БИОЛОГИЯ – комплексная наука, в которой выделяют следующие разделы.
Вирусология – наука о вирусах.
Микробиология (бактериология) – наука о бактериях.
Микология – наука о грибах.
Ботаника – наука о растениях.
Зоология – наука о животных.
Антропология – наука о человеке.
Палеонтология – наука об ископаемых растениях и животных.
Анатомия – наука о внутреннем строении организма.
Биофизика – наука о физических и физико-химических процессах в клетке.
Биохимия – наука о химических процессах в организме.
Генетика – наука о наследственности и изменчивости.
Гистология – наука о тканях организмов.
Иммунология – наука об иммунитете (способности организма защищаться от чужеродных тел).
Молекулярная биология – наука о реализации наследственной информации, о нуклеиновых кислотах и белках.
Морфология – наука о внешнем строение организма.
Селекция – наука о создании новых пород животных, сортов растений, штаммов грибов и микроорганизмов.
Систематика – наука о разнообразии организмов.
Физиология – наука о функциях органов и жизнедеятельности организма.
Цитология – наука о клетке.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
ФОРМЫИЗМЕНЧИВОСТИ:
1) комбинативная изменчивость — форма наследственной изменчивости, сопровождающаяся появлением новых комбинаций генов и признаков;
2) мутационная изменчивость — форма наследственной изменчивости, сопровождающаяся изменениями (мутациями) генов, хромосом или числа хромосом, приводящими к появлению аномальных признаков;
3) модификационная изменчивость — форма ненаследственной изменчивости, характеризующаяся изменениями фенотипа в ответ на изменения среды в пределах нормы реакции;
4) онтогенетическая изменчивость — форма ненаследственной изменчивости, характеризующаяся изменениями признаков организма в процессе его индивидуального развития.
ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ (пути достижения биологического прогресса):
1) ароморфоз — сопровождается приобретением крупных изменений в строении, существенно повышающих уровень организации организмов (примеры: появление головного мозга у рыб, появление легких у земноводных)
2) идиоадаптация — сопровождается приобретений частных приспособлений к условиям среды, без изменения уровня организации (появление разных клювов у птиц в связи с пищевой специализацией, появление покровительственной окраски), в том числе утрата отдельных органов (частная дегенерация) без снижения уровня организации (примеры: редукция глаз у крота, исчезновение конечностей у змей, исчезновение хвоста у бесхвостых амфибий);
3) общая дегенерация — сопровождается упрощением организации, исчезновением органов активной жизни, а также целых систем органов в связи с переходом к паразитическому или прикрепленному (малоподвижному) образу жизни (примеры: утрата органов паразитическими растениями и животными).
Основные уровни организации живой материи: молекулярно-генетический (свойства и функции химических веществ в живых системах, биохимические процессы), клеточный (строение и функции клеток, обмен веществ клетки, деление клетки), органно-тканевой (строение и функции органов), организменный (строение и функции систем органов, строение и жизнедеятельность организма), популяционно-видовой (структура и особенности функционирования популяции, внутривидовые отношения), биогеоценотический (межвидовые отношения в сообществах), биосферный (круговорот веществ в природе).
МЕТОДЫГЕНЕТИКИ:
Гибридологический – генетический анализ потомства (гибридов), полученного от родителей, отличающихся по одному или нескольким признакам.
Цитогенетический – изучение количества и структуры хромосом с помощью микроскопа, позволяет выявить хромосомные (изменение структуры хромосом) и геномные (изменение количества хромосом) мутации.
Близнецовый – метод сравнительного изучения наследования признаков у близнецов, позволяет установить роль среды и наследственности в определении признака.
Генеалогический – изучение наследование признака на основе анализа родословных, позволяет определять характер наследования признака, а также особенности наследования признаков, обусловленных генными мутациями.
Популяционно-статистический – определение частоты встречаемости различных генов в популяциях организмов.
Метод исследования — это способ, с помощью которого изучают объекты, процессы, явления. Выделяют общие и частные методы.
Общие методы исследования: эксперимент, наблюдение, описание, измерение, сравнение, обобщение, абстрагирование, моделирование, исторический. Используются всеми биологическими науками.
Частные методы: цитологические, генетические, физиологические и т.д. Особые методы исследования, характерные для конкретной биологической науки.
Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью общего метода наблюдения.
Задание № 23214
Рассмотрите таблицу «НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
НАПРАВЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ | ИЗМЕНЕНИЕ |
появление третьего слоя клеток в зародыше червей | |
Идиоадаптация | удлинение ушей у зайцеобразных |
Задание № 23215
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень организации | Пример |
Биогеоценотический | Пищевые цепи |
Проведение нервного импульса |
Задание № 23216
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
Экология | Пищевые цепи |
Проведение нервного импульса |
Задание № 23217
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
Цитология | Строение эндоплазматической сети |
Строение поджелудочной железы |
Задание № 23218
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Пример |
Генетика | Закономерности наследственности и изменчивости |
Выработка условного рефлекса - выделение слюны на вид лимона |
Задание № 23219
Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
Физиология | Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета |
К. Линней - Бинарная номенклатура |
Задание № 23220
Рассмотрите таблицу «Вклад ученого в развитие данной науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Вклад ученого в развитие данной науки |
Мечников И.И. − Фагоцитарная теория иммунитета | |
Микробиология | Кох Р. − Открытие туберкулезной палочки |
Задание № 23231
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
Определение числа хромосом в кариотипе | |
Статистический | Распространение признака в популяции |
Задание № 23261
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Раздел биологии | Объект изучения |
Ископаемые переходные формы организмов | |
Анатомия | Строение внутренних органов |
Задание № 23262
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень | Пример |
Симбиоз рака отшельника и актинии | |
Видовой | Слон африканский |
Задание № 23268
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Уровень организации | Пример |
Клеточный | Строение цианобактерий |
Озеро как место обитания озерной лягушки |
Задание № 23269
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
Сезонные изменения в живой природе | |
Близнецовый | влияние условий среды на развитие признаков |