Ян ван Гойен.
Мельница у реки. 1642. Лондон, Национальная галерея (Из презы Корни)
· ранняя стадия в развитии пейзажа
· типичный пример в рамках голландского жанра
· не отличается особой живописностью.
· Мельница –типичный атрибут, она является символом (метафора тяжёлого повседневного труда или же выражение добродетели, связанной с трудом, или – олицетворение вселенских сил)..
Ян Порселлис.
Морской бриз (1630).
Морские пейзажи – тоже весьма популярный жанр.
Порселлис был первым, кто сумел найти худ. возможности композиционного слияния моря и человека. Убедительность композиций возникает за счёт особой цветовой гаммы, которая объединяет все стихии.
Я. Ван Рейсдал.
Болото. 1660-е./ Мельница у Вейка. 1670 (картины из презентации)
Один из самых крупных представителей голландского пейзажного жанра. Изображал сельские пейзажи. Манера письма более обобщающая. Казалось бы, здесь то же, что и у Гойена, но этот образец выглядит более законченным и утончённым. Мельница теперь не малая часть пейзажа, а практически центр композиции.
Еврейское кладбище.1660. (эту картину надо знать по программе)
Самая сложная картина и в творчестве этого художника, и вообще в развитии голландского пейзажа. Зачатки философского пейзажа. Тема кладбища, жизни и смерти, церковь как отсылка к тому, что помогает превозмочь смерть, природа находится в сложном напряжённом состоянии. Художественное обобщение, кот. родилось в рамках, казалось бы, такого не самого «высокого» жанра.
Паулюс Поттер (1625-1654)
мастер пейзажа и анималистического жанра.
Его творчество охватывает 130 картин, преимущественно пейзажей с детальным изображением домашних животных на лугах, жанровых картин и сцен охоты. Всемирную славу Паулюсу Поттеру обеспечили его изображения животных. Самой известной является большая картина «Молодой бык»
«Наказание охотника»- эрмитаж
Картина является очень удивительной, даже для золотого века голландской живописи, когда была в моде мифологическая аллегория, тематики греха и наказания. Мир не простит человека, который ради забавы убивает живых существ. На картине есть чёрный юмор и скрытый символизм. Можно сказать, что это своеобразная "карикатура" на всю жизнь, которую видел вокруг себя живописец.
«Ферма»- эрмитаж
Художник любуется жизнью природы и животных. Стелются длинные тени; в чистом прозрачном воздухе вырисовываются мельчайшие детали предметов. Мастерство Поттера в изображении пейзажа, людей и животных, возраст, повадки и темперамент которых он великолепно знает.
Мейндерт Хоббема
— самый значительный мастер голландского пейзажа после своего наставника, Якоба ван Рёйсдала. (сильное заявление, проверять я его, конечно же, не буду)
Самая Великолепная картина «Аллея в Мидделхарнисе»
· Чувство жизнерадостности и умиротворения
· Нетипичное изображение города (обычно он рисовал деревню)
· Особенно интересна симметричная композиция картины: аллея расположена прямо в середине полотна, так что взгляд смотрящего неизбежно устремляется вдаль, где благодаря перспективе деревья сходятся, как бы соединяя небо и землю.
Филипс Воуверман
Вауэрман прославился своими сценами охоты, портретами всадников. Особенно популярны картины Ваувермана, изображающие лошадей. Его пейзажи, в которые вплетено действие, принадлежат к лучшим образцам голландской живописи Золотого века.
Пример работы- «Купанье» (белого коня, етить твою за ногу)
Филипс Конинк
Ученик Рембрандта!
Его специальностью был пейзаж, но иногда, в виде исключения, он брался также за портреты и жанровые картины. Особенно любил изображать панорамные виды плоских местностей, в духе своего великого учителя. Верность натуре, мастерство рисунка, теплота и ясность колорита, тщательность исполнения — таковы достоинства этих пейзажей
Пример работы:
Речной ландшафт с песчаным холмом (1664).
Геркулес Сегерс.
Известен фантастическими пейзажами, а также натюрмортами («Стопка книг»), во многом предвещающими стилистику романтизма, как в картине Речная долина. Сегерс был первым европейским художником, начавшим в 1620-х годах создавать цветные офорты. Он печатал их с одной доски, применяя разноцветные чернила и тонированную бумагу.
«Речная долина»
Художник показывает желтоватый каменистый берег с домами и людьми, стоящими на дороге, голубую ленту реки и зелёную долину с разъезженной дорогой и полуразрушенным замком. По бокам виднеются скалы, а на горизонте тает в синеватой дымке горная гряда. По мере проникновения в глубину свет меняет интенсивность: от тёмного к яркому, затем постепенно угасает. Картина одновременно напоминает ренессансный пейзаж и является образцом пейзажной живописи Нового времени. Драматичная, написанная со знанием законов световоздушной среды и, несмотря на то, что она фантастична, должна быть отнесена к реалистическому искусству.
Выводы:
Приниципиально новый вклад голландцев – создание индивидуального пейзажа нового типа, кототорый характеризует мир вокруг.
Тк художники и их клиенты видели в Голландии свою родину- жанр популяризировался.
Ни в одной другой худ. школе (до возникновения голландского пейзажа) не было таких тонких нюансов в изображении родной художнику местности
Это не перегруженные пейзажи, построенные по определённым принципам:
· восприятие ничто не ограничивает, отсюда складывается чисто субъективное эмоциональное ощущение бесконечности
· Небо занимает большую часть пространства, в глубине оно сливается с морем или долиной.
· Нет интенсивной освещённости.
· Масштабно люди не занимают много места, но они есть.
· Все детали и объекты являются выражением важных смыслов, они многозначны
Типы: (в названии билета нужно их назвать, но я нигде не нашла, поэтому вот вам мой интеллектуальный труд)
· Классический пейзаж сельской местности без архитектурных доминант
· Пейзаж пригородней местности (когда архитектура уже играет роль в композиции)
· Пейзаж с элементами жанрового действия
· Пейзаж со сценами охоты
· Пейзаж с большой ролью анималистической изобразительности
· Фантастический пейзаж (отдельно для Геркулеса Сегерса)
Литра:
Тарасов Ю.А. Голландский пейзаж XVII века. М.: Изобразительное искусство, 1983.