ФГАОУ ВПО Сибирский федеральный университет
ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ИНСТИТУТ
Военная кафедра
Утверждаю
Начальник военной кафедры
Сибирского федерального университета
полковник _____________ П.Зверев
«____ » _________ 2015 года
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ВОЕННАЯ ТОПОГРАФИЯ»
по военно-учетным специальностям радиоэлектронной борьбы
и воинским должностям сержантов: ВУС-538, 549, 550 код 462
г. Красноярск 2015
I. распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий
Семестры по годам военного обучения | Всего часов учебных занятий по расписанию | Всего зачётных единиц | В том числе учебных занятий с преподавателем | Из них по видам учебных занятий | Зачёты | Время, отводимое на самостоятельную работу | ||||||||||
Лекции (рассказы) | семинары | лабораторные работы | практические занятия | групповые упражнения | групповые занятия | тактические и тактико-специальные занятия и учения | военные (военно-специальные) игры | курсовые работы (проекты, задачи) | самостоятельная работа под руководством преподавателя | контрольные (контрольные работы) | ||||||
4,5 | 1,5 | |||||||||||||||
Всего по дисциплине | 4,5 | 1,5 |
*- в общий расчет часов не входит, проводится в комплексе с другими учебными дисциплинами.
II. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫПО СЕМЕСТРАМ, ВИДАМ И ТЕМАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Виды учебных занятий | Кол. часов | Тема и учебные вопросы занятия | Материальное обеспечение занятия | Задание и время на самостоятельную работу | |
Литература | Время (час.) | |||||
4 семестр | ||||||
Тема № 1. «Измерения на местности и ориентирование без карты». | 0,5 | |||||
Тактико-строевое | 0,5 | Занятие № 1. «Ориентирование на местности без карты». 1. Сущность, способы и порядок ориентирования на местности. Определение сторон горизонта различными способами. Магнитный азимут. Определение направления движения по магнитному азимуту. 2. Выбор ориентиров и целеуказание на местности днем и ночью. 3. Измерение углов и расстояний на местности различными способами. | АРМ преподавателя; компас, буссоль, бинокль | 0,25 | ||
Тактико-строевое | 0,5 | Занятие № 2. «Особенности ориентирования без карты в горной, лесистой, степной и пустынной местности». 1. Особенности ориентирования без карты в горной, лесистой, степной и пустынной местности. 2. Движение по азимутам днем и ночью. 3. Выдерживание направления движения по компасу, промежуточным и вспомогательным ориентирам, небесным светилам. | АРМ преподавателя; компас, бинокль | 0.25 | ||
Тема № 2 «Ориентирование и целеуказание на местности по карте». | ||||||
Тактико-строевое | 0,5 | Занятие № 1. «Ориентирование на местности по карте». 1. Ориентирование карты, определение своего местоположения по карте и сличение карты с местностью. 2. Измерения по карте расстояний и дирекционных углов. | АРМ преподавателя; топографическая карта, курвиметр, линейки, бинокль | 0,25 | ||
Тактико-строевое | 0,5 | Занятие № 2. «Определение координат целей по карте». 1. Определение азимутов, координат, высот и взаимных превышений точек местности. 2. Определение координат целей по карте. 3. Нанесение на карту элементов боевых порядков и целеуказание по квадратам координатной сетки способом "Улитка" и по координатам. | АРМ преподавателя; топографическая карта, курвиметр, линейки, бинокль, цветные карандаши | 0,25 | ||
Тема № 3 «Составление схемы местности и боевых графических документов». | 0,5 | |||||
Тактико-строевое | Занятие 1. «Составление схемы местности и боевых графических документов». 1. Виды боевых графических документов, составляемых в подразделениях, их предназначение, общие правила составления и оформления. 2. Условные обозначения, применяемые при составлении схем местности и боевых графических документов. | АРМ преподавателя; топографическая карта, курвиметр, линейки, бинокль, линейки, цветные карандаши | 0,5 |
III. Литература
Основная
1. Изделие 1РЛ238-4. Методическое пособие. -Тамбов.: «Межвидовый центр РЭБ», 2011 г., - 89 с.
2. Руководство по технической эксплуатации техники радиоэлектронного подавления радиосвязи и радионавигации (техники РЭП).
3. Сборник Нормативов и учебных задач для наземных соединений, воинских частей и подразделений радиоэлектронной борьбы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Дополнительная
4. Техническое описание станции СПН-2(4). Часть 1.
5. Инструкция по эксплуатации СПН-2(4). Часть 1.
IV. Организационно-методические указания,
ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
Задачи обучения:
углубить знания способов ориентирования на местности; способов измерений расстояний и углов на местности без карты и по топографической карте;
совершенствовать навыки в ориентировании на местности и выдерживании заданного направления движения при выполнении боевых задач днем и ночью, использовании карты (схемы) для определения расстояний, направлений, своего местоположения и положения обнаруженных целей.
Методические указания
Занятия по военной топографии проводятся на местности.
На занятиях по военной топографии применяются следующие методы обучения: устное изложение (объяснение), показ (демонстрация), упражнение (тренировка), практическая работа. Основной метод обучения - упражнение (тренировка).
Обучение по военной топографии проводится в форме практических занятий. Краткие теоретические положения по теме занятия руководитель доводит до обучаемых методом рассказа с показом (демонстрацией) отдельных наиболее сложных положений.
Теоретическое рассмотрение учебных вопросов должно завершаться практической отработкой (тренировкой) в выполнении нормативов по военной топографии.
На занятиях по военной топографии военнослужащие обеспечиваются топографическими картами масштабов 1:100000 на район занятий, компасами, биноклями, офицерскими линейками, циркулями-измерителями, карандашами и рабочими тетрадями.
Знания и практические навыки, полученные на занятиях по военной топографии, закрепляются и совершенствуются в ходе самостоятельной работы, на занятиях по тактической, инженерной подготовке и другим предметам обучения.
Военная подготовка студентов вузов, предназначенных на воинские должности сержантов (старшин) организуется после отбора кандидатов, успешно прошедших подготовку по программе начальной подготовки по специальностям солдат и сержантов.
Кроме уже названных форм и способов проведения занятий с сержантами проводятся инструкторско-методические и показные занятия, инструктажи.
Инструкторско-методические занятия (ИМЗ) являются основной формой методической подготовки сержантов. ИМЗ проводятся в целях выработки единых для всех руководителей рекомендаций по организации и методике проведения занятий по изучаемой теме. В ходе занятий проверяются теоретическая и практическая подготовка руководителей, сержанты обучаются передовым методам проведения занятий и тренировок с подчиненными, применению оборудования учебных мест (объектов).
Показные занятия проводятся с целью установить единые взгляды на методику организации и проведения занятий, показать наиболее целесообразные методы работы руководителей, приемы и способы действий обучаемых.
Инструктажи проводятся командирами взводов и рот накануне очередных занятий, проводимых сержантами. В ходе инструктажа сержантам даются указания по методике и порядку проведения предстоящих занятий, по использованию учебно-тренировочных средств и пособий, а также рекомендации по организации состязаний по задачам и нормативам, после чего ими разрабатываются план-конспекты, в ходе утверждения которых проверяется готовность сержантов к занятиям.
Методические указания
При проведении тактико-строевых занятий и групповых упражнений, при необходимости и на других занятиях, обучаемые действуют в составе сводного отделения (взвода). На групповых упражнениях, большинство из которых начинаются с отработки последовательности и содержания работы командира по организации радиоподавления, сержанты выступают в роли командира отделения или взвода, совершенствуя свои навыки в принятии решения, отдаче боевого приказа, организации взаимодействия и всестороннего обеспечения, составляющих содержание работы командира после получения боевой задачи. После этого отрабатываются вопросы управления отделением (взводом) в различных условиях боевой обстановки, на различной местности. Руководитель группового упражнения выступает в роли командира и других должностных лиц и определяет, какие вопросы необходимо отработать на занятии (например, на одном занятии отрабатываются вопросы уяснения задачи и оценки радиоэлектронной обстановки, а на другом – вопросы отдачи боевого приказа и организации взаимодействия и всестороннего обеспечения). В зависимости от уровня подготовки обучаемых, по решению руководителя занятия, некоторые вопросы работы командира после получения боевой задачи могут не отрабатываться.
Совершенствование навыков по предметам обучения, не указанным в расчете часов, проводится в комплексе с тактико-специальной подготовкой, а также на плановых занятиях в составе подразделения.
В ходе методической подготовки с сержантами изучаются вопросы подготовки и проведения занятий с подразделениями, использования учебного времени и учебно-материальной базы в процессе обучения. Конкретное содержание темы, учебного места, форм и методов обучения, учебные вопросы и отрабатываемые нормативы на занятиях по методической подготовке определяет руководитель занятия.
Начальник учебной части –
заместитель начальника военной кафедры
полковник О. Железняк
«____» января 2015 г.
ОБСУЖДЕНО
на заседании военной кафедры
протокол № ___ от ___ ______ 2015 год