Раздел II.Игры, направленные на развитие у младших школьников умения обобщать объекты и предметы.




Цель раздела: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.

 

«Дай название».

Предназначен для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.

Организация: игра может проводиться как индивидуально, так и фронтально; перед школьниками на столе лежат либо предметы, относящиеся к одной группе, либо их изображение (например, игрушки – мячик, матрёшка, кукла, машинка).

Ход игры: педагог предлагает рассмотреть предметы (или их изображение) и дать им общее название. Неправильные ответы разбираются.

«Отгадай загадку».

Предназначен для детей с: легкой степенью отсталости;

Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.

Организация: игра проводится фронтально; заранее нужно подобрать загадки, раскрывающие признаки предметов, (например, «Смотрит, разговаривает, спит, а не живая»; «Два брюшка, четыре ушка» и т.д).

Ход игры: педагог загадывает загадку, а дети должны отгадать, о чём или о ком идёт речь. Неправильные ответы разбираются.

«Чудесный мешочек»

Предназначен для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.

Ход игры: В мешочек опускаются кружочки разного цвета. Дети достают по одному кружочку, называют его цвет: «У меня красный кружок, у меня жѐлтый кружок, у меня зелѐный кружок». Все кружочки выставляются на доске.

Дети отвечают на вопрос: «Что у меня выставлено на доске?» (Круги). Аналогичные игры проводятся с другими геометрическими фигурами. Для обобщения по признаку цвета проводится аналогичная игра с разными геометрическими фигурами одного цвета. Дети называют цвет фигур. Затем дети отвечают на вопрос: «Чем похожи все фигуры?» (Они красного цвета; или они все зелѐные).

«Подарки детям»

Предназначен для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.

Ход игры: Детям приходит посылка с игрушками одинакового цвета. Игрушки раздаются детям, дети их рассматривают, затем отвечают на вопрос: «Чем похожи ваши подарки?»

Аналогичную игру можно провести с игрушками, похожими по величине (например, детям раздаются маленькие игрушки). Формирование обобщающих понятий «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» происходит в повседневной жизни и в специально организованных играх. Приведѐм некоторые из них.

«Поможем Незнайке»

Предназначен для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.

Ход игры: К детям приходит Незнайка и приносит из дома свои игрушки. Он говорит, что они ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Педагог говорит: «Ребята, вы сказали, что со всеми этими предметами можно играть, значит, это всѐ… (игрушки). Что же принѐс нам Незнайка? (игрушки).

«Угостим куклу Катю чаем»

Предназначен для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.

Ход игры: к детям в гости приходит кукла Катя. Дети предлагают ей сесть за стол, попить чаю. Для этого накрывается стол. Дети называют предметы чайной посуды. В конце игры дети отвечают на вопрос: «Что мы с вами красиво расставляли на столе?» (посуду).

«Оденем куклу на прогулку»

Предназначен для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.

Ход игры: В этой игре закрепляется порядок одевания, названия предметов одежды и соответствующее слово. Для закрепления обобщающего слова «мебель» детям предлагается игра «Поможем кукле Кате устроить себе комнату». В данной игре дети помогают выбрать кукле мебель в соответствии с еѐ назначением, отвечая на вопросы: что нужно купить кукле Кате, чтобы спать, чтобы сидеть, чтобы обедать, пить чай. Затем мебель расставляется в кукольной комнате. Подводится итог: «Ребята, что же мы сегодня помогли купить кукле Кате?» (кровать, стул, стол, диван, шкаф). «Как это всѐ назвать одним словом?» Когда дети научатся обобщать конкретные предметы и их изображения на картинке, переходит к обобщению без использования наглядных средств.

 

«Назови предметы одним словом».

Предназначен для детей с: легкой степенью отсталости;

Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля

Ход игры: Задание для ребѐнка: «Я тебе назову много предметов, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Перечисляются следующие группы предметов:

- Лошадь, корова, овца, свинья;

- Волк, лиса, медведь, заяц;

- Капуста, картофель, свѐкла, помидор;

- Пальто, шарф, куртка, свитер;

- Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;

- Суп, гуляш, каша, кисель;

- Липа, берѐза, ель, сосна;

- Автомобиль, трактор, трамвай, метро

«Назови предметы одним словом».

Предназначен для детей с: средней степенью отсталости;

Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля

Ход игры: Задание для ребѐнка: «Я тебе покажу картинки с предметами, а ты мне ответишь, как их можно назвать одним словом». Показываются следующие группы картинок с предметами:

- Лошадь, корова, овца, свинья;

- Волк, лиса, медведь, заяц;

- Капуста, картофель, свѐкла, помидор;

- Пальто, шарф, куртка, свитер;

- Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки;

- Суп, гуляш, каша, кисель;

- Липа, берѐза, ель, сосна;

- Автомобиль, трактор, трамвай, метро

 

«Найди лишнюю картинку»

Предназначен для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход игры: Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

 

«Найди лишнее слово»

Предназначен для детей с: легкой степенью отсталости;

средней степенью отсталости.

Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Ход игры: Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".

Примеры:

Старый, дряхлый, маленький, ветхий;

Храбрый, злой, смелый, отважный;

Яблоко, слива, огурец, груша;

Молоко, творог, сметана, хлеб;

Час, минута, лето, секунда;

Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;

Платье, свитер, шапка, рубашка;

Мыло, метла, зубная паста, шампунь;

Береза, дуб, сосна, земляника;

Книга, телевизор, радио, магнитофон.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: