Тема 2. Возрастные особенности профессионального самоопределения




1. Найдите в психолого-педагогической литературе определения понятия «самоопределение», «профессиональное самоопределение» запишите источник, сравните их, подготовьте свои суждения по данному вопросу.

Самоопределение ПоК.А.Абульхановой-Славской, – это осознание личности своей позиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом она подчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективному субъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависит самоопределение и общественная активность личности.

Самоопределение-новообразование, возникающее в конце переходного периода, Л.И. Божович называла «самоопределением», т.е. осознание себя, с субъективной точки зрения, в качестве члена общества и в новой общественно значимой позиции Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них

Профессиональное самоопределение по Пряжникову - это «самостоятельное, осознанное и добровольное построение, корректировка и реализация профессиональных перспектив, предполагающие выбор профессии, получение профессионального образования и совершенствование себя в данной профессиональной деятельности. Если самоопределение является предельно широким понятием, то профессиональное самоопределение предполагает в нем конкретную деятельность, определяемую специфическим предметом, условиями, средствами труда, а также спецификой межличностных производственных отношений и ответственности за данную работу.

Профессиональное самоопределение по Е.А. Климову. Он рассматривает профессиональное самоопределение в качестве одного из важнейших проявлений психического развития человека, как процесс его включения в профессиональное сообщество и более широко - в социальное сообщество. В течение жизни у человека складывается определенное отношение к различным областям труда, формируется представление о профессиях, своих возможностях, выделяются предпочтения в социально-экономических факторах оценки труда, определяется спектр возможных выборов. Результатом смысловых и мотивационных поисков человека выступает выполнение социально значимой деятельности, направленной на производство социально ценного продукта.

Выводы:

2. Охарактеризуйте специфику профориентационной работы различных образовательно-возрастных групп.

Профессионально-возрастная группа Особенности ожиданий Специфика профориентационной работы
Дошкольники    
Выпускники школ    
Учащиеся младших классов    
Учащиеся средней школы (5-7 класс)    
Учащиеся средней школы (8-9 класс)    
Учащиеся 10-11 классов    
Выпускники школ    
Абитуриенты    
Студенты    
Выпускники профессиональных учебных заведений    
Работающие специалисты (период профессиональной адаптации)    
Специалисты, работающие в стабильных организациях    
Специалисты, работающие в нестабильных организациях    
Безработные    
Работники предпенсионного возраста    
Пенсионеры    

3. Для эффективного управления профессиональным самоопределением выделяют показатели, характеризующие его как процесс, который предполагает развитие личности – субъекта будущей профессиональной деятельности. Эти показатели включают:

1. Информированность учащегося: знание отраслей экономики и видов профессионального образования, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность).

2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда).

3. Выраженность профессиональных интересов к определенной области деятельности и конкретной профессии.

4. Наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности.

5. Практический опыт в избранной трудовой деятельности (занятия в кружке, факультативе, секции, музыкальной школе и т.д.).

6. Сформированность профессиональных намерений.

7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой).

8. Состояние здоровья позволяет избрать данный вид деятельности (профессию) по заключению врача.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: