Тема 1. Общее устройство автомобилей.




Лекция №1


Их классификация и эксплуатационные свойства.

Немногим более чем за сто лет своего развития, автомобиль стал неузнаваемым. Он давно стал не столько предметом роскоши, сколько предметом передвижения. Средством для: перевозки пассажиров, перевозки грузов и специального оборудования и т.д. Начиная с момента создания первых автомобилей (конец 19 века) и по настоящее время, внимание автомобилестроителей постоянно направлены на решение задач по улучшению комфортабельности, удельного расхода топливо-смазочных материалов и особенно загрязненности окружающей среды. Усилиями нескольких поколений учёных, конструкторов, технологов, инженеров, изобретателей и рационализаторов автомобильной промышленности, конструкция автомобиля достигла высокого уровня и продолжает совершенствоваться ускоренными темпами. Однако все эти достижения не могут быть в полной мере реализованными без знаний водителя управляющего автомобилем: устройство автомобиля, принцип действия его систем, агрегатов и узлов, грамотного технического обслуживания, устранение мелких технических неисправностей, возникающих в пути, а так же мастерства вождения.

При изучении любой дисциплины (предмета) встречаются специфические термины, определения, без знания которых возникают трудности в чётком и ясном освоении материала. Поэтому ниже приведены свойственные данному предмету термины – глоссарий:

· автомобиль - самодвижущееся механическое транспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров, грузов, специального оборудования и буксирования прицепов.

· прицеп транспортное средство (в дальнейшем ТС), не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим ТС.

· разрешенная максимальная масса масса снаряженного ТС с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально-допустимой.

· деталь изделие, выполненное из однородного материала (цельной заготовки), без применения сборных операций (гайка, болт, шестерня и т.д.).

· базовая деталь это деталь, с которой начинается сборка узлов, механизмов или агрегатов (блок цилиндров, корпус коробки передач и т.д.).

· узел несколько деталей, соединённых между собой с помощью резьбовых, заклёпочных, сварочных, шпоночных и др. соединений (шатун с запрессованной в нём втулкой, шестерня, установленная на валу с помощью шпонки и т.д.).

· механизм это подвижно связанные между собой узлы и детали, совершающие под действием приложенных к ним сил определённые заранее заданные движения, например: кривошипно-шатунный механизм, в котором поршень совершает возвратно- поступательное движение, а коленчатый вал – вращательное.

· агрегат – совокупность нескольких механизмов, узлов и деталей, объединённых различными соединениями в одно целое с базовой деталью, работающих в едином комплексе и выполняющих определённую функцию (например: двигатель).

· система (в автомобилестроении) – это комплекс соединённых между собой механическими, гидравлическими или электрическими связями узлов и механизмов, выполняющих определённую самостоятельную функцию, например: система пуска, питания и т.д.


· работоспособность состояние, при котором техническое изделие, например: автомобиль или его составные части, способно выполнять заданные функции с показателями, отвечающими техническим требованиям и гарантиям выданными заводом – изготовителем.

· неисправность отклонение технического состояния ТС и его составных частей от установленных заводом – изготовителем норм (увеличение свободного хода тормозной педали, рулевого колеса и т.д.).

· отказ нарушение работоспособности ТС, приводящее к временному прекращению его нормальной эксплуатации, т.е. вынужденная остановка в пути по техническим причинам (обрыв тормозного шланга, ремня привода вентилятора, прокол шины и т.д.).

· диагностика это часть технологического процесса технического обслуживания и ремонта ТС, дающая возможность прогнозировать безотказность его работы в пределах остаточного ресурса и выполняющая задачу поддержания на высоком уровне безопасность движения ТС, его надёжность и долговечность, а также снижение затрат на обслуживание и ремонт.

· техническое обслуживание ТО это профилактическое мероприятие, задачей которого является поддержание автомобиля в работоспособном состоянии, выявление и устранение неисправностей, предупреждение отказов.

· текущий ремонт Р, ТР комплекс работ, предусматривающий устранение возникших отказов и неисправностей, и способствующий поддерживанию в работоспособном состоянии ТС при минимальных простоях.

· капитальный ремонт КР это регламентированное восстановление работоспособности ТС или его агрегатов с обеспечением послеремонтного пробега не менее 80% от нормы пробега установленного заводом - изготовителем для новых ТС и их узлов, агрегатов, систем.

 

Современный автомобиль является сложной машиной состоящей из более 10 тысяч различных деталей собранных в узлы, механизмы, агрегаты и системы. И, тем не менее, автомобиль условно можно подразделить на пять основных частей: двигатель, электрооборудование, трансмиссия, несущая система, системы управления автомобиля.

 

· двигатель – представляет собой совокупность механизмов и систем, служащих для преобразования тепловой энергии сгорающего топлива в механическую. На абсолютном большинстве современных автомобилей установлены поршневые (тепловые) четырёхтактные двигатели внутреннего сгорания (ДВС), которые являются источником энергии приводящей автомобиль в движение.

· электрооборудование современных автомобилей представляет собой комплекс приборов, механизмов и систем, обеспечивающих: электропуск двигателя, воспламенение рабочей смеси в ДВС с внешним смесеобразованием, освещение дороги и пространства внутри кузова, сигнализацию об изменении направления движении и торможения, приведение в действие контрольно- измерительных приборов и различной дополнительной аппаратуры. Наряду с этим, в последнее время получают распространение электронные системы с микропроцессорами или микро ЭВМ для управления системами впрыска топлива, системами электронного зажигания, антиблокировочными тормозными системами, усилителями рулевого управления, системами управления переключения передач и т.д.

· трансмиссия это система взаимосвязанных механизмов и агрегатов, передающих крутящий момент от двигателя к движителям (ведущим колёсам), изменяя его как по величине, так и по направлению.

· несущая система является основой автомобиля, и представляет собой устройство, на котором монтируются все части автомобиля: двигатель, агрегаты


трансмиссии, системы управления, некоторые приборы электрооборудования. В грузовых и некоторых легковых автомобилях несущая система представляет собой раму с подвесками и мостами, а у большинства легковых – «несущий» кузов с подвесками.

· система управления автомобиля служит для уменьшения скорости движения, вплоть до полной остановки и удержания автомобиля на месте, изменения выбранного водителем направления движения и управления работой двигателя.

 

Каждый автомобильный завод выпускает обычно одну, две модели автомобиля с её модификациями, которые отличаются от базовой незначительными показателями и конструкцией. Например: базовая модель ВАЗ – 2105 и её модификации: ВАЗ – 21051, ВАЗ – 21050, ВАЗ – 21053, ВАЗ – 21054; базовая модель ГАЗ – 3110 и её модификации: ГАЗ – 310221, ГАЗ – 310231 и т.д.

Раньше обозначение моделей состояло из букв, показывающих завод – изготовитель и ничего не говорящих цифр, например: ГАЗ – 21, ГАЗ – 24, ЗИЛ – 111 и др. Но, начиная с 1966 г, в связи с увеличением числа заводов и по ряду других причин, эта система была заменена на более совершенную. Она, как и прежняя, включала буквы, отражающие название завода – изготовителя и четыре или пять цифр. В этом случае первая цифра обозначает класс автомобиля, вторая – вид, третья и четвёртая – номер модели, пятая (если она имеется) – порядковый номер модификации, например: ВАЗ – 21099 – легковой автомобиль Волжского завода, малого класса, 09 модели, 9-й модификации или ГАЗ – 3110 – легковой автомобиль Горьковского автозавода, среднего класса, 10-й модели и т.д.

В настоящее время, у нас в стране, внедряется новая «международная» классификация автотранспортных средств (АТС).

 

Категории АТС по новой классификации приведены в таблице:

 

 

  Категория Разреш. макс. масса, т   Характеристика АТС
М 1 Для перевозки пассажиров (АТС, имеющие не более 8 мест для сидения, кроме водителя)
М 2 до 5 то же (АТС, имеющие боле сидения, кроме места водителя) е 8 мест для
М 3 св. 5
N 1 до 3,5   для перевозки грузов
N 2 св. 3,5 до 12
N 3 св. 12
  до 0,75 буксируемые АТС – прицепы
  св. 0,75 до 3,5 буксируемые полуприцепы АТС прицепы и
  от 3,5 до   буксируемые полуприцепы   АТС   –   прицепы   и
  бо лее 10

 

 

В зависимости от того, на какие колёса передаётся крутящий момент от двигателя, т.е. от схемы системы «Двигатель-трансмиссия-движитель» легковые автомобили делятся на заднеприводные (классическая схема), переднеприводные и полноприводные.


· заднеприводные - это автомобили с колёсной формулой 4х2, у которых ведущие являются задние колёса, например: «Жигули» от ВАЗ – 2101 до ВАЗ – 2107 и их модификации; ГАЗ – 3102, ГАЗ – 3110 и их модификации и др.

· переднеприводные – это автомобили с колёсной формулой 4х2, у которых ведущими являются передние колёса, например: ВАЗ – 2108, ВАЗ – 2109, ВАЗ – 2110, ВАЗ – 2111, ВАЗ – 2112, ВАЗ – 2115, ЛАДА – 1118 и их модификации и др.

· полноприводные – это автомобили с колёсной формулой 4х4, у которых ведущими являются все колёса, например: ВАЗ – 2121 «НИВА», ВАЗ – 2113

«ТАЙГА», ВАЗ – 2131 и их модификации, УАЗ – 3151 и его модификации и др.

 

Автомобиль каждой модели обладает вполне определёнными отличительными от других эксплуатационными свойствами, определяющими его качество: проходимостью, тягово-скоростными и тормозными свойствами, управляемостью, манёвренностью и устойчивостью в движении по различным дорогам, плавностью хода, топливной экономностью и др. Однако, важнейшим качеством легкового автомобиля является предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и снижение их тяжести (если они всё таки произошли). Это качество оценивается комплексом эксплуатационных свойств, как конструктивная безопасность автомобиля, включающая в себя активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность.

· активная безопасность ТС - это его способность обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость, высокие тягово-скоростные и тормозные качества, плавность хода, комфортабельность, внешнюю информативность и т.д. Активная безопасность проявляется в период, когда в опасной дорожной обстановке водитель ещё может изменить характер движения автомобиля и предотвратить ДТП или хотя бы уменьшить его тяжесть.

· пассивная безопасность ТС - это его свойство уменьшить тяжесть ДТП. Она обеспечивается: конструктивно предусмотренной высокой прочностью кабины, пассажирского салона кузова, конструкцией сидений и элементов интерьера, ремнями и подушками безопасности, постановкой травмо-безопасного рулевого управления, безопасных стёкол и конструкций их закрепления, безопасность внешней формы кузова без выступающих элементов и т.д. Пассивная безопасность проявляется в период, когда водитель уже не в состоянии управлять автомобилем и изменить характер его движения, т.е. непосредственно при столкновении, наезде, опрокидывании и т.д.

· послеаварийная безопасность ТС – это свойство автомобиля обеспечить быстрейшую эвакуацию людей из автомобиля после ДТП, его противопожарная безопасность и др.

· экологическая безопасность ТС это свойство автомобиля уменьшить вред, наносимый им в процессе эксплуатации: водителю, пассажирам, другим участникам движения, пешеходам и окружающей среде.

Все работники, участвующие в ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации автомобиля должны принимать меры к сохранению конструктивной безопасности автомобиля в течение всего срока его службы. Иными словами, автомобиль должен быть безопасным всегда и в любых условиях, а это в первую очередь зависит от его хозяина – водителя, который должен знать устройство автомобиля, порядок выполнения работ по его техническому обслуживанию и уметь устранять мелкие неисправности в процессе эксплуатации своего любимого средства роскоши и передвижения.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ№1 (Транспорт)

1. это масса снаряженного ТС с грузом, водителем и

пассажирами, установленная предприятием – изготовителем в качестве максимально допустимой.

1) Фактическая масса;

2) Разрешённая максимальная масса;

3) Полная масса;

4) Масса перевозимого груза.

2. это подвижно связанные между собой узлы и детали,

совершающие под действием приложенных к ним сил определённые заранее заданные движения.

1) Узел;

2) Агрегат;

3) Механизм;

4) Базовая деталь.

3. это нарушение работоспособности, приводящее к

временному прекращению его нормальной эксплуатации.

1) Отказ;

2) Неисправность;

3) Текущий ремонт;

4) Диагностика.

4. это отклонение технического состояния ТС и его составных частей от установленных заводом – изготовителем норм.

1) Работоспособность;

2) Отказ;

3) Капитальный ремонт;

4) Неисправность.

5. это система взаимосвязанных механизмов и агрегатов,

передающих крутящий момент от двигателя к движителям (колёсам).

1) Несущая система;

2) Трансмиссия;

3) Система управления;

4) Электродвигатель.

 

6. К какой категории по классификации ЕЭК ООН относится автомобиль ВАЗ – 2109? 1) 01;

2) N 1;

3) М 1;

4) М 2.

 

7. Какой из перечисленных автомобилей является заднеприводным? 1) ВАЗ – 2108;

2) ГАЗ – 3110;

3) ВАЗ – 2121 «Нива»;

4) Лада – 1118.

 

8. Какой из перечисленных автомобилей является переднеприводным?

1) ГАЗ – 3102 «Волга»; 2) ВАЗ – 2106;

3) ВАЗ – 2109;

4) УАЗ – 3151.


9. безопасность проявляется в период, когда в опасной

дорожной обстановке водитель ещё может изменить характер движения автомобиля и предотвратить ДТП или хотя бы уменьшить его тяжесть.

1) Пассивная;

2) Активная;

3) Послеаварийная;

4) Экологическая.

 

10. безопасность проявляется в период, когда водитель уже не в состоянии управлять автомобилем и изменить характер его движения.

1) Послеаварийная;

2) Экологическая;

3) Пассивная;

4) Активная.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: