлива, км/м3;

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 

 

– путевой расход топлива, л/100 км.

Рабочий объем четырехтактного двигателя можно определить по формуле:

где – среднее эффективное давление, Мпа,

Коэффициент зависит от скоростного режима и загрузки двигателя, поэтому первый член (3.5) можно представить эмпирической формулой следующего вида:

где – скорость при ,

где – эмпирические коэффициенты, а , определяем по формулам (1.5) и (1.7).

С учетом вышеизложенного, расчет топливно-экономической характеристики можно вести по формуле:

где

Произведём расчет первой передачи:

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 

 

Результаты расчета сводят в таблицу 3.1 и по ним строят характеристику топливной экономичности (лист 1).

Таблица 3.1 – Топливная экономичность автомобиля

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
 
 

V, м/с 0,663 2,811 4,959 7,107 9,255 11,403 13,552 15,7 17,848  
q п л/100км 94,848 42,0068 30,9589 27,2894 28,018 27,797 29,5215 31,601 34,026 36,7907

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: