Конструктивный праксис (копирование фигур)




Исследование двигательной сферы

Кинестетический праксис.

Праксис поз по зрительному образцу (4 – 5 лет).

Инструкция: «Делай, как я. Ребенку последовательно предлагается несколько поз пальцев, которые он должен воспроизвести. Поочередно исследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.

 

Праксис поз по кинестетическому образцу.

Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как у тебя сложены пальцы?» затем рука «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную ранее позу.

 

Оральный праксис.

Инструкция: «Делай, как я». Экспериментатор выполняет следующие действия: улыбается, вытягивает губы в трубочку, выдвигает язык прямо, поднимает его к носу, проводит им по губам, надувает щеки, хмурится, поднимает брови и т.д. Вариантом может быть выполнение по словесной инструкции.

 

Динамический (кинетический) праксис.

Проба «Кулак-ребро-ладонь» (с 7 лет).

Инструкция: «Делай, как я» далее выполняется последовательный ряд движений. Два раза вы выполняете задание вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагаете ему сделать самому и в более быстром темпе. Затем – с зафиксированным языком (слегка прикушенным) и закрытыми глазами. Поочередно обследуются обе руки.

 

Реципрокная (разнонаправленная) координация рук.

Инструкция: Положи руки на стол (одна рука в кулак, другая в ладошку). Делай, как я. Несколько раз вы вместе с ребенком делаете реципрокные смены кулака и ладошки, потом предлагаете ему сделать это самостоятельно.

 

Проба Хеда (с 8 лет).

Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, то, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой». Предлагается выполнение одноручных, а затем двуручных проб. После каждой пробы принимается свободная поза. Позы:

· Правая рука вертикально вверх на уровне груди;

· Левая рука горизонтально на уровне груди;

· Правая рука горизонтально на уровне подбородка (затем носа);

· Левая рука вертикально на уровне носа;

· Левая рука держит правое плечо (затем правое ухо);

· Левая рука вертикально на уровне груди – правая горизонтально прикасается к ладони левой;

· Правая рука вертикально на уровне груди – левая прикасается кулаком к ладони правой;

Пространственный праксис (соматогностические функции)

Проба Тойбера.

Вы несколько раз одновременно прикасаетесь к двум местам на теле ребенка и

просите его показать, куда вы коснулись. В этом случае важен учет обоих

прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена

игнорирования в тактильной сфере.

 

Проба Ферстера.

Экспериментатор рисует пальцем (палочкой) то на правой, то на левой руке

ребенка фигуры (треугольник, крестик, кружок) или цифры и просит назвать

нарисованное. Обязательным условием является закрепление в памяти ребенка

рисуемых знаков.

 

Проекция прикосновения.

Инструкция: «Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на

Человечке». (Рисунок стандарта А4).

 

Реципрокная координация рук.

Инструкция: «Сложи левую руку в кулак, большой палец отставь в сторону

,кулак разверни пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в

горизонтальном положении прикоснись к мизинцу левой. После этого

одновременно поменяй положение правой и левой руки в течение 6 – 8 смен

позиций»

 

Конструктивный праксис (копирование фигур)

 

Тест Денманна (до 7 лет). Перед ребенком кладется чистый лист бумаги.

Инструкция: «Нарисуй эти фигурки» Копирование выполняется сначала одной

рукой, затем (на новом листе) другой.

 

Тест Тейлора (с 7 лет). Перед ребенком кладется фигура Тейлора и чистый

лист. Инструкция: «Нарисуй такую же фигуру». Ребенку предлагается набор

цветных карандашей, которые меняет в процессе копирования экспериментатор

для последующего анализа рисунка (по порядку цветов радуги: красный,

оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Развороты образца

не допускаются; манипуляции с собственным листом строго фиксируются. На

всем протяжении эксперимента психолог воздерживается от любых замечаний.

Время копирования фиксируется.

 

Тест Рея-Остеррица. (с 7 лет). По окончании копирования фигуры Тейлора

ребенку предлагается скопировать фигуру Рея-Остеррица другой рукой.

 

 

Копирование изображений с поворотом на 180°. Экспериментатор и ребенок

сидят друг напротив друга, между ними лист бумаги. Экспериментатор рисует

обращенного к себе схематичного человечка. Инструкция: «Нарисуй себе такого

же «человечка», но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой». После

того как ребенок выполнил первый этап задания, дается инструкция: «А теперь у

своего человечка я нарисую руку. Где будет рука у твоего человечка?» если

ребенок выполняет задание неверно, ему объясняют его ошибки. Затем для

копирования предлагается сложный треугольник. Инструкция: «переверни к себе

эту фигурку».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: