Э.Клапаред как детский психолог
Эдуард Клапаред(-)
-основал ассоциацию прикладной психологии и Педагогический институт им. Руссо в Женеве, ставший международным центром экспериментальных исследований в области детской психологии.
-считал, что существует общая логика развития психики в филогенезе и онтогенезе.
-предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую, поскольку, по его мнению, у них разный круг изучаемых проблем.
Задачей теоретической детской психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей.
-развивал идею о саморазвертывании тех задатков, которые существуют у ребенка уже при рождении. Механизмами этого саморазвития он считал игру и подражание, благодаря которым оно получает определенное направление и со держание. С его точки зрения, игра является более универсальным механизмом, так как направлена на развитие разных сторон психики, как общих, так и специальных психических функций.
-выделял игры, развивающие индивидуальные особенности детей, игры интеллектуальные (развивающие их познавательные способности) и аффективные (развивающие чувства).
Подражание он связывал с развитием поведения, произвольной деятельности детей, так как в основе его лежит ассоциация между образами движений (показанными взрослыми) и самими этими движениями.
-в центре его исследовательских интересов стояло изучение мышления и этапов его развития у детей. Он (как позднее и его известный ученик Ж. Пиаже) фактически отождествлял мышление с психическим развитием, а потому критерием деления детства на периоды для него служил переход от одного вида мышления к другому.
Он выделил четыре этапа в психическом развитии:
1. От рождения до 2 лет – на этом этапе у детей преобладает интерес к внешней стороне вещей, а потому интеллектуальное развитие связано главным образом с развитием восприятия.
2. От 2 до 3 лет – на этом этапе у детей развивается речь и потому их познавательные интересы сконцентрированы на словах и их значениях.
3. От 3 до 7 лет – на этом этапе начинается собственно интеллектуальное развитие, т.е. развитие мышления, причем у детей преобладают общие умственные интересы.
4. От 7 до 12 лет – на этом этапе начинают проявляться индивидуальные особенности и склонности детей, так как их интеллектуальное развитие связано с формированием специальных объективных интересов.
-открыл одно из основных свойств детского мышления – синкретизм т.е. нерасчлененность, слитность детских представлений о мире друг с другом.
-утверждал, что психическое развитие продвигается от схватывания внешнего вида к называнию предмета (словесная стадия), а затем к пониманию его предназначения, что уже является следствием развития логического мышления
-выделял общую и специальную одаренность, причем общая одаренность проявлялась, с его точки зрения, в детском возрасте и связывалась с общим высоким уровнем всех умственных свойств ребенка. Одаренность в узком смысле он относил к зрелому возрасту и связывал со способностью человека решать новые проблемы.
- заложил основы самостоятельной отрасли психологической науки – возрастной психологии, оказав значительное влияние на понимание круга решаемых ею проблем и ее задачи.
Д.Селли как детский психолог
Грэнвилл Стэнли Холл
-американский психолог, педагог, один из организаторов психологической науки в США.
-интересы сосредоточены на развитии детей (педологии) и эволюционной теории.
-был учеником В. Вундта
-занимался проблемами общей психологии, исследуя роль мышечной чувствительности в восприятии пространства.
-обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни.
-организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков.
-был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии
-по его инициативе была создана Ассоциация американских психологов, он также сыграл большую роль в приглашении 3. Фрейда в 1909 г. с лекциями, которые прошли с большим успехом, положив начало американскому психоанализу.
-обратил внимание на важность изучения процесса становления психики конкретного ребенка, анализ которого может стать генетическим методом общей психологии.
-написаны работы, посвященные проблемам возрастной психологии и положившие начало плодотворному развитию этой отрасли психологической науки в Америке: «Юность» (1904 г.) и «Проблемы воспитания» (1911 г.).
-исследовал подростков и юношей, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики ребят
-опирался на биогенетический закон, в объяснении психического развития ребенка на основе которого в детскую и педагогическую психологию вводился принцип рекапитуляции (сокращенного повторения основных этапов развития человечества).
-выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей:
от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок. Они также любят домашних животных и стараются их завести. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана c интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;
от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.
- был основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям.
В реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комплексом проблем(здоровье детей, их психические качества, социальный статус, образование их родителей). Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.
Э.Мэйман как детский психолог
Э. Мейман
внёс вклад в разработку различных аспектов экспериментальной педагогики и психологии.
Основные методы(эксперимент и наблюдение)
-целью экспериментальной педагогики является предоставление для общей педагогики эмпирического основания.
значительное место в исследованиях уделено рассмотрению прикладных аспектов детской психологии, в качестве главной задачи выделяется методологическая разработка обучения детей.
-многолетние исследования были отражены в трёхтомном труде, который получил название «Лекции по экспериментальной педагогике» и был издан в 1907 году. Фундаментальный труд по экспериментальной психологии включал не только накопленные в педагогической науке к этому времени идеи, но и описание совершенно новых подходов, направленных на понимание познавательного развития ребёнка
- предлагает собственную периодизацию возрастного развития, в которой в качестве критерия выделены этапы интеллектуального развития ребёнка.
-была организована экспериментальная школа, которая функционировала при университете Гамбурга. На протяжении двадцати лет там апробировались программы, которые были построены с учётом периодизации возрастного развития детей.
-впервые было рассмотрено взаимодействие педагога и учащихся, а также реакция школьников на использование разных стилей общения.
Основные труды: Введение в современную эстетику (1909), Экономия и техника памяти (1913), Лекции по экспериментальной педагогике (три тома), Очерк экспериментальной педагогики (1922).