НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ: СТРУКТУРА, ОСНОВАНИЯ, ТИПОЛОГИЯ И ФУНКЦИИ




Методология и методы научного познания

 

Структура научной теории:

1) эмпирический базис, который содержит основные факты и данные, а также результаты их простейшей логико-математической обработки;

2) теоретический базис, включающий основные допущения, ак­сиомы, постулаты, фундаментальные законы и принципы;

3) логический аппарат, содержащий правила определения вто­ричных понятий и логические правила вывода следствий (или тео­рем) из аксиом, а также производных, или неосновных, законов из фундаментальных законов;

4) потенциально допустимые следствия и утверждения теории.

Основания научной теории - совокупность принципов и допущений теоретического и эмпирического характера, которые определяют содержание научной теории. Прежде всего, это следующие три вида ее теоретических оснований: 1) ее собственная аксиоматика, 2) общенаучная или заимствованная у других фундаментальных наук совокупность законов и принципов, 3) философские основания (онтологические, гносеологические, методологические, логические и аксиологические понятия и принципы философии). Все указанные виды оснований образуют общий базис научной теории, ограничивая и регулируя ее содержание, так сказать, «сверху». Кроме того, важнейшим видом оснований научной теории, определяющим и ограничивающим ее содержание «снизу», является множество утверждений ее эмпирического базиса, аккумулирующих в себе соответствующие результаты наблюдений и экспериментов.

Функции научной теории:

1.Теория должна анализировать, классифицировать и системати­зировать многочисленные факты и фрагменты научных знаний. В этих целях она приводит разрозненные и изолированные факты и зна­ния в логическую взаимосвязь, а главное — стремится вывести их по дедуктивным правилам из общих посылок, которыми служат ак­сиомы, основные эмпирические и теоретические законы науки. Идеальным для построения теорий и систематизации знаний в ма­тематике и точных науках является, как известно, аксиоматический метод, который впервые был использован древнегреческим матема­тиком Евклидом для систематического построения элементарной геометрии. Согласно этому методу, все знание, содержащееся в тео­рии, должно быть выведено чисто логически из небольшого числа исходных посылок, которые называются аксиомами или постулата­ми теории. Все остальные утверждения, называемые теоремами, должны быть доказаны, т.е. логически выведены из аксиом. Сами же аксиомы принимаются без доказательства.

Очевидно, что такой идеал никогда не может быть достигнут в теориях, которые опираются на наблюдения, эксперименты и эм­пирические факты. Новые наблюдения и опыт, а также практика предоставляют ученым новые факты, которые вынуждают их пере­сматривать прежние обобщения, законы и принципы. Тем не менее само стремление к такому идеалу заставляет искать логическую связь между различными по своей общности суждениями теории, в результате чего основное содержание теории оказывается можно вывести из минимального числа аксиом, основных законов и прин­ципов теории. Установление логической взаимосвязи между разны­ми фактами, их обобщениями и законами придает теории систем­ный характер. Другими словами, именно в рамках законченной тео­рии достигается целостное, единое, системное представление об изучаемой области науки.

2.Теория с ее понятиями и законами служит для истолкования, объяснения и понимания конкретных фактов действительности. По­добно тому, как дом строится из кирпичей, так и наука возникает из фактов. Но так же как груда кирпичей не представляет здания, так и наука не является простым набором разнообразных фактов. Факты необходимо осмыслить и истолковать с помощью теории. В свое время справедливо было замечено, что факты заставляют гово­рить с помощью мысли. Для этого нет ничего лучшего, чемтеория. Чтобы объяснить факт, надо подвести его под некоторую общую посылку, из которой он выво­дится как логическое следствие. Ясно, что убедительность объясне­ния будет зависеть от характера посылок.

3.Теория помогает предсказывать новые результаты и тем са­мым прогнозирует будущее развитие событий. Эта ее функция явля­ется наиболее ценной с практической и научной точки зрения. Ес­ли бы теория ограничивалась простым описанием и объяснением уже известных фактов, то она мало чем могла бы помочь при при­нятии конкретных практических решений. Теоретическое знание превращается в реальную силу тогда, когда дает возможность пред­видеть будущее. Теории, опирающиеся на законы, позволяющие выразить связи между явлениями в точной количественной форме, дают более надежные предсказания, чем дескриптивные, описа­тельные, теории.


 

 

20. Субъект, объкт и предмет в гуманитарном познании.

Все научные теории, как и науки в целом, могут классифициро­ваться прежде всего по предмету исследования, т.е. той области дей­ствительного мира, которую они изучают. По этому основанию мы различаем, с одной стороны, теории, отображающие объективные свойства и закономерности окружающего нас мира: физические, биологические, социальные и другие теории. В нашей философской литературе такая классификация связывается с тем, что естествен­ные и социально-экономические науки изучают различные или взаимосвязанные формы движения материи. С другой стороны, су­ществует немало теорий и наук, которые ставят своей целью изуче­ние субъективной реальности, т.е. мира нашего сознания, чувств, эмоций, мыслей, идей. К ним относятся психология, логика, педа­гогика и другие науки. Общество отличается от природы наличием действующего субъекта – человека. В социально-гуманитарных науках воплощаются общие закономерности, которые принимают специфическую форму. К числу таких общих закономерностей относится то, что познавательный процесс описывается в терминах «объект», «предмет» и «субъект» познания. В результате их взаимодействия обеспечиваются возможности науки как специализированной деятельности, ориентированной на получение истинного знания. Под объектом понимается тот фрагмент реальности, объективной или мысленной, на изучение которой направлено научное познание. Например, таким объектом могут быть деятельность государства или ценности общества, коммуникационные процессы. Однако только очень ограниченный в своих пределах объект может стать предметом изучения в социально гуманитарных науках. Сложные полномасштабные объекты «не вмещаются» полностью в рамки научной дисциплины. Первой научной процедурой является трансформация объекта в предмет науки, ограничивающий объект выбранными целями и способами идеализации. Отношения субъекта к объекту можно назвать отношением ученого и изучаемою им объекта. Понятие "предмет" может быть использовано для выражения системы законов, свойственных данному объекту (например, предмет диалектики - всеобщие законы развития). По мере развития знаний об объекте открываются новые его стороны и связи, которые становятся предметом познания. Различные науки об одном и том же объекте имеют различные предметы познания (например, анатомия изучает строение организма, физиология - функции его органов, медицина - болезни и т.п.). Предмет познания может быть материальным (атом, живые организмы, электромагнитное поле, галактика и др.) или идеальным (сам познавательный процесс, концепции, теории, понятия и т.п.). Тем самым в гносеологическом плане различие предмета и объекта относительно и состоит в том, что в предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки объекта.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: