Типы предложений в английском языке.




 

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

(The simple sentence)

Простое предложение в английском языке должно, как правило, содержать подлежащее и сказуемое - главные члены предложения. Но в предложении могут быть также и второстепенные члены - дополнение, определение, обстоятельство.

Предложение, в котором есть только главные члены, называ­ется нераспространенным (unextended sentence); предложение, в котором есть второстепенные члены, - распространенным (extend­ed sentence).

Peter is talking.

Петя говорит. (Простое нераспространенное предложение)

Peter is talking very quickly. Peter is talking with Mary. Петя говорит очень быстро. Петя говорит с Машей. (Простые распространенные предложения.)

Nigel Blake ['naidjal t>leik] arrived in Oxford at 5.20 in the

afternoon. (Crp.)

Найджел Блейк приехал в Оксфорд в 5.20 вечера.

 

ТИПЫПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Если подлежащее предложения выражает реально сущест­вующее лицо или группу лиц, предмет или группу предметов, предложение называется личным. Подлежащее в этом случае будет или существительным, или местоимением.

Peter likes to read. He read an English book. The book was very

interesting.

Петя любит читать. Он прочитал книгу на английском языке.

Книга была очень интересной.

Иногда подлежащее предложения не называет конкретно лицо, совершающее действие. Это лицо мыслится неопределенно. Такие предложения называются неопределенно-личными. В качестве подлежащего в них употребляются местоимения they или one.

They say it is a good film.

Говорят, это хороший фильм.

'They' здесь может означать «кто-то», «какие-то люди».

One must do one's duty.

Каждый должен исполнять свой долг.

'One' здесь может означать «каждый», «всякий», «любой»,

«человек».

Если предложение называет явление природы, время или расстояние, в нем употребляется формальное подлежащее it, которое на русский язык не переводится.

It was late.

Было поздно. (Время.)

It was winter.

Стояла зима. (Явление природы.)

It was far to his place.

До его дома было далеко. (Расстояние.)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ, НАЧИНАЮЩИЕСЯ С КОНСТРУКЦИИ ТИПА there is / there are

В английском языке есть предложения, начинающиеся со слов there is (имеется), there are (имеются), there was (имелся), there were (имелись), there will be (будет, будут). В таких предложениях подлежащее, которое обычно выражено существительным, стоит после глагола to be (т. е. после is, are, was, were).

Основная схема предложения:

There is an apple on the plate. Ha тарелке (имеется) яблоко.

There are apples on the plate. На тарелке (имеются) яблоки.

В вопросительном предложении глагол to be ставится перед словом there; в отрицательном предложении после глагола to be обычно ставится отрицание nо. There is a lamp on the table.

На столе (имеется) лампа. (Утвердительное предложение). Is there a lamp on tbe table?

На столе есть (имеется) лампа? (Вопросительное предложе­ние).

There is no lamp on the table.

На столе нет (не имеется) лампы. (Отрицательное предложе­ние).

Если подлежащее такого предложения выражено существи­тельным в единственном числе, глагол to be также стоит в единственном числе.

There is one thing. Something I do remember. (Stv.) Есть (имеется) одна вещь. Нечто, что я действительно помню.

Если подлежащее выражено словосочетанием двух существи­тельных, соединенных союзом and, то глагол to be стоит в един­ственном числе.

There was a table and a bookcase in the room. В комнате были стол и книжный шкаф.

Если одно из существительных стоит в единственном числе, а другое - во множественном, то глагол to be должен быть в единственном числе, если первое из существительных стоит в единственном числе.

There was a table and several chairs in the room.

В комнате был (имелся) стол и несколько стульев.

Предложения начинаются со слов there is/ there are, когда устанавливается наличие в данной ситуации какого-либо предмета или лица (группы предметов или лиц), которые называются в данной ситуации впервые и к которым привлекается внимание слушающего (читающего). В предложении существительное, на­зывающее такой предмет или лицо (группу предметов или лиц), следует за конструкцией there is/ there are. Эти предложение часто употребляются в ответ на вопрос: What is there? (Что там нахо­дится?).

There is an apple on the plate (and not a pear).

На тарелке яблоко (а не груша).

There were newspapers in the letterbox, not magazines.

В почтовом ящике были газеты, а не журналы.

Эта конструкция не употребляется, если привлекается внима­ние не к самому предмету, а к тому, какой он, где он находится и т. д. В таких предложениях слово, обозначающее предмет (группу предметов), ставится обычно в начале предложения. Эти предло­жения часто употребляются в ответ на вопрос: What kind of thing is it? (Каков этот предмет?), Where is it? (Где он?) и т. д.

The apples are on the table.

Яблоки на столе.

The apples are red.

Яблоки красные.

Если подлежащее предложения, начинающегося со слов there is / there are, выражено исчисляемым существительным в единственном числе, это существительное употребляется с неопределенным артиклем. Если сущес­твительное является неисчисляемым или стоит во множественном числе, перед ним артикля не будет.

There was a mushroom under the tree.

Под деревом был гриб, ('mushroom' - исчисляемое существительное в

единственном числе)

There was milk in the cup.

В чашке было молоко, ('milk' - неисчисляемое существительное)

There were children in the room.

В комнате были дети, ('children' - существительное во множественном

числе)

 

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (The composite sentence)

Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложные предложения могут быть сложносочиненными (compound) или сложноподчиненными (comp­lex).

В английском языке простые предложения обычно объединя­ются в сложносочиненные при помощи сочинительных союзов and, but и других (см. с. 131).

Peter went to school. Mary stayed at home. Петя пошел в школу. Маша осталась дома. (Простые предло­жения.)

Peter went to school and Mary stayed at home.

Петя пошел в школу, а Маша осталась дома. (Сложносочинен­ное предложение.)

It was raining but it was warm.

Шел дождь, но было тепло.

I was busy or ebe I would have come.

Я был занят, иначе я бы пришел.

The dew fell, and the flowers closed. (Gts.)

Выпала роса, и цветы закрылись.

Простые предложения могут объединяться в сложносочинен­ные без союзов. В этом случае части сложносочиненного предло­жения отделяются друг от друга запятой.

Peter went to school, Mary stayed at home.

Петя пошел в школу, Маша осталась дома.

Everything was fine, she was happy.

Все было прекрасно, она была счастлива.

Простые предложения обычно объединяются в сложноподчи­ненные предложения при помощи подчинительных союзов и союзных слов if, when, where, that, who, what и т. д. (см. с. 131-132).

В сложноподчиненном предложении всегда есть главное пред­ложение и одно или несколько придаточных.

When Peter went to school, Mary stayed at home.

Когда Петя пошел в школу, Маша осталась дома. (Сложнопод­чиненное предложение.)

'Mary stayed at home' - главное предложение, 'when Peter went to school' - придаточное предложение.

I don't know what you are talking about.

Я не знаю, о чем ты говоришь.

'I don't know' - главное предложение, 'what you are talking about'- придаточное предложение.

Основными типами сложноподчиненных предложений в ан­глийском языке являются следующие:

1)сложноподчиненные с придаточным подлежащим;

2)сложноподчиненные с придаточным дополнительным;

3)сложноподчиненные с придаточным определительным;

4)сложноподчиненные с придаточным обстоятельственным временным;

5)сложноподчиненные с придаточным обстоятельственным условным.

 

ОСНОВНЫЕ ТИПЫСЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

1) Сложноподчиненное предложение с придаточным подлежа­щим.

Сложное предложение этого типа обычно начинается с фор­мального подлежащего it, за которым следует сказуемое, а за ним - придаточное подлежащее, которое вводится союзом that. Основная схема такого предложения:

1 + 2 + 3 + 4

It Сказуемое Союз that Придаточное

предложение

1 2 3 4

It is necessary that he should go there.

Необходимо, чтобы он пошел туда.

Примечание

Обратите внимание на то, что, если сказуемое главного предложения выражает необходимость, желательность и т. д., в придаточном предложе­нии употребляется сослагательное наклонение.

2) Сложноподчиненное предложение с придаточным дополни­тельным.

Придаточное дополнительное относится к переходному глаго­лу и следует за ним. Придаточное дополнительное обычно вводит­ся союзами и союзными словами that (что), what (что), when (когда), where (где), if, whether.

Основная схема такого предложения:

1 2 3

Главное Союз Придаточное

предложение дополнительное

Не thinks that she will come today.

Он думает, что она придет сегодня.

If и whether соответствуют в русском предложении частице «ли» или не переводятся.

I do not know if (whether) she will come today.

Я не знаю, придет ли она сегодня (или нет).

If и whether употребляются, если глагол в главном предложе­нии стоит в отрицательной форме или если дополнительное придаточное предложение содержит косвенный вопрос

I don't know if he will come.

Я не знаю, придет ли он (илинет). (Глагол - сказуемое главного

предложения стоит в отрицательной форме.)

I asked him if he would come.

Я спросил его, придет ли он. (Придаточное дополнительное

содержит косвенный вопрос

Примечание

В дополнительном придаточном предложении глагол-сказуемое иногда стоит в сослагательном наклонении

3) Сложноподчиненное предложение с придаточным определи­тельным.

Придаточное определительное предложение относится обыч­но к существительному в главном предложении и следует за ним. Придаточное определительное вводится словами who, which (кото­рый), that (который), реже when (когда) и where (где). Основная схема предложения:

1 2 3

Существи- Союзное Определительное

тельное слово придаточное

The boy who is reading a book is my brother.

Мальчик, который читает книгу - мой брат.

Неге is the book that I want to read.

Вот книга, которую я хочу прочесть.

4) Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятель­ственным временным.

Придаточное обстоятельственное временное обычно вводится союзами when (когда), after (после), till, until (до), as (в то время как) и другими.

Основная схема предложения:

1 2 3

Союз Придаточное Главное

обстоятельственное предложение

временное

When I entered the room I saw Peter there.

Когда я вошла в комнату, я увидела там Петю.

1 2 3

Главное Союз Придаточное

предложение обстоятельственное

временное

 

I watched TV after I finished my home task.

Я смотрела телевизор после того, как я приготовила уроки.

Примечание

Во временном придаточном предложении глагол-сказуемое никогда не стоит в будущем времени

5) Сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятель­ственным условным.

Придаточное обстоятельственное условное вводится обычно союзом if (если), реже - in case (в случае если), unless (если не) и некоторыми другими.

Основные схемы предложения:

1 2 3

Союз Придаточное Главное

обстоятельственное предложение

условное

If you read this book you will like it.

Если ты прочтешь эту книгу, она тебе понравится.

1 2 3

Главное Союз Придаточное

предложение обстоятельственное

условное

 

Не will give me this book if he has it.

Он даст мне эту книгу, если она у него есть.

Примечание 1

В придаточном условном, так же как и в придаточном временном, глагол-сказуемое никогда не стоит в будущем времени

Примечание 2

В сложноподчиненном предложении с придаточным условным иногда употребляются формы сослагательного наклонения

Члены предложения.

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ПОДЛЕЖАЩЕЕ (Subject)

Подлежащее в английском предложении может быть выраже­но следующими частями речи: а) именем существительным

The girl opened the door and entered the room. Девочка открыла дверь и вошла в комнату.

б) местоимением

I know him very well.

Я его очень хорошо знаю.

в) числительным

Six is a cardinal numeral.

Шесть - количественное числительное.

Maurice's letters were gone. There were ninety-one of them; she

had counted them only last night. (Crs.)

Письма Мориса исчезли. Их было девяносто одно; она

пересчитывала их только накануне вечером.

г) инфинитивом

То dance is very pleasant. = It is very pleasant to dance. Танцевать очень приятно.

д) герундием

Reading is my favourite pastime. Чтение - мое любимое занятие в свободное время.

Подлежащее в английском предложении может быть выраже­но следующими синтаксическими комплексами с неличными формами глагола:

а) синтаксическим комплексом с инфинитивом: Water is known to boil at 100°C. Вода, как известно, кипит при 100 °С.

It was very difficult for him to solve the problem. = For him to solve

the problem was very difficult.

Ему было очень трудно решить эту задачу.

He was supposed to be in Denmark. (Wl.) Предполагалось, что он в Дании.

б) синтаксическим комплексом с герундием:

His returning home so late will be very unpleasant to his mother. To, что он пришел домой так поздно, будет очень неприятно его матери.

It's been a sad time for us, your having been away for so long. Нам было очень грустно, что ты так долго отсутствовал.

в) синтаксическим комплексом с причастием (см. с. 166)
Не was seen entering the house.

Видели, что он вошел в дом.

Не was often heard playing the violin until late at night.

Часто слышали, как он играет на скрипке до поздней ночи.

 

СКАЗУЕМОЕ. (Predicate)

В английском языке есть разные виды сказуемых. Они отли­чаются как по структуре (простое и составное), так и по составу (составное именное, составное глагольное).

Простое глагольное сказуемое (simple verbal predicate) состоит из полнозначного глагола в любой личной форме. Не speaks English very well. Он очень хорошо говорит по-английски. Не is speaking English now. Он сейчас говорит по-английски. Do you know him? Ты его знаешь?

Составное глагольное аспектное сказуемое (compound aspective verbal predicate) состоит из аспектного глагола и полнозначного глагола (в форме инфинитива или герундия). Аспектный глагол выражает начало, конец или продолжение действия, выраженного инфинитивом или герундием.

The dog began to bark.

Собака начала лаять.

It continued raining.

Дождь продолжал идти.

Основными аспектными глаголами английскою языка явля­ются следующие: to begin (начинать), to go on (продолжать), to continue (продолжать),

to start (начинать), to finish (переставать), to stop (прекращать).

Составное глагольное модальное сказуемое (compound modal verbal predicate) состоит из модального глагола (см. с. 47) и полнозначного глагола (в форме инфинитива). Модальный глагол выражает возможность, желательность или необходимость совер­шения действия, называемого инфинитивом.

I must return home at once.

Я должен немедленно вернуться домой.

You should be more attentive while crossing the street.

Тебе следует быть более внимательным при переходе улицы.

Составное именное сказуемое (compound nominal predicate) состоит из глагола-связки и именного члена (существительного, прилагательного и др.).He is very happy.

Он очень счастлив.

The weather became fine.

Погода стала хорошей.

Основными глаголами-связками в английском языке являют­ся следующие: to be (быть), to look (выглядеть), to become (становиться), to prove (оказаться), to feel (чувствовать), to remain (оставаться), to get (становиться), to seem (казаться), to grow (становиться).

 

ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫПРЕДЛОЖЕНИЯ

Второстепенные члены предложения (дополнение, определе­ние, обстоятельство) в английском предложении, подобно подле­жащему, могут быть выражены: (1) разными частями речи или (2) синтаксическими комплексами с неличными формами глагола.

ДОПОЛНЕНИЕ (Object)

Дополнение в английском предложении может быть выраже­но:

1. а) существительным

I saw a film yesterday. Вчера я смотрел фильм.

б) местоимением

I meet him very often. Я очень часто встречаю его.

в) числительным

I don't want to buy two notebooks. I need only one. Я не хочу покупать две тетради. Мне нужна только одна.

г) инфинитивом

We plan to go to the country on Sunday.

Мы собираемся поехать за город в воскресенье.

д) герундием

I like playing the piano.

Я люблю играть на пианино.

Многие глаголы, например to intend (намереваться), to like (нравиться), to prefer (предпочитать), to propose (предлагать) и др., могут иметь в качестве дополнения как герундий, так и инфинитив. После некоторых глаголов, однако, преимущественно употребля­ется инфинитив:

to agree (соглашаться) to mean (иметь в виду)to arrange (устраивать) to need (нуждаться в ч.-л.) to ask (просить) to offer (предлагать) to choose (выбирать) to plan (планировать) to decide (решать) to pretend (притворяться) to demand (требовать) to promise (обещать) to expect (ожидать) to refuse (отказывать)

to hesitate (колебаться) to threaten (угрожать)to hope (надеяться) to want (хотеть) to learn (учить) to wish (желать)

После некоторых глаголов употребляется только герундий:
to avoid (избегать) to imagine (представлять) to delay (откладывать) to mind (возражать) to deny (отрицать) to miss (пропустить) to dislike (не нравиться) to postpone (отложить) to enjoy (нравиться) to recommend (рекомендовать) to suggest (предложить)

2. а) синтаксическим комплексом с инфинитивом (см. с. 163)

Don't let him cross the street at the red light.

He позволяйте ему переходить улицу на красный свет.

We planned for us to meet after classes.

Мы планировали встретиться после уроков.

б) синтаксическим комплексом с герундием (см. с. 166)

I rely on your fulfilling your duty.

Я рассчитываю на то, что вы исполните ваши обязаннос­ти.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ (Attribute)

Определение в английском языке может быть выражено: 1. а) существительным в общем или притяжательном падеже

The garden wall was very high.=The wall of the garden was very

high.

Ограда сада была очень высокой.

The girl's story was very interesting.

Рассказ девочки был очень интересным.

б) прилагательным

She put on a new dress. Она надела новое платье.

He was a polite young man. (/. Sh.)

Он был вежливым молодым человеком.

в) местоимением

Her dress was very becoming.

Ее платье было очень красивым.

г) числительным

My first lesson today is mathematics. Мой первый урок сегодня - математика.

д) инфинитивом

These are books to read in summer.

Вот книги, которые надо прочитать летом.

There was no open country to be seen. (Br.)

Вокруг не было видно незастроенной территории.

е) герундием.

Everybody liked the idea of going on an excursion. Всем понравилась идея поехать на экскурсию.

ж) причастием

Come up to the boy sitting on the bench.

Подойди к мальчику, который сидит на скамейке.

2. а) синтаксическим комплексом с инфинитивом These are books for you to read in summer. Вот книш, которые тебе нужно прочитать летом.

б) синтаксическим комплексом с герундием I don't like the idea of your going there alone. Мне не нравится, что ты собираешься пойти туда один.

 

ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (Adverbial modifier)

Обстоятельство в английском языке может быть выражено:

1. а) существительным (обычно с предлогом In summer I stayed at Grandmother's. Летом я жил у бабушки.

б) числительным
Pushkin was born in 1799. Пушкин родился в 1799 году.

в) наречием

She learns very quickly.

Она учится очень быстро.

г) инфинитивом

I telephoned to ask you our home task. Я позвонил, чтобы спросить тебя о задании на дом.

д) герундием

Не shut the door before leaving the room. Он закрыл дверь, прежде чем выйти из комнаты.

е) причастием

Having finished his home task, he went out to play. Закончив домашнее задание, он пошел играть.

2. а) синтаксическим комплексом с инфинитивом: I opened the door for him to enter. Я открыл дверь, чтобы он вошел.

I sent a telegram for them to know of my arrival in advance.

Я послал телеграмму, чтобы они знали о моем приезде

заранее.

б) синтаксическим комплексом с герундием (см. с. 166)

I cannot write him a letter until your giving me his address.

Я не могу написать ему письмо, пока ты не дашь мне его

адрес.

в) синтаксическим комплексом с причастием

The bicycle being repaired, he went riding.

Так как велосипед был отремонтирован, он поехал

кататься.

 

Порядок слов в утвердительных, отрицательных, вопросительных предложениях.

При построении предложения на английском языке необходимо строго соблюдать порядок слов, т. е. порядок следова­ния членов предложения по отношению друг к другу.

Нужно помнить, что в утвердительном предложении:

а) подлежащее всегда стоит перед сказуемым;

б) сказуемое стоит после подлежащего и перед дополнением;

в) дополнение следует за сказуемым. Если есть два дополнения, прямое (direct object) и косвенное (indirect object), то косвенное дополнение стоит перед прямым;

г) определение без предлога всегда стоит перед определяемым словом;

д) обстоятельство обычно стоит в начале или конце предложе­ния.

Основная схема английского предложения:

1. Определение с предлогом стоит после определяемого слова. Сравните:

I like your dog. That dog of yours is very good.

Мне нравится твоя собака. Твоя собака очень хорошая.

"Your" - определение без предлога, стоит перед определяемым словом 'dog'.

'Of youns' - определение с предлогом, стоит после определяемого слова

'dog'.

"Do you know Raft [m:ft]?" - "I know of him," Sylvia said cautiously. "A very

good friend of mine," Carr said. (Grd.)

«Вы знаете Рафга?» - «Я слышала о нем», - сказала Сильвия осторожно.

«Он очень хороший мой приятель»,-сказал Карр.

2. Косвенное дополнение без предлога стоит перед прямым дополнением,
но косвенное дополнение с предлогом (indirect prepositional object) - после
прямого.

Peter wrote them a letter.

Петя написал им письмо.

Them' - косвенное дополнение без предлога, стоит перед прямым -

'a letter’.

Peter wrote a letter to them. Петя написал им письмо. 'То them' - косвенное дополнение с предлогом, стоит после прямого.

Не showed his friend a new watch.

Он показал своему другу новые часы.

Не showed the new watch to his friend who was interested in such things.

Он показал новые часы своему другу, которого интересовали такие вещи.

3. Косвенное дополнение после глаголов to explain (объяснять), to announce (объявлять), to introduce (представлять), to repeat (повторять), to dictate (диктовать), to suggest (предлагать) и некоторых других всегда употребляет­ся с предлогом to, независимо от места в предложении.

Не explained a rule to me.

Он объяснил мне правило.

Не explained to me a rule which I did not understand.

Он объяснил мне правило, которое я не понимал.

Если подлежащее стоит перед сказуемым, порядок слов назы­вается прямым. Если сказуемое или его часть стоят перед подле­жащим, порядок слов называется обратным, или «инверсией».

Инверсия употребляется в основном при построении вопросительного предложения

Инверсия иногда может употребляться и для того, чтобы
сделать предложение более выразительным, эмоциональным.
В этом случае предложения обычно начинаются со слов:
never (никогда) not once (не раз)

little (мало же) here (здесь)

there (там) now (теперь)

then (тогда) so (так) + прилагательное

или наречие и т. д.

Never before have I seen such mountains! Никогда раньше я не видел таких гор! Little did he know her! Мало же он ее знал!

So great was her happiness that she did not say a word. Так велико было ее счастье, что она не произнесла ни слова. Never had I seen a face so happy, sweet and radiant. (Gls.) Никогда не видел я лица столь счастливого, милого и радо­стного.


 

ТИПЫВОПРОСИТЕЛЬНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В английском языке есть четыре основных типа вопроситель­ных предложений:

1)общие вопросы (general questions);

2)специальные вопросы (special questions);

3)альтернативные вопросы (alternative questions);

4)разделительные вопросы (disjunctive questions).

Общий вопрос задается тогда, когда мы хотим спросить, происходит, происходило или произойдет ли событие, выражен­ное сказуемым вопросительного предложения.

Основная схема предложения, содержащего общий вопрос:

1 2 3

Вспомогательный Подлежащее Смысловой

глагол глагол

12 3

Does Peter read English books?

Читает ли Петя книги на английском языке?

1 2 3

Модальный Подлежащее Смысловой

глагол глагол

1 2 3

Can Peter read English books? Умеет ли Петя читать книги на английском языке?

1 2 3

Глагол-связка Подлежащее Основная часть

сказуемого (предикатив)

1 2 3

Is Peter a good pupil?

Петя хороший ученик?

Если сказуемое выражено глаголами to be или to have, которые этом предложении являются смысловыми глаголами (to be -быть», to have - «иметь»), то вопросительное предложение строится без вспомогательного глагола по схеме:

1 2

Глаголы to be, + Подлежащее

to have

1 2

Had he a book? У него была книга? (Он имел книгу?)

1 2

Was Peter at home?

Петя был дома?

На обшмй вопрос отвечают утвердительно или отрицательно. Ответ начинается со слов Yes (да) или No (нет). Дальше повторяется подлежащее и вспомогательный (модальный, связочный) глагол вопросительного предложения. Если сказуемое вопросительного предложения выражено глаголами to be или to have, в ответе повторяются эти глаголы.

- Is he reading? - Yes, he is. (No, he is not.)

- Он читает? - Да. (Нет)

- Has he a book? - Yes, he has. (No, he has not.)

(или: Does he have a book? - Yes, he does. (No, he does not.) У него есть книга? - Да. (Нет.) "Did you find the photograph?" - "No, I didn't." (Hp.) «Ты нашел фотографию?» - «Нет».

Специальный вопрос задается тогда, когда мы хотим узнать, кто совершает действие, где, когда, почему, при каких обстоятельствах оно происходит.

Специальный вопрос всегда начинается со специального вопросительного слова:

who (кто) where (где)

whom (кого) why (почему)

what (что) how long (как долго)

which (который) how many (сколько)

whose (чей) how much (сколько)

when (когда)

Во всех случаях, кроме тех, когда вопрос задается к подлежа­щему (или определению к подлежащему), в специальных вопросах употребляется обратный порядок слов – инверсия. Основные схемы специального вопроса:

1) вопрос относится не к подлежащему:

1 2 3 4

Вопросительное Вспомогательный Подлежащее Смысловой

слово глагол глагол

 

 

1234 Where does Peter live?

Где живет Петя?

1 2 3 4

Вопросительное Модальный Подлежащее Смысловой

слово глагол глагол

1234 What can Peter do?

Что Петя умеет делать?

1 2 3

Вопросительное Глаголы to be, to have Подлежащее

слово как смысловые глаголы

1 2 3

Where is Peter?

Где Петя?

2) вопрос относится (а) к подлежащему или (б) определению
к подлежащему. У этих специальных вопросов прямой порядок слов:


1 2

Вопросительное + Сказуемое

слово

Who is reading a book? Кто читает книгу?

(б)

1 2 3

Вопросительное Подлежащее Сказуемое

слово

Whose book is lying on the table?

Чья книга на столе?

На специальный вопрос отвечают обычно развернутым предложением, в соответствии с тем, о чем именно спрашивается в вопросе, или кратко.

- Who is reading a book? - Peter is reading a book. (Peter is})
Кто читает книгу? - Книгу читает Петя. (Петя)

- Where is the book? - The book is on the table.
Где книга? - Книга на столе.

Альтернативный вопрос задается тогда, когда отвечающий должен сделать выбор между двумя возможностями. Альтернатив­ный вопрос состоит как бы из двух общих вопросов, соединенных союзом ог (или).

Основная схема альтернативного вопроса:

 

1 2 3

I общий Союз or II общий

вопрос вопрос

Is it a book or is it a copybook?

Это книга или тетрадь?

Will he come today or will he come tomorrow? Он придет сегодня или он придет завтра?

Можно упростить альтернативный вопрос, сократив его вторую часть:

Is it a book or a copybook?

Will he come today or tomorrow?

На альтернативный вопрос отвечают развернутым предложе­нием, повторяя первую или вторую часть вопроса без инверсии.

- Is it a book or a copybook? - It is a book (It is a copybook.)

Это книга или тетрадь? - Это книга. (Это тетрадь.)

Разделительный вопрос употребляется тогда, когда мы хотим получить подтверждение слушающего, согласен ли он с тем заявлением, которое мы сейчас сделали.

Основная схема разделительного вопроса:

1 2

Предложение, Краткий

содержащее вопрос

заявление общего типа

Не is reading, isn't he?

Он читает, не так ли?

В кратком вопросе повторяется вспомогательный, модальный или связочный глагол предложения, содержащего заявление. Если сказуемое предложения, содержащего заявление, выражено глаголами to be или to have, то повторяются эти глаголы.

He is reading, isn't he?

Он читает, не так ли? (Повторяется вспомогательный глагол.)

Не can read, can't he?

Он умеет читать, не так ли? (Повторяется модальный глагол.)

Не is a good pupil, isn't he?

Он хороший ученик, не так ли? (Повторяется связочный глагол.)

Не has a book, hasn't he?

У него есть книга, не так ли? (Повторяется глагол to have, употребленный как смысловой глагол.)

Если глагол в предложении, содержащем заявление, стоит в утвердительной форме, в кратком вопросе глагол стоит в отрица­тельной форме; если глагол в предложении, содержащем заявле­ние, стоит в отрицательной форме, глагол в кратком вопросе стоит в утвердительной форме.

Не is there, isn't he? Он там, не так ли?

Не isn't there, is he? Он не там, не так ли?

The band is very good, isn't it? Оркестр очень хороший, не правда ли?

It isn't very warm here, is it? Здесь не очень-то тепло, правда?

На разделительный вопрос нужно отвечать кратко, утверди­тельно или отрицательно, как и на общий вопрос. Не is there, isn't he? - Yes, he is. (No, he is not.) - Он там, не так ли? - Да. (Нет.)

Не isn't there, is he? - No, he isn't. (Yes, he is.)

Его там нет, не так ли? - Да (его там нет). (Нет, он там.)

 

Отрицательное предложение образуется с помощью отрицательной частицы not после вспомогательного глагола, и имеет почти такой же порядок слов, как и утвердительное предложение.

 

1 2 3 4 5 6

Подлежащее Вспом. Отриц. Смысл. Дополн. Обст-во

глагол глагол

 

They have not seen the film yet.

Они ещё не видели этот фильм.

В отличие от русского языка, где в предложении может быть несколько отрицаний, в английском может быть только одно.

Nobody ever told me anything about it.

Мне никто никогда ничего об этом не говорил.

Отрицание могут также выражать отрицательные местоимения (no, neither, none…), наречия (never, hardly…), союз neither… nor (ни…ни).

He never reads anything. — Он ничего никогда не читает.

We had neither food nor food for three days. — У нас не было ни еды, ни питья в течении трёх дней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: