Словообразование глаголов




Словообразование имен существительных и прилагательных

В данном случае элементы словообразования способствуют разграничению частей речи на основе сопоставления однокоренных слов. Детям даются слова, которые должны быть расположены в столбиках:

Им.сущ. Им.прил.

красота красивый

высота высокий

терпение терпеливый

даль далекий и т.п.

Задача учащихся - объяснить разницу, признаки - лексические и грамматические, помогающие разграничить эти слова по частям речи. Позднее они будут разграничивать еще и глаголы: жизнь - живой - живет.

Различая части речи, дети используют:

1) признаки конкретного лексического значения;

2) признаки обобщенного значения: для существительных - предметность, для прилагательных - признак, свойство;

3) грамматические значения как признаки частей речи;

4) формально-грамматические признаки, в первую очередь - окончания.

В данных примерах первый признак не столько разграничивает части речи, сколько их сближает; но второй, третий и четвертый - разграничивают. Второй аспект словообразовательной работы связан с разделом лингвистики: перед учащимися раскрываются механизмы морфемного способа образования новых слов, сначала без строгого выделения аффиксов: снег - снеговой - снегопад, а затем и модальное, более строгое рассмотрение словообразовательных цепочек: дом - домик; сад – садовый; чудо - чудесный; прелесть - прелестный; полет - летный; учение - учебный и т.п.

При таком подходе выделяются суффиксы (чаще) и приставки (реже).

Понятия «производящая основа» и «способы словообразования» в начальной школе не вводятся, но понятие «словообразование» постепенно наполняется содержанием. Практическая направленность словообразования требует образцов, а на продвинутых этапах обучения - моделей:

образцы: сталь - стальной, медь -?, железо -? и т.п.

модели: имя существительное без суффикса + суффикс прилагательного: рис - рис-ов-ый; лун-а - лун-н-ый; пись-мо - пись-мен-н-ый;

образование существительных от основы прилагательного: чист-ый - чист-от-а; даль-н-ий - даль; зелен-ый - зелень.

словообразовательная цепочка: вод-а - вод-н-ый - вод-ник; сад - сад-ов-ый -сад-ов-ник;

игра-соревнование: образовать ряды родственных слов, объяснить их значения (чей ряд полнее, кто лучше объяснит).

Нетрудно заметить, что описанная работа учащихся опирается на практическое знание языка, на чутье языка, сформировавшееся еще до школы на основе аудирования и говорения. Ребенок на уровне внутренних обобщений усваивает модели словообразования, как формы склонения.

Исследовательские задания:

-попытаться объяснить происхождение географических названий: Новгород, деревня Камышино, станция Лесная, река Шуя, улица Тверская;

-каково образование фамилий: Кузнецов, Поляков, Воронов, Медведев, Соловьев,Павлов, Павленко, Мюллер, Фишер, Шмидт, Хитров, Богачев.

Словообразование глаголов

Эта работа практически была начата до введения темы «Словообразование». Глаголы образуются от глаголов префиксальным способом (нес-ти - унести, принести). Заметим, что многие глаголы изначально имеют простую, непроизводную основу: чит-а-ть, прочитать. Немало глаголов, которые образуются от других частей речи: красный - по-красн-е-ть.

Следует обратить внимание школьников на роль глагольного суффикса, научить их выделять суффиксы глагола -а-, -и-, -е-, -у-: чит-а-ть;

на значения некоторых суффиксов, например: толкать - толкнуть: суффикс -ну- имеет значение однократности действия; подбросить - подбрасывать: суффикс -ыва- имеет значение многократности. Значение приставок: войти - выйти («внутрь» - «наружу»), приехать - уехать («удаление» -_ «приближение»), придвинуть - отодвинуть и пр. В словообразовательной работе должны иметь место семантическая и формальная стороны.

Не следует забывать также образование глаголов с частицей - ся: мыть - мыться, жечь - жечься, кусать - кусаться, спать - спаться (не спится что-то) и т.п., а также целые словообразовательные цепи: кос-а, кос-и-ть, скосить, обкосить(кругом), выкосить и т.п .; пахать, вспахать, перепахать, перепахивать.

Особо о приставке не: ее необходимо отличать от отрицательной частицы не, которая пишется как отдельное слово, т.е. раздельно. Не следует давать правило в догматической форме: «Не с глаголом пишется раздельно, т.е. в два слова» На самом деле здесь нужно видеть семантическую основу.

Отрицание не меняет смысл высказывания на противоположный: Я купался - Я не купался; Иван Иванович не любил читать книги - Иван Иванович любил читать книги. Это антонимия на уровне синтаксиса.

Но есть еще приставка не-. Разграничение частицы и приставки не с различными частями речи - одна из самых непростых тем в курсе русского языка. В начальных классах дается лишь один его случай: «Не с глаголом слитно пишется лишь в том случае, когда глагол без не не употребляется: ненавидеть » и т.п. Слова «навидеть» нет в русском языке, и в слове ненавидеть ошибка маловероятна. Но слово негодовать у детей вызывает затруднения: они допускают существование слова «годовать». Потому глаголы ненавидеть и негодовать следует рекомендовать для заучивания, как и невзлюбить, недосыпать, недоставать, недосмотреть, нездоровиться, недоумевать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: