Составил преподаватель Русанова И. В.




Технологическая карта занятия №1

По дисциплине ОДП. 01 «Русский язык»

специальность:

Группа, дата  
Тема урока Русский язык как система. Русский язык как объект научного изучения.
Цель урока Освоение навыка характеристики русского языка как системы, как объекта научного изучения.
Студент должен
Знать: основные положения характеристики русского языка как системы, как объекта научного изучения. Уметь: характеризовать основные положения русского языка как системы, как объекта научного изучения.
Тип занятия Занятие обобщения и систематизации знаний и способов действий
Средства обучения, оборудование Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений/ Соавт. А.В. Канафьева; Под ред. Н.А. Герасименко. - 13-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 496 с. - (Среднее профессиональное образование)-4, справочник по русскому языку, раздаточный материал.
Вид учебного занятия теоретическое
Применяемые технологии Блочно-модульная
СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАП 1 Организационный момент
Длительность этапа 1-1,5 мин.
Деятельность студентов Концентрация внимания
Деятельность преподавателя Настрой студентов на урок
ЭТАП 2 Актуализация полученных знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для решения поставленных задач)
Длительность этапа до 10 минут
Деятельность студентов повторение материала
Деятельность преподавателя Организация повторения
ЭТАП 3. Целеполагание/ Подготовка к основному этапу занятия
Длительность этапа до 5 минут
Деятельность студентов Через выполнение упр. 1 определение темы, цели, мотивации, задач
Деятельность преподавателя Организация определения темы, цели, мотивации, задач
ЭТАП 4 «Открытие» новых знаний и способов действий/Усвоение новых знаний и способов действий (Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения).
Длительность этапа 45-50 мин.
Деятельность студентов Анализ материала Составление конспекта
Деятельность преподавателя Организация анализа материала и составления конспекта
ЭТАП 5 Первичная проверка понимания (Цель:установление правильности и осознанности усвоения новых учебных действий; выявление пробелов в изучаемом явлении и неверных представлений о его существенных признаках, их коррекция).
Длительность этапа  
Деятельность студентов Беседа по основным этапам материала
Деятельность преподавателя Организация анализа материала
ЭТАП 5 Обобщение и систематизация знаний и умений (Цель: анализ формирования целостной системы ведущих знаний (что узнали?), умений/навыков - способов действий (как?) и уровня сформированности умений/навыков (научились или нет)
Длительность этапа 3 -5 мин.
Деятельность студентов Самоанализ уровня сформированности умения характеризовать основные положения русского языка как системы, как объекта научного изучения.
Деятельность преподавателя 1. Подведение итогов занятия (что узнали) (Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы). - Какое умение закрепили? 2. Рефлексия (научились или нет) на выбор. (Цель:мобилизация учащихся на рефлексию освоения умений и навыков, мотивации, способов деятельности, общения, настроения) Рефлексия своего уровня усвоения содержания учебного материала: - я научился…, Рефлексия своей деятельности : - оцените свою работу на уроке: старались ли вы понять, как нужно решать поставленную проблему? (фиксируется по баллам и т.д.)
ЭТАП 7 Информация о домашнем задании (цель:обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.)
Длительность этапа 5 мин.
Деятельность студентов Составление домашнего задания: 1) выучить материал; 2) составить вопросы для взаимопроверки; 3) принести 2-ю тетрадь, флешкарту
Деятельность преподавателя Организация составления домашнего задания: 1)задание на освоение знаний: -что нужно выучить? 2)задание на применение умений: -в каком задании будем применять умение/навык?
ЭТАП 8 Оценка работы группы
Длительность этапа 3 минуты
Деятельность студентов Взаимо/самоанализ работы на занятии
Деятельность преподавателя Организация взаимо/самоанализа работы на занятии
       

Составил преподаватель Русанова И. В.

 

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Иван Сергеевич Тургенев – поэт, писатель, переводчик; член-корреспондент императорской Академии наук по разряду русского языка и словесности

 

ТЕМА 1.1. РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СИСТЕМА

Язык — знаковая система

Русский язык, как и любой другой язык, представляет со­бой систему. Система — (от греческого systema — целое, со­ставленное из частей; соединение) объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Следовательно, каждая система:

— состоит из множества элементов;

— элементы находятся в связи друг с другом;

— элементы образуют единство, одно целое. Характеризуя язык как систему, необходимо определить,

из каких элементов он состоит, как они связаны друг с другом, какие отношения устанавливаются между ними, в чем прояв­ляется их единство.

Язык состоит из единиц:

— звук;

– буква;

— морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);

— слово;

— фразеологическая единица (устойчивое словосочетание);

— свободное словосочетание;

— предложение (простое, сложное);

— текст.

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные еди­ницы (например, звуки, морфемы, слова) объединяются и об­разуют уровни языка.

  Единицы языка   Разделы языкознания
1.Звуки, фонемы. Фонетика. Орфоэпия.
2.Буквы. Графика. Орфография.
3.Морфемы (части слова) Морфемика. Словообразование.
4.Слова. Лексикология.
5.Фразеологизмы. Фразеология.
Грамматика     6.Части речи (классы слов). Морфология. Грамматика    
7.Свободные словосочетания. Предложения. Текст. Синтаксис. Пунктуация.  

Язык — знаковая система. Уже в давние времена исследо­ватели рассматривали единицы той или иной системы как зна­ки, несущие информацию. Знаковостью обладает всё, что нас окружает: природа, человек, животное, машина.

Существует два типа знаков: естественные (знаки-призна­ки) и искусственные (знаки-информанты).

Например, на дереве появились желтые листья. Это есте­ственный знак. Он — часть предмета, составляет одно целое с ним, является его признаком. О чем информирует этот знак? Желтые листья на деревьях означают наступление осени. Но если это происходит в июле? Значит, на данной территории засуха, давно не было дождя. Бывает и так: на одной улице города каштаны радуют глаз зеленью листвы, а на другой все листья у них пожухли, а некоторые даже лежат на земле. Это знак того, что на одной из улиц интенсивное движение транс­порта и воздух отравлен выхлопными газами. Возможен еще вариант: все деревья в саду зеленые, а у одного листья пожел­тели. Что это за знак? Дерево заболело, его надо лечить.

Каждый из читающих это пособие, конечно, объяснит, какую информацию несут естественные знаки: листы в книге приобрели желтоватый оттенок и стали ломкими; ласточки летают низко над землей; у телевизора исчез звук; фрукты оказались слишком мягкими; компьютер не выполняет команду, «завис».

Естественные знаки неотделимы от предметов, явлений,, они их часть.

Искусственные знаки, в отличие от естественных, условны. Они создаются для формирования, хранения и передачи информации, для представления и замещения пред­метов и явлений, понятий и суждений. Условные знаки слу­жат средством общения и передачи информации, поэтому их называют еще коммуникативными или информативными.

Информативные знаки — это соединение определенного смысла и определенного способа его выражения. Смысл — озна­чаемое, а способ выражения — означающее. Например, разда­ется вой сирены (означающее — звуковой сигнал, означаемое -т-опасность); на флаге черная лента (означающее — цвет, озна­чаемое — траур).

Языковые знаки — самые сложные. Они могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или их комбинации (предложение). Языковой знак указывает на какой-то предмет, качество, действие, событие, положение дел, когда об этом начинают говорить или писать. Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (означающее) и содержание (означа­емое).

Самостоятельный языковой знак — слово. Морфема са­мостоятельно не функционирует в языке. Она проявляет себя только в слове, поэтому считается минимальным, несамостоя­тельным языковым знаком. Предложение, высказывание, текст — составные знаки разной степени сложности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: