Причины «холодной войны»




Содержание

Введение
1. Холодная война до Карибского кризиса
2. Причины «холодной войны»
3. «План Маршалла»
4. Берлинский кризис 1948-1949 гг.
5. Война в Корее (1950-1953 гг.)
6. Результаты периода. Политика мирного сосуществования 7.Гонка вооружений между США и СССР 8. Карибский кризис 9. Окончание «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» и ее итоги.Заключение
Список использованных источников

Холодная война до Карибского кризиса

Холодная война — политологический термин, используемый в отношении периода глобального геополитического, военного, экономического и идеологического противостояния в 1946—1989 годах между СССР и союзниками — с одной стороны, и США и их союзниками — с другой. Её последствия можно наблюдать в сегодняшнем мире, где некоторые политические и научные деятели, такие как В.Ю. Катасонов, А.А. Проханов, М.Г. Делягин, выделяют понятие «Вторая холодная война», «Новая холодная война» или «Холодная война 2.0».

Осенью 1945 года термин «холодная война» впервые появился в международном комментарии известного писателя Дж. Оруэлла на страницах популярного английского журнала «Трибюн» (Tribune). Весной 1946 года его упомянул в одной из своих публичных речей американский политический деятель банкир Б. Барух. Наконец, еще не очень понятное определение «холодная война» стало заглавием бестселлера известного американского публициста У. Липпмана.

Идеологическим обоснованием, «объявлением» или «декларацией» «холодной войны» традиционно считаются два исторических события, упоминаемые в любой крупной работе по истории международных отношений послевоенного времени. Во-первых, речь У. Черчилля, произнесенная 5 марта 1946 г., в университете города Фултона (штат Миссури, США) в присутствии главы Соединенных Штатов и высокопоставленных американских государственных деятелей. У. Черчилль заявил, что «От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике опустился над Европейским континентом железный занавес», отделивший свободный мир Запада от коммунистической империи. Во-вторых, так называемая «доктрина Трумэна», – обращение американского президента 12 марта 1947 г. к Конгрессу с предложением ассигновать 400 млн. долларов для оказания экономической и военной помощи Греции и Турции для борьбы с коммунизмом.

Многие историки, политики, экономисты, журналисты посвятили свои труды «холодной войне». Среди них Дэвид Хоффман («“Мертвая рука”: Неизвестная история «холодной войны» и ее опасное наследие»), Филип Таубман («Солдаты холодной войны), А. И. Уткин («Мировая “холодная война”»), Л. М. Млечин («Холодная война. Политики, полководцы, разведчики») и др.

Причины «холодной войны»

С точки зрения объективных интересов народов и государств, «холодная война» не была выгодна никому. Большая часть Европы лежала в руинах, восстановление ее экономики, равно как и народного хозяйства СССР, требовало условий мира и сотрудничества. И Великобритания, и крайне ослабленная Франция, столкнувшись с подъемом освободительного движения, прежде всего, стремились сохранить свои колониальные империи. Единственной державой, усилившейся в годы войны, были Соединенные Штаты Америки. Национальный доход этой страны возрос с 64 млрд. долларов в 1938 г. до 160 млрд. в 1944 г. На долю США приходилось 60% мирового промышленного производства, до 80% мирового золотого запаса. Но и США также ничего не выигрывали от конфликта с СССР. Предотвратить спад производства после свертывания военных заказов США могли лишь при полной реализации идеи свободной торговли, что в условиях «холодной войны» было невозможно.

Выполнение странами-победительницами принципов, заложенных в Атлантической хартии в Уставе ООН, могло бы исключить конфликт между ними. Однако предвоенные закулисные дипломатические маневры породили у советского руководства убежденность, что лидеры демократических государств могут также игнорировать международно-правовые нормы, как и режим А. Гитлера. Роль общественного мнения, его влияние на принятие политических решений в США и Великобритании советские лидеры, как правило, всерьез не воспринимали. Соответственно, ссылки на принципы Устава ООН рассматривались как пропагандистское прикрытие корыстных устремлений. Кроме того, эти принципы по-разному толковались и понимались в СССР и США.

Разумеется, и СССР, и страны Запада на словах признавали право каждого народа на выбор своего пути развития. Однако с точки зрения руководства СССР, единственно закономерным был выбор в пользу Коммунистической партии. Со своей стороны, лидеры Запада полагали, что успехи коммунистов не могут быть итогом свободного волеизъявления народов, особенно в странах, на территориях которых находятся советские войска.

Добиваясь осенью 1945 г. изменения состава правительств Болгарии и Румынии на том основании, что они не отражают всего спектра существующих в обществе политических сил, лидеры стран Запада полагали, что отстаивают интересы народов освобожденной Европы.

С точки зрения советского руководства, эти требования были покушением на свободу политического выбора народов Восточной Европы, актом, откровенно недружественным СССР. В Москве сочли, что Запад предпринимает попытку восстановления барьера недружественных СССР государств в Восточной Европе, способных стать плацдармом нападения на него.

Следующий конфликт возник по вопросу о влиянии СССР в Иране. Советский Союз затянул вывод своих войск из Северного Ирана, куда они были введены в 1941 г. по согласованию с Англией, чтобы пресечь деятельность профашистской агентуры в этой стране. В декабре 1945 г. на территории, занимаемой советскими войсками, в иранском Азербайджане и Курдистане были сформированы органы власти, провозгласившие автономию и начавшие осуществлять земельную реформу. Страны Запада поставили вопрос о нарушении территориальной целостности Ирана в ООН. Со стороны США последовала первая в истории советско-американских отношений негласная угроза применить ядерное оружие. У. Черчилль, уже отставной, но весьма авторитетный политический лидер, выступил с речью в городе Фултон (о чем упоминалось ранее). В этой речи советская политика была определена как главная угроза христианской цивилизации.

Весной 1946 г. СССР начал выводить войска из Ирана. После их ухода Иран ликвидировал автономии и расторг подписанный им договор об аренде Советским Союзом нефтяных месторождений сроком на 50 лет.

Осенью 1946г. СССР предъявил Турции ультимативно сформулированные требования об изменении режима черноморских приливов и совместной их обороне, что предполагало размещение советских войск в районе приливов. В конце 1946 г. в Греции, где при помощи английских войск была приостановлена конституционная монархия, коммунисты отказались принять участие в парламентских выборах. При поддержке правящих в Болгарии и Югославии коммунистических режимов греческие коммунисты начали вооруженную борьбу за власть. Рассмотрение конфликта в Совете Безопасности ООН не дало положительных результатов, поскольку СССР считал эту борьбу законной.

В этих условиях у лидеров стран Запада усилились опасения, что СССР будет безостановочно расширять свою сферу особых интересов, включая в нее все новые страны, где будут усиливаться позиции коммунистов. В марте 1947 г. Конгресс США по просьбе Г. Трумэна одобрил выделение средств и посылку военного персонала в Грецию и Турцию для их защиты от коммунистической агрессии. В послании президента США, получившем название «доктрины Трумэна», сдерживание СССР и союзных ему политических сил от захвата новых территорий было определено как жизненно важное для обеспечения безопасности и интересов самих США.

План Маршалла»

Составной частью нового внешнеполитического курса администрации Трумэна была программа экономического возрождения Европы. Ее разработал государственный секретарь Д. Маршалл, который 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете изложил основные ее положения и призвал к американскому великодушию во имя помощи голодной и нищей Европе. В орбиту его плана входила не только вся Европа, но и Советский Союз. «План Маршалла» был одобрен на состоявшейся в Париже Международной конференции, проходившей с 12 июля по 22 сентября 1947 г. Прибывший на конференцию Молотов отверг этот план и принудил к этому же восточноевропейские страны. Добровольный отказ советского руководства от «плана Маршалла» до сих пор рассматривается как крупная удача западной дипломатии.

«План Маршалла» стал осуществляться с апреля 1948 г. после принятия Конгрессом США «закона об экономическом сотрудничестве», предусматривающего четырехлетнюю программу экономической помощи Европе. Его глубинный замысел заключался в том, чтобы воспроизвести в странах Западной Европы структуру неокапитализма, возникшего в США в период рузвельтовского «нового курса» и, по убеждению американцев, являвшегося самой эффективной системой хозяйствования.

Политика Рузвельта была нацелена на создание гибридной экономики, сочетающей классический капитализм, для которого характерно неограниченное действие рыночных сил и стихийной конкуренции, с масштабным планированием, координацией, контролем и даже партнерством между обществом и частным капиталом в коллективном управлении народным хозяйством. «План Маршалла» призван был воспроизвести в Европе модель экономики США, где сочетаются федеральное устройство, довольно широкая самостоятельность каждого штата и единый рынок, единая валюта, отсутствуют внутренние таможенные барьеры. В подобной объединенной, экономически крепкой Европе США видели надежного союзника в противостоянии СССР и борьбе с коммунистическим движением.

Большая часть (до 90%) американской помощи была безвозмездной. Американцы вовсе не были наивными альтруистами. В возрождении экономики Западной Европы они видели необходимое условие для предотвращения распространения коммунизма.

Претворение в жизнь «доктрины Трумэна» и, прежде всего, его экономической составляющей – «плана Маршалла» привело к новому ухудшению отношений с Советским Союзом. Возник первый послевоенный Берлинский кризис.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: