Унификация, симплификация, типизация, агрегатирование. Взаимозаменяемость




Единство измерений (ФЗ РФ от 26.06.2008г. N102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений») – состояние измерений, при котором их результаты выражены в допущенных к применению в Российской Федерации единицах величин, а показатели точности измерений не выходят за установленные границы.

Единство измерений (по нормативным документам ГСИ) – состояние измерений, при котором их результаты выражены в узаконенных единицах величин и погрешности измерений не выходят за установленные границы с заданной вероятностью.

5. Обеспечение единства измерений: общие сведения об эталонах и поверочных схемах, классификация эталонов в законе «Об обеспечении единства измерений»

Основой обеспечения единства измерений являются эталоны. Эталон – это система измерений, обладающая наибольшей в стране точностью. Повышение точности эталонов способствует увеличению точности измерений.

Поверочные схемы – документы, определяющие порядок передачи размеров единиц различных величин.

Различают следующие типы поверочных схем, таких как:

1) государственная;

2) ведомственная;

3) локальная.

Из них основная – государственная поверочная схема, распространяющаяся на все средства измерений какой—либо физической величины с учетом требований к содержанию и построению ГОСТа 8.001–80.

Оформляются поверочные схемы в виде чертежа, причем государственные поверочные схемы содержат пояснения к чертежу. Ведомственные и локальные (местные) поверочные схемы оформляют аналогично – в виде чертежей с пояснениями.

Классификация эталонов:

1. Первичные эталоны (воспроизводят единицу какой—либо величины с наивысшей точностью);

2. Вторичные (специальные) эталоны (воспроизводят единицу какой—либо величины в особых условиях, и заменяют при этих условиях первичный эталон).

Вторичные эталоны в свою очередь подразделяются на следующие:

1) эталон—копия (предназначен для передачи размеров единиц величины рабочим эталонам, он не всегда является физической копией государственного первичного эталона);

2) эталон—свидетель (предназначен для проверки сохранности государственного эталона и для замены его в случае порчи или утраты);

3) эталон—сравнения (используется для сличения эталонов, которые по тем или иным причинам не могут быть непосредственно сличаемы друг с другом);

4) рабочий эталон (воспроизводит единицу какой—либо величины от вторичных эталонов и служит для передачи размера эталону более низкого ряда).

Первичные и вторичные, или специальные, эталоны единицы одной физической величины по существу представляют собой эталонный набор, предназначенный для воспроизведения этой единицы во всем диапазоне значений физической величины. За рабочим эталоном следуют:

1) образцовые средства измерения, представляющие собой меру, измерительный прибор или измерительный преобразователь; служат для проверки по ним других средств измерений и утверждены в качестве образцовых;

2) рабочие средства измерений – предназначены непосредственно для измерений любых видов, не связанных с передачей размеров единиц каких—либо величин.

 

6. Сущность метрологического контроля и надзора, сферы его распространения и виды, понятия о поверке, калибровке и утверждении типа средств измерений. Поверка и калибровка СИ в законе «Об обеспечении единства измерений»

Государственный метрологический контроль и надзор, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на:
здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;
торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;
государственные учетные операции;
обеспечение обороны государства;
геодезические и гидрометеорологические работы;
банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;
производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации;
испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации;
обязательную сертификацию продукции и услуг;
измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации;
регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.

Поверка средства измерений - совокупность операций, выполняемых органами государственной метрологической службы (другими уполномоченными на то органами, организациями) с целью определения и подтверждения соответствия средства измерений установленным техническим требованиям;

Калибровка средства измерений - совокупность операций, выполняемых с целью определения и подтверждения действительных значений метрологических характеристик и (или) пригодности к применению средства измерений, не подлежащего государственному метрологическому контролю и надзору;

Сертификат об утверждении типа средств измерений - документ, выдаваемый уполномоченным на то государственным органом, удостоверяющий, что данный тип средств измерений утвержден в порядке, предусмотренном действующим законодательством, и соответствует установленным требованиям;

 

7. Определения, цели и задачи стандартизации в законе «О техническом регулировании», органы по стандартизации, виды стандартов, документы по стандартизации

Стандартизация - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг;

Целями стандартизации являются:

повышение уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышение уровня экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений;

обеспечение конкурентоспособности и качества продукции (работ, услуг), единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов), технической и информационной совместимости, сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных, проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг), исполнения государственных заказов, добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

содействие соблюдению требований технических регламентов;

создание систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации, систем каталогизации продукции (работ, услуг), систем обеспечения качества продукции (работ, услуг), систем поиска и передачи данных, содействие проведению работ по унификации.

Органы по стандартизации: Национальный орган Российской Федерации по стандартизации.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

национальные стандарты;

правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

стандарты организаций;

своды правил;

(абзац введен Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ)

надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

(абзац введен Федеральным законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ)

предварительные национальные стандарты.

(абзац введен Федеральным законом от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

 

Органы по стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.

8. Принципы стандартизации, установленные в законе «О техническом регулировании», ГОСТ Р 1.0-2004.

Стандартизация осуществляется в соответствии с принципами:

добровольного применения документов в области стандартизации;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2009 N 385-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения;

недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

Принципы стандартизации

4.1. Основные принципы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, заключаются в:

- добровольности применения стандартов;

- достижении при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон;

- использовании международных стандартов как основы разработки национальных стандартов;

- комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов;

- недопустимости установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам;

- установлении требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий с учетом имеющихся ограничений по их реализации;

- установлении требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;

- четкости и ясности изложения стандартов, с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований;

- исключении дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации;

- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

- доступности представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев.

 

9. Системы предпочтительных чисел

Предпочтительными числами называются числа, которые рекомендуется выбирать как преимущественные перед другими при назначении величин параметров для вновь создаваемых изделий.

Система предпочтительных чисел является теоретической базой развития стандартизации. Применение предпочтительных чисел позволяет наилучшим образом осуществлять согласование параметров и размеров отдельно взятого изделия со всеми связанными с ними видами продукции. Смысл системы предпочтительных чисел заключается в выборе лишь тех значений размеров, параметров, характеристик, которые подчиняются строго определенной математической закономерности, а не любых значений, получаемых в результате расчетов, проектирования или принимаемых в порядке волевого решения.

 

Унификация, симплификация, типизация, агрегатирование. Взаимозаменяемость

Унификация - это деятельность по рациональному сокращению числа типов деталей, агрегатов одинакового функционального назначения. Она базируется на классификации и ранжировании, селекции и симплификации, типизации и оптимизации элементов готовой продукции.

Симплификация - деятельность, заключающаяся в определении таких конкретных объектов, которые признаются не целесообразными для дальнейшими производства и применения.

Типизация объектов стандартизации - деятельность по созданию типовых объектов - конструкций, технологических правил, форм документации.

Агрегатирование - метод конструирования и эксплуатации изделий, основанный на функциональной и геометрической взаимозаменяемости их основных узлов и агрегатов.

11. Параметрические ряды, принципы их разработки

Продукция определенного назначения характеризуется рядом параметров. Набор установленных значений параметров называется параметрическим рядом.

Процесс стандартизации параметрического ряда - параметрическая стандартизация - заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численных значений параметров. Решается эта задача с помощью математических методов.

12. Международные организации по стандартизации (ИСО и МЭК), их задачи и роль

Стандарты ИСО — наиболее широко используемые во всем мире. Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международная электротехнической комиссии (МЭК).

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

ИСО определила свои задачи до конца столетия, и на начало нового тысячелетия, выделив наиболее актуальные стратегические направления работ:

· установление более тесных связей деятельности организации с рынком, что, прежде всего, должно отражаться на выборе приоритетных разработок;

· снижение общих и временных затрат в результате повышения эффективности работы административного аппарата, лучшего использования человеческих ресурсов, оптимизации рабочего процесса, развития информационных технологий и телекоммуникаций;

· оказание эффективного содействия Всемирной торговой организации путем внедрения программы, ориентированной на постепенную переработку технических условий на поставку товаров в стандарты ИСО;

· стимулирование "сомоподдерживающих" элементов указанной выше программы: поощрение создания новых стандартов для промышленности, развитие взаимоотношений с ВТО на условиях оказания необходимой технической помощи. В частности, предполагается всячески способствовать включению требований к поставляемой продукции со стороны государств в международные стандарты ИСО, что должно положительно сказаться на признании оценки соответствия;

· забота о повышении качества деятельности по национальной стандартизации в развивающихся странах, где главное внимание уделяется выравниванию уровней стандартизации.

 

Международная электротехническая комиссия (МЭК)

Основная цель организации, которая определена ее Уставом - содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов и других документов. Основной координирующий орган МЭК - Комитет действий. Кроме главной своей задачи - координации работы технических комитетов - Комитет действий выявляет необходимость новых направлений работ, разрабатывает методические документы, обеспечивающие техническую работу, участвует в решении вопросов сотрудничества с другими организациями, выполняет все задания Совета.

 

13. Определение, нормативная базу и основные положения об оценке и подтверждению соответствия в законе «О техническом регулировании»

Нормативная база – это комплекс норм и нормативов использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, порядок и методы их формирования, обновления и применения.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

(в ред. Федерального закона от 01.05.2007 N 65-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: