Понятие пенитенциарного стресса. Роль пенитенциарного стресса в формировании психических расстройств.




 

Все действующие на сегодняшний день международные конвенции и законодательные акты направлены на соблюдение прав человека. Базисными являются принципы, обеспечивающие охрану детско-подросткового населения, находящегося в сложных ситуациях, в том числе и в пенитенциарных условиях. Организацией Объединённых Наций во Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка провозглашено: «дети и подростки имеют право на особую заботу и помощь, а во всех действиях в отношении детей и подростков, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, судами, административными органами, первоочерёдное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению интересов ребёнка»[10, стр. 15]. Одной из основных целей, указанных Минимальными стандартными правилами ООН, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, является «осуществление эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростками, находящимися в конфликте с законом». Как следует из ст. 40 ч. 1, ч. 2. Конвенции о правах ребёнка, государства- участники должны признавать право каждого ребёнка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется, или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека и основным свободам других [10, стр.16]. В этих целях и принимая во внимание соответствующие положения международных документов, государства- участники обязаны обеспечить, чтобы каждый ребёнок, который, как считается, нарушил уголовное законодательство или обвиняется в его нарушении, среди прочих имел такие гарантии, как презумпция невинности, пока его вина не будет доказана согласно закону; незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него, и, в случае необходимости, через его родителей или законных опекунов получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты; свобода от принуждения к даче свидетельских показаний свидетелей обвинения либо самостоятельно, либо при помощи других лиц и обеспечение равноправного участия свидетелей защиты и изучения их показаний, а также полное уважение к его личной жизни на всех стадиях разбирательства[10, стр.16]. В «Пекинских правилах» (правило 5) подчёркивается, что система правосудия в отношении несовершеннолетних в первую очередь должна быть направлена на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на него всегда были соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения. Использование принципа «соразмерности» позволяет ограничивать использование карательных санкций, выражающихся в основном в использовании принципа воздаяния по заслугам в соответствии с тяжестью правонарушения, с учётом индивидуальных особенностей правонарушителя.

Безусловно, российские законодательные акты (УК РФ, УПК РФ, УИК РФ) базируются на тех же принципах, что и существующие международные конвенции. Однако даже в самых оптимальных социальных условиях ситуация привлечения к уголовной ответственности подростка, его арест, содержание под стражей, проводимые с ним судебно- следственные действия, вынесение приговора, лишение свободы, сопровождающиеся потерей привычного окружения, нарушением личного пространства, необходимостью постоянно находиться под наблюдением администрации учреждений исполнения наказаний, погружение в среду, где существуют традиции, ориентированные на взаимоотношения с позиции силы, всегда были и остаются стрессом, травматическим переживанием угрожающего характера[10, стр. 20]. Сила воздействия стрессовых факторов пенитенциарной системы велика ещё и потому, что у несовершеннолетнего индивида мало возможностей самому определять свою судьбу или эти возможности значительно ограничены. Подростки с присущей им личностной незрелостью, неопределённостью в поступках и микровосприятии, попадая в ситуацию привлечения к уголовной ответственности, следствия и суда, а после вынесения обвинительного приговора и доказывания вины, попадая в систему исполнения наказания, являются одной из наиболее уязвимых групп, находящихся в пенитенциарной системе.

ВОЗ среди психических расстройств, связанных с любым стрессом, в первую очередь выделяет непсихотические депрессии, которые являются преобладающими среди всех психических расстройств и занимают второе место в возрастной группе подростков и молодёжи старше 15 лет[17, стр. 115]. По данным госстатистики и данным А. А. Чуркина, Н. А. Твороговой, среди детско-подросткового контингента процентное отношение несовершеннолетних с психогенными расстройствами составляет 20 % от общего показателя болезненности и распространённости психической патологии у подростков[18, стр. 135].

Пенитенциарный стресс- стресс, связанный с отбыванием наказания в исправительном учреждении, отрицательно влияющий на психику индивида. Особую роль в происхождении психогенных расстройств в условиях ситуации, связанной с привлечением к уголовной ответственности и содержанием в учреждениях уголовно- исполнительной системы, играет субъективное значение психической травмы для индивида, где содержание психической травмы состоит главным образом в угрозе социальному существованию личности, престижу, означает крах надежд и ближайших перспектив[15, стр. 15].

Это ситуация общественно порицаемого преступления, арест, следствие, страх возможного наказания. Так, далеко не все лица, привлекаемые к уголовной ответственности, обнаруживают психогенные реакции. В ряде случаев преобладают адаптивные механизмы нормальной психологической защиты. Также следует различать понятия «психическая травма» и «психогенный фактор».

Психическая травма- это событие, в результате которого создаются условия возникновения психогенной реакции.

Психогенный фактор- это реальное воздействие данной травмирующей ситуации (на конкретную личность), участвующее в качестве внешнего патологического агента в развитии психического расстройства.

Психогенный фактор складывается из отношения психической травмы к психологической защите. Соответственно, чем больше выражена психологическая защита, тем меньше значение психогенного фактора и наоборот. В течении жизни вырабатываются привычные виды психологической защиты, которые смягчают действие психической травмы. При этом условия, в которых личность переживает психическую травму, могут усиливать или ослаблять психологическую защиту[2, стр. 318].

Если механизмы защиты оказываются несостоятельными для успешного преодоления ситуации, то нарастает тревога, приводящая к дезинтеграции психической деятельности.

В концепции психологической защиты этот механизм представлен как последовательное искажение когнитивной и аффективной составляющей образа реальной ситуации с целью ослабления эмоционального напряжения, угрожающего индивиду, в основном, структуре его личности, называемой «Я», т.е. динамической системе представлений человека о самом себе, включающей осознание своих физических, интеллектуальных, нравственных и прочих качеств, а также самооценку и совокупность установок, направленных на себя и других компонентов, связанных с самосознанием.

В рамках психоаналитической концепции «Я» - это посредник между неосознанными влечениями и внешней средой, который осуществляет функцию синтеза этих влечений и требований внешней среды. Главными функциями самосознания являются регулятивно-организующая и эго-защитная. последняя ориентирована в основном на поддержание самоуважения и стабильности «Я» -образа даже ценой искажения реальности. Защищаются следующие структуры «Я»: полноценность, независимость, идентичность, безопасность.

Психологическая защита выстраивается от угроз, идущих от бессознательных влечений («ОНО»), от нравственного сознания, идеалов, запретов, требований, цензуры («Сверх-Я») и от внешнего мира.

Как правило, психологическая защита функционирует автоматически, не согласуясь с сознанием. Даже когда человек обладает высоким уровнем рефлексии, он всё равно переживает функционирование защит как безличностный процесс, который можно осознавать, но невозможно контролировать.

Переживание в виде психологической защиты не рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью. Психологические механизмы защиты направлены на «избегание страданий», «устранение неприятного состояния», отрицание «болезненных переживаний», достижение согласованности внутреннего мира, реалистического приспособления субъекта к окружающему миру, достижение благополучия в конкретной ситуации. Механизмы защиты служат интеграции «Я», избавляют индивида от рассогласованности побуждений и амбивалентности чувств, устраняют тревогу и напряжённость, спасают от потрясений, подготавливают к более эффективным способам переживаний, способствуют совладению с жизненными проблемами. Однако существуют отрицательные стороны защитных механизмов, заключающиеся в искажении восприятия реальности, самообмане, патологической активности.

Они оказывются ригидными, вынужденными, непроизвольными, действующими нереалистически, без учёта долговременной перспективы. Можно сказать, что цели психологической защиты если и достигаются, то ценой регрессии, самообмана, невроза[21, стр.53]. Существует связь между ненормативным функционированием механизмов защиты и девиантным поведением. Отклоняющееся поведение можно рассматривать как попытку неэффективной адаптации индивида в социуме с помощью фиксированной структуры защиты.

В настоящее время считается, что все защитные механизмы направлены против фрустраторов, которые представлены следующими типами:

1. Уязвление ценностного, значимого содержания личности.

2. Социальные конфликты, вызывающие переживания.

3. Трудности адаптации к новым условиям среды.

4. Снижение профессиональных или жизненно важных способностей.

5. Напряжение, утомление, перегрузка.

6. Чрезмерная собственная экспрессивность.

7. Повседневные жизненные трудности.

Фрустраторы могут быть внешними или внутренними и по этому критерию различаются защитные механизмы, направленные против внешних или внутренних фрустраторов[15, стр.16].

Различают также примитивные, пограничные и полноценные механизмы психологической защиты. Примитивными являются непродуктивные, осуществляемые на низком уровне защиты (регрессия, отрицание, конверсия, аннулированные действия, проекция), которые препятствуют личностному развитию, переводят личность на более низкий уровень функционирования, способствуют отказу от самореализации.

К пограничным относятся малопродуктивные защитные механизмы, представляющие мнимые решения и самообман, но позволяющие сохранить ценой различных искажений реальности привычный способ функционирования. К ним относятся: подавление, реактивное образование, интеллектуализация, наркотизация, перенос, изоляция.

Концепция психологической защиты остаётся одним из наиболее важных вкладов психоанализа в теорию личности и теорию психологической адаптации. Опишем наиболее известные и в определённой мере доступные психодиагностическому измерению психологические защитные механизмы.

1. Отрицание - наиболее примитивный механизм психологической защиты. Человек просто напросто закрывает глаза на реальное положение дел, отрицает, не признаёт вытесненные из сознания мысли, чувства, желания. Особенности защитного поведения в норме можно увидеть в таких особенностях личности, как эгоцентризм, внушаемость, демонстративность, лживость, отсутствие самокритичности; возможны психосоматические расстройства.

2. Проекция- сущность состоит в том, что индивид свои собственные нежелательные черты приписывает другим и таким путём защищает себя от осознания этих черт в себе. Особенности этой защиты могут проявляться в личности как самолюбие, эгоизм, злопамятность, упрямство и т.д.

3. Регрессия- психический процесс, посредством которого происходит возврат к предыдущим формам мышления, отношений, действий, т.е. переход к менее сложным и менее дифференцированным формам поведения. Особенности проявляются в слабохарактерности, внушаемости, нерешительности и т.д.

4. Замещение - развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как источник отрицательных переживаний. В норме проявляется в импульсивных действиях, раздражительности, грубости, реакции протеста и т.д.

5. Подавление - психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идей, аффекта и т.п. Особенности поведения могут заключаться в тщательном избегании ситуаций, способствующих возникновению фрустрации, страха, острой эмоциональной реакции.

6. Интеллектуализация - психический процесс, посредством которого индивид стремится выразить в дискурсивном виде, в том числе и во внутренней дискуссии с самим собой, свои конфликты и аффективные состояния, чтобы овладеть ими. В норме проявляется как старательность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и психоанализу.

7. Компенсация - онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, осознанно. Функционирует для защиты от тревоги, печали, горя, страдания, неполноценности.

8. Сублимация - психический процесс, которым психоанализ объясняет формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порождённые сексуальным влечением. В качестве основных форм выделяются творчество и интеллектуальная деятельность.

9. Вытеснение- процесс, посредством которого неприемлимое содержание становится бессознательным. Можно считать, что это универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного как отдельной области психики [15, стр.17-25].

Р. М. Масагутов, проводя исследования несовершеннолетних в условиях социальной изоляции, выявил, что, у 14 % осужденных подростков в качестве механизма психологической защиты на тяжёлые стрессовые условия отбывания наказания выступал психический и поведенческий регресс, возникший на фоне затяжной психогенной депрессивной реакции и названный автором «синдром посттравматического стрессового регресса»[2, стр. 296]. Проявление регресса рассматривается как способ патологический адаптации, направленный на устранение или снижение угрозы физическому и психическому благополучию, а провоцирующим фактором являлась острая психическая травма, которая играла роль «последней капли», подрывая механизмы неустойчивой адаптации и устраняя «волевую и смысловую преграду» перед неадекватным поведением. Также автором подчёркнута роль патологической почвы, в качестве которой выступали инфантилизм, интеллектуальная недостаточность, тормозимые черты характера[2, стр. 297]. Исследование адаптационных ресурсов и нарушений адаптации у несовершеннолетних с деструктивным поведением, проведённое в пенитенциарных условиях, продемонстрировало, что необходимо учитывать истощаемость психики и ресурс компенсаторных механизмов, соответственно этому должны разрабатываться профилактическое и реабилитационное направление деятельности психологов, социальных работников, работающих в уголовно- исполнительной системе[2, стр.297-299].

Т. Б. Дмитриевой определены закономерности нозологического этиопатогенеза в подростковом возрасте. Установлено, что чем младше несовершеннолетний правонарушитель, тем чаще у него отмечаются нарушения развития, психические и поведенческие расстройства, социально значимые заболевания. Частота встречаемости психической патологии в отдельных возрастных группах составляет: до 14 лет - 80.2 %, 14-15 лет – 53.7 %, 16–17 лет – 38.6 %. Проанализировав свыше 75 эпидемиологических исследований, пришли к выводу, что почти 40 % заключённых подростков имели диагностические критерии аффективных расстройств, 50 % - злоупотребляли психоактивными веществами, 68 % - суицидальные идеи или попытки[18, стр. 134-136].

Психические и поведенческие расстройства, связанные с пенитенциарным стрессом, и их последствия выделяются современными исследователями в самостоятельную проблему, имеющую чрезвычайно важное медицинское, судебно- психиатрическое, пенитенциарное и социальное значение. Современная клиническая типология психических расстройств у подростков, ассоциированных с пенитенциарным стрессом, их своевременное выявление, медико-психологическая коррекция имеют актуальное значение в плане превенции, охраны психического здоровья подозреваемых, обвиняемых и осужденных несовершеннолетних. Известно, что психогенные заболевания являются наиболее частыми у подростков в ситуации судебно- следственного разбирательства, оставляя глубокий след в психике подростка, а при неблагоприятной динамике способствуя появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими или могут быть выражением других, более тяжёлых психических расстройств.

В основе срыва адаптационных ресурсов, возникновения и клинического оформления разнообразных форм психогенного реагирования лежит многообразие не только психологических и патопсихологических, но и ряда социальных характеристик. К примеру, оказалось, при гармоничных внутрисемейных отношениях между родителями и самим подростком, существовавшими до судебно- следственной ситуации, менее очерчены психогенные реакции. Однако констелляция таких факторов, как неблагоприятная клиническая почва, отрицательное микросоциальное внутрисемейное окружение и дисгармоничные отношения в семье, патохарактерологические особенности личности, имеет предрасполагающее значение для развития психогенных расстройств на этапах судебно- следственной ситуации и исполнения наказания у несовершеннолетних[18, стр.136].

На основании проведённых исследований в пенитенциарной системе определены интервалы наибольшей активности стрессовых факторов, имеющие очерченные корреляции с клинической динамикой психогенно спровоцированных психических расстройств. Ими оказались 6 следующих периодов: возбуждение уголовного дела; содержание в изоляторе временного содержания; пребывание в СИЗО; ожидание приговора; вынесение приговора; помещение и пребывание в учреждении УИС.

Анализ клинико- психопатологических расстройств в условиях судебно- следственной ситуации и исполнения наказания выявил ряд особенностей и клинических закономерностей психических и поведенческих расстройств, связанных с пенитенциарным стрессом. В первую очередь каждый из этапов был представлен всем спектром психопатологических проявлений- от психотических и субпсихотических до неврозоподобных реакций. Кроме этого, достаточно большая психогенно спровоцированных психических расстройств на этапе судебно- следственного разбирательства в дальнейшем приобретает рецидивирующее течение с периодами обострений при исполнении наказания[18, стр.140].

Проведённый клинический анализ психических расстройств, связанных с судебно- следственной ситуацией и пенитенциарным стрессом, динамика формирования психических расстройств в зависимости от интенсивности воздействия, многофакторности травмирующих причин, а также от личностных, преморбидных особенностей позволяет представить типологию психогенных реакций у подростков в ответ на пенитенциарный стресс[15, стр.30].

1. Острый тип реагирования, включающий острую реакцию на стресс с аффективно- шоковыми и субшоковыми реакциями; депрессивный эпизод тяжёлой степени с психотическими симптомами; острое преходящее психотическое расстройство. Прослеживается чёткая временная связь между воздействием факторов пенитенциарного стресса и началом симптоматики. При этом фабула психотической симптоматики напрямую связана с психотравмирующим событием.

2. Подострый тип реагирования, включающий депрессивные эпизоды средней и лёгкой степени, а также расстройства адаптации с различными клиническими проявлениями.

3. Рецидивирующий тип с периодами обострения и инвелировки расстройств, куда входят пролонгированная депрессивная реакция с длительным волнообразным течением, с ухудшением состояния на различных этапах судебно- следственной ситуации; посттравматическое стрессовое расстройство с длительным, волнообразным течением, преимущественно более 6 месяцев.

4. Континуальный тип реагирования на постоянный стресс, характеризующийся стойкими, постоянными реакциями на всех этапах пенитенциарного стресса и проявляющийся сниженным настроением, чувством тревоги, расстройством сна. Подростки с данным типом реагирования избегают общения с окружающими, держатся отгорожено и, по видимому, представляют собой группу риска по формированию психогенного развития личности.

5. Реагирование по типу невротических реакций с появлением впервые или возобновлением имевшихся ранее неврозоподобных проявлений (энурез, тики)

6. Адаптивный тип реагирования с быстрым приспособлением к условиям среды и требованиям, невротические формы реагирования[19, стр.141-143].

Также следует подчеркнуть, что значимая роль в предупреждении психических расстройств, ассоциированных с пенитенциарным стрессом, состоит в психопрофилактической работе, которая должна проводиться подготовленными по профилю специалистами, ориентированными в вопросах возрастной психологии, психопатологии, проблемах посттравматических стрессовых расстройств и осуществляться на наиболее ранних этапах.

Вывод: пенитенциарный стресс- стресс, связанный с отбыванием наказания в исправительном учреждении, отрицательно влияющий на психику индивида. Психогенные заболевания являются наиболее частыми у подростков в ситуации судебно- следственного разбирательства, оставляя глубокий след в психике подростка, при неблагоприятной динамике способствуют появлению личностных девиаций, которые могут стать стойкими или могут быть выражением других, более тяжёлых психических расстройств. Оценка нарушений микросоциальной адаптации, межличностного взаимодействия, девиаций поведения, аффективных расстройств, формирующихся после ареста, и выбор коррекционных подходов представляют раннюю профилактику психогенно обусловленных психических и поведенческих расстройств, ассоциированных с пенитенциарным стрессом.

Таким образом, стоит заключить, что: пенитенциарный стресс негативно влияет на психику осужденных, в большинстве случаев приводит к возникновению психических расстройств. Одной из самых характерных особенностей психических нарушений в подростковом возрасте является наличие в клинической картине симптомов психической незрелости (инфантильности). В процессе отбывания наказания выраженность симптомов постстрессовых расстройств снижается.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: