Представления Платона и Аристотеля о справедливости.




Главной идей в трактатах древнегреческого философа Платона стала идея справедливости и блага. Всё в мире должно стремиться к ним. Справедливость философ относил к самому прекрасному, величайшему благу, которым следует обладать. По его, мнению, справедливость предполагала определённое равенство «надлежавшую меру» Он различал два вида равенства: геометрическое и арифметическое. Лучшим Платон считал геометрическое равенство, равенство, воздающее каждому соразмерно его природе.

Платон пытался доказать, что идея справедливого «существует само по себе» и имеет, свою субстанциональную основу в мире идей. Идею справедливости философ рассматривал на примере устройства идеального государства. Платон рассуждал государство должно так построить свою деятельность, чтобы весь строй его граждан был подчинён нормам и принципам, вытекающим из идей блага и справедливости. Совершенным является государство, которое стремится к справедливости. Платон уподоблял идеальное государство человеческой душе. В душе каждого человека есть три начала: разумное, яростное, вожделеющее. Эти три начала слиты, но в государстве они разделены и воплощены в разных сословиях: философах, воинах, производителях (ремесленниках и земледельцах). Платон рассматривал понятие государства, с точки зрения функций, возникших на основе разделения труда, сословий. «Справедливость это такое социальное устройство, при котором существует мудрое разделение труда между сословиями, каждый успешно занимается своим делом, где существует твёрдый и достойный порядок».

Поэтому общественный строй в государстве он разделил на три сословия - земледельцы воины и философы. 1. пропитание - земледельцы, ремесленники и торговцы, что в человеке означает: в одном проявлении - жадность, а в другом - умеренность; 2. защиту - войны и чиновники, которые благодаря полученному воспитанию, умеют защищать государство, поддерживать повиновение его 3. обучение - это философы, люди науки, которые в силу своего познания истинного блага устанавливают законы, воспитывают помощников и управляют всем государством, что в человеке соответствует разуму и мудрости. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни. Именно в «гармонии», согласовании этих трёх сословий государства заключается его совершенство, которое Платон и называл справедливостью. Справедливость, по его мнению, выражалась в преданности всех сословий своему делу, в том, чтобы каждый выполнял свои обязанности. Когда каждое сословие будет заниматься своим делом, которому оно приспособлено, в этом случае будет достигнута справедливость.

Разумные, справедливые законы трактовались Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной, политической и правовой жизни. «Справедливость это такое социальное устройство, при котором существует мудрое разделение труда между сословиями, каждый успешно занимается своим делом, где существует твёрдый и достойный порядок».

По мнению Платона, естественное право, что и законное справедливое представляло одну суть. Система правосудия в Платоновском государстве трансформация законов Космополита Он различал два вида права - метафизическое право и эмпирическое право. Метафизическое право - идеальное право (естественное) которое связано с возможностью существования законодательств оптимального правопорядка. Эмпирическое это живое право, которое существует в реальности. Чтобы не нести вред государству и народу между ними устанавливается причинная связь.

Ряд правовых идей о законе, праве освещены Платоном в диалоге «Политик». Согласно Платону политика - царское искусство, требующее знаний и умения управлять людьми. При наличии таких данных у правителей будет уже не важно, правят они по законам или без них.

Взаимосвязь и единство государства (полиса) и законов является существенным принципом всей философии Платона. Более реалистичную модель государственного устройства Платон описал в своем новом объемном произведении «Законы». Государство, конструируемое Платоном в «Законах», как раз и относится к тем, где и правителям предписаны законы. В «Законах» Платон рисовал «второй по достоинству» государственный строй. Основная ставка делалась на детальные и суровые законы, которые жёстко регламентируют все сферы жизни общества и государства в целом. Платон в «Законах» различал два вида государственного устройства: один - где над всем стоят правители, другой - где и правителям предписаны законы.

Содержание принципа законов заключалась в следующем: законы имеют божественное происхождение, законы должны быть вечными и неизменными, законы должны быть справедливыми, законы должны быть суровыми (допускалось применение смертной казни), не допускаются пробелы в законодательстве, о чем закон молчит, то он запрещает. Придавая большое значение разработке теории закона, Платон писал: «Ведь из всех наук более всего совершенствует человека, ими занимающегося, наука о законах».

Платон подходил к закону как «определению разума». Такой подход стал общим местом для всей последующей линии в философии права. Он подчеркивал, мы должны» насколько позволяет нам доля бессмертия, убежденно следовать этой жизни, как в общественных, так и в частных делах - в устроении государств и домов, - именуя законом эти «определения разума». Специфика платоновского понимания в том, что в законе формулируется не разум существующих отношений, а как раз, наоборот, разум несуществующих ныне отношений. Законы, таким образом, предстают как средство внедрения начал разума в жизнь и отношения людей, как форма посильной для людей реставрации стандартов божественного правления.

Имея в виду разумность закона, Платон утверждал, что люди должны, оказывая сопротивление всем остальным влечениям, следовать лишь одному требованиям закона. Весьма высоко ставил Платон знание о законах, считая не случайным созвучие божественного и чудесного закона и ума.

Таким образом, Платон относил справедливость к самому прекрасному, величайшему благу. По его, мнению, справедливость предполагала определённое равенство «надлежавшую меру». Философ считал справедливость - одна из добродетелей. Существует два вида человеческой «добродетели» - обычная добродетель (гражданская) и высшая (философская). Он считал, что «Справедливость это такое социальное устройство, при котором существует мудрое разделение труда между сословиями, каждый успешно занимается своим делом. По мнению Платона, естественное право, что и законное справедливое представляло одну суть. Платон различал два вида государственного устройства: один - где над всем стоят правители, другой - где и правителям предписаны законы. Он разработал, содержание принципа законов, который заключался в следующем: законы вечные, неизменные, справедливые, суровые. Из всех наук совершенствует человека, наука о законах.

государство мысль закон справедливость.

Аристотелю принадлежит заслуга в разработке идеи справедливости. В освещении проблемы справедливости проявляются соотношение этики и политики. По мнению Аристотеля, справедливость представляла всю добродетель в человеческих отношениях и относилась к предмету политики. Политика, право и законы имеют всю добродетель, т. е. политическую справедливость. Как приобретенное качество души и черта характера справедливость является величайшая из добродетелей и относится к предмету этики.

Характеризуя, соотношение справедливости и добродетели, Аристотель различал формы политического (государственного) устройства, которые соответствуют принципу справедливости и идее права. Он писал: «По существу они тождественны, но в проявлении они различны: одна -справедливость, добродетель, проявляющаяся в отношении к другим, другая, добродетель, - приобретенное душевное качество, взятое безотносительно». Аристотель отмечал, что понятие справедливости означает как законное, так и равномерное, а несправедливость - противозаконное равномерное. Неравномерное и противозаконное отличаются друг от друга, как часть от целого: «ибо все неравномерное противозаконно, но нё все противозаконное неравномерно». Общего определения справедливости у Аристотеля нет. Он выделял два вида справедливости: распределяющую и уравнивающую. Распределяющая справедливость основана на равенстве, уравнивающая предполагает неравенство и оправдывает его. Распределяющая справедливость - это проявление справедливости при распределении власти, почести, выплат, что может быть разделено между членами общества, когда один получает больше, а другой меньше, в зависимости от своих достоинств. В качестве принципа распределяющей справедливости он обосновывал необходимость деления соответствующих общих для всех граждан благ по достоинству. В распределении по «достоинству» усматривается сущность справедливости, понимаемая как общее начало воздаяния. Таким образом, согласно принципу распределяющей справедливости благ должно быть больше у тех, кто более достоин. Аристотель считал, «Все люди в качестве принципа распределяющей справедливости согласны в том, что распределяющая справедливость должна руководствоваться достоинством, но мерило достоинства не все, видят в одном и том же, а граждане демократии видят её в свободе, олигархия - в богатстве, а аристократия - в добродетели». Распределяющая справедливость представлена как геометрическая пропорция, как пропорциональность между четырьмя членами. Момент равенства в распределяющей справедливости выступает как равенство в геометрической пропорции.

Уравнивающая справедливость действует в сфере обмена и «проявляется в уравнивании того, что составляет предмет обмена». Обмен не может иметь места без равенства; а равенство без соизмеримости. Для воздаяния равным необходимо найти уравнение между различными по ценности обмениваемыми услугами и продуктами. Необходимо сначала, найти пропорциональную меру равенства, а затем уже на этой основе совершать воздаяние равным. Уравнивающая справедливость предполагает людей совершенно равными, а достоинство не имеет никакого значения. В уравнивающей справедливости Аристотель имел в виду равенство арифметической пропорции. Аристотель писал: «справедливость в обменах заключается своего рода в равенстве, по арифметической пропорции, нет разницы, лишил, ли порядочный человек дурного чего бы то ни было, или дурной - порядочного, или же порядочный совершил прелюбодеяние, а не дурной человек». Уравнивающая справедливость это середина ущерба и выгоды, ограничивающая произвол. Отход от такой середины есть неравенство. Суд, к которому прибегают спорящие, путем наказания вновь восстанавливает равенство, отнимая выгоду у соответствующего лица. Аристотель отмечал: «идти в суд, значит обратиться к справедливости, ибо судья желает быть как бы олицетворенной справедливостью; к тому же люди ищут беспристрастного судью, и кое-где судей называют «посредниками», чтоб этим обозначить, что люди, достигнув справедливого решения, станут держаться середины». Этот вид справедливости применяется в области гражданско-правовых сделок, возмещения вреда, преступления и наказания.

Политическую справедливость Аристотель трактовал как политическое право. Он считал, что «политическая справедливость, должна существовать между людьми свободными и равными принадлежащими к одному общению имеющими целью удовлетворённость. Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг от друга политической справедливости. Те люди имеют права, для которых существует закон, определяющий их отношения; закон же предполагает преступление, суд - распределение правды и неправды».

Аристотель писал, что право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми. По его мнению, политическая справедливость, предстает как принцип политической формы властвования (в отличие от власти господина над рабом, отца над детьми, от отношений мужа и жены) и право политического способа организации отношений между людьми.

По мнению Аристотеля, справедливость представляла всю добродетель в человеческих отношениях и относилась к предмету политики

Таким образом, справедливость является добродетелью в человеческих отношениях и относится к предмету политики. Аристотель различал два вида справедливости распределяющую и уравнивающую, политическую справедливость и политическое право. Политическую справедливость Аристотель трактовал как политическое право. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми.

(Нерсесянц, В.С. Философия права)

Идеальное государство Платона («коммунистический проект») и его критика Аристотелем. Сравнение представлений о наилучшем государстве в диалогах Платона «Государство» и «Законы». Отношение к собственности и рабовладению.

Платон видел необходимость построения полиса на идеальных началах, включающих изменения в экономической, политической, социальной сферах. Основными источниками по этому вопросу служат два наиболее обширных и фундаментальных сочинения Платона — «Государство» и «Законы».

«Государство» писалось мыслителем в течение довольно длительного промежутка времени, основная же часть была написана в 70 – 60е гг. IV в. до н. э.

Это произведение относится к зрелому периоду творчества Платона. Оно написано в форме диалога — разговора нескольких лиц (это реальные люди, жившие в Греции того времени) — и состоит из десяти книг. Целью написания этого диалога являлось изображение идеального, с точки зрения Платона, полиса. Для мыслителя необходимость преобразования действительности виделась через внесение изменений в социальную и политическую структуру общества. Таким образом, идеальный полис представлялся им как коллектив граждан, разделенный на три сословия.

Практические аспекты рассматриваются Платоном в другой его работе, в «Законах». Она была написана в основном в 354 г. до н. э. (то есть за 7 лет до смерти) и относится к произведениям позднего периода его творчества. По свидетельству Диагена Лаэртского «Законы» были оставлены Платоном еще на восковых дощечках, то есть в рабочем виде и увидели свет после смерти философа, переписанные Филиппом Опунским, учеником Платона. Большинство исследователей считают подлинным это произведение, как впрочем и «Государство».

«Законы» написаны в диалогической форме и состоят из двенадцати книг. Цель написания диалога — представить второй по совершенству тип идеального полиса, который более приближен к реальности. В этом варианте нет уже того резкого разграничения граждан на три сословия. Платон уделяет большое внимание детальному анализу законов, которые необходимы для достижения идеалов.

В мировоззрении Платона очень важное место принадлежит его взглядам на государство и общество. В нем сочетается философский идеализм и интерес к общественным отношениям. Вопрос о совершенном общежитии и его сохранении в условиях человеческого общества является для Платона одним из самых важных.

По Платону, существующим несовершенным формам государственности предшествовала идеальная форма общежития глубокой древности. Тогда боги управляли отдельными областями, а в обществе было все необходимое для жизни, войны отсутствовали, люди были свободны. Идеальному типу государства у Платона противопоставляется отрицательный, в котором всем движут материальные стимулы. Все существующие государства Платон относит к этому - отрицательному типу: «Каково бы не было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно - государство богатых, другое - бедных».

Разделяя людей на сословия, в качестве довода, Платон ссылается на преимущества осуществления принципа разделения труда.

Разделение труда порождает многочисленные, четко дифференцированные отрасли, производящие для государства продукты либо так или иначе способствующие производству и потреблению.

У Платона это вылилось в идею о безукоризненном выполнении гражданином своей единственной обязанности, соответствующей своему сословию. Такой ‹‹человек не позволит ни одному из имеющихся в его душе начал выполнять чужие задачи или досаждать друг другу взаимным вмешательством››. Философ подводит под него вполне естественную основу. Он пишет: ‹‹…всякому … мы поручили только одно дело, к которому он годится по своим природным задаткам››.

В основу идеального государства Платон положил идею блага, или принцип справедливости, который определяет занятие и место для каждого гражданина и, таким образом, объединяет все части государства в гармоническое целое.

Государственная система должна обладать нравственными, политическими и экономическими чертами организации, которые все вместе обеспечили бы решение основных задач, таких как:

- обеспечение всех членов общества необходимыми материальными благами;

- защита государства и руководство их духовной и творческой деятельностью.

По Платону в идеальном государстве за детьми наблюдают должностные лица для того, чтоб определить, кто приспособлен к тому, чтобы быть воином и защитником государства, ремесленником и земледельцем, а кто способен постичь высшее благо и стать правителем.

Воспитание должно, прежде всего, развивать у детей такие качества, как серьезность, соблюдение внешних приличий и мужество. Должна существовать строгая цензура над литературой, которую молодежь могла читать с самого раннего возраста, и над музыкой, которую ей позволялось слушать. Матери и няни должны рассказывать детям только разрешенные рассказы.

Таким образом, в идеальном обществе формируются три класса: дельцы (ремесленники и крестьяне), стражи и правители. Для того чтобы родители сами не причисляли ребенка к тому или иному сословию, Платон считал, что детей всех необходимо воспитывать вместе и так, чтобы взрослые не знали, кто именно является их ребенком. А так как ребенок не знает, кто его родители, он должен называть отцом каждого мужчину, который по возрасту мог бы быть ему отцом; это также относится к матери, брату, сестре.

Важным отличием высших сословий Платон выделил отсутствие у них частной собственности. Именно незыблемость сословного деления - это основа справедливого государства. Классы разграничены даже сферами проживания.

Такое деление являлось условием, необходимым для торжества справедливости. Платон говорил, что собственность порождает алчные вождения, приводит к вражде. Платон стремился к достижению высшей формы единства в государстве. Высшие сословия будут необходимо справедливыми благодаря отсутствию материальных интересов. В то время как в низшем сословии собственность есть, они используют деньги и даже им разрешены элементы роскоши.

Платон заявлял, что деление общества на сословия не является наследственным, что оно вызвано природными задатками человека. Отсюда и вытекает особенность «идеального государства» - оно должно быть построено на довольно строгой системе воспитания.

В политической сфере идеалом Платона была стабильность государства. Для того чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, и каждый должен выполнять собственную работу, именно это и было справедливо. Счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего, поэтому неравенство сословий - это тоже нормально. Если нет истинного правосудия, то государство перестает быть государством.

В идеальном обществе ничего не должно совершаться без приказа - каждый имеет своего начальника, которому должен беспрекословно подчиняться. Если на посту человек, который наилучшим образом подходит для этого, то и его распоряжения тоже будут наилучшими.

Платон часто критиковал все существующие виды государственного устройства. Он считал, что власть большинства - тирана, военных, богатых - противоестественна. Кроме того, социальное неравенство, которое присутствует в любом государстве, должно основываться на природном неравенстве людей, все зависит от того, какая по своему составу душа преобладает в том или ином человеке: разумная, аффективная (эмоциональная) или вожделеющая (чувственная). Ему соответствуют и разные типы добродетели.

Аристотель подвергает это учение самой резкой критике. Критика идеологии Платона находится в XIII и XIV книгах «Метафизики» Аристотеля и в 9-й главе I книги.

Платоновский коммунизм раздражает Аристотеля. По Аристотелю, будет лучше, если каждый будет заниматься своими делами. В отличие от идей Платона, Аристотель считал, что собственность должна быть частной, что у людей необходимо развивать чувство благотворительности, так чтобы использование этой собственности было в основном общим. По мнению Аристотеля, благотворительность и щедрость являются добродетелями, а без частной собственности они невозможны.

Аристотель отвергает проект «идеального государства» Платона и предлагает свою теорию государства, основанного на рабовладении. Именно такое государство, по мнению Аристотеля, представляет собой лучшую форму сообщества. В этом государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою рабовладельцев. Как говорил философ: «…в каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина - наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше».

(Мачин. И.Ф. История политических и правовых учений)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: