I. По качественным параметрам.




Практическое занятие «Изучение эмоциональной сферы личности»

Цели: стабилизация психоэмоционального состояния, интеграция знаний учеников о человеческих эмоциях и повышение их эмоциональной компетентности.

Задачи:

· дать определение понятия «эмоция»;

· ознакомиться с общими вехами в «истории развития» человеческих эмоций;

· изучить основные функции эмоций;

· ознакомиться с основными классификациями эмоций;

· научиться «разграничивать» эмоции, понимать градацию эмоциональных состояний в ходе практического занятия (практикума).


Ход занятия

Здравствуйте, сегодня мы с вами поговорим о человеческих эмоциях. Наверняка вам кажется, что вы уже все знаете об эмоциях, но я сегодня предлагаю вам краткий практикум с новой интересной информацией о человеческих эмоциях.

Эмоции, в строгом значении слова - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Поэтому понятие эмоция уже, чем понятие чувство. В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий.

Функции эмоций: являясь субъективной формой выражения потребностей, эмоции предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Эмоциональная жизнь человека наполнена многообразным содержанием. Эмоции выражают оценочное отношение к отдельным условиям, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности, например, страх, гнев, к конкретным достижениям в ней радость, огорчение, к сложившимся или возможным ситуациям и т.п. Отношение к отражаемым явлениям как главное свойство эмоций представлено в их качественных характеристиках. К ним относятся знак: положительный, отрицательный и модальность: удивление, радость, отвращение, негодование, тревога, печаль и т.д. В динамике протекания самих эмоций длительность, интенсивность и др. и их внешнего выражения эмоциональной экспрессии в мимике, речи, пантомимике.

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Часть эмоционально-экспрессивных выражений является врожденной, некоторые, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечетливают в памяти. Например, эмоция «успех-неуспех» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности.

Мобилизирующая (побудительная) функция. То есть прямое побуждение к действию, определенные эмоции побуждают человека совершать то или иное действие (поступок), добиваться того или иного предмета с той целью, чтобы испытать те яркие эмоции, которые «запускает» это действие.

Функция «запуск стереотипных реакций». Как правило, срабатывает в критических (экстренных ситуация), когда нет времени на размышление (например, эмоция страх побуждает бегство (спасение) и т.д.). Дополнительные функции эмоций: отражательная (определении пользы и вреда события), регулятивная (снятие избытка эмоционального напряжения), переключательная (переоценка мотивов).

Классификация эмоций.

I. По качественным параметрам.

1. По знаку (положительные и отрицательные).

2. По влиянию на деятельность человека (стенические и астенические).

Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. Под влияние таких эмоций индивиду становится трудно промолчать, остаться бездействующим, проявляется готовность горы свернуть. И наоборот, иногда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность тогда идет речь об астенических эмоциях.

3. По рангу, по сложности/простоте (высшие и низшие).

Высшие (сложные) эмоции возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Они появились в результате общественной (трудовой) деятельности. Например, эмоции нравственные (моральные) (чувства симпатии/антипатии, сочувствие, чувство долга), интеллектуальные (понимание), эстетические (проявляются при реакции на прекрасное).

Низшие (простые) эмоции вытекают из органических потребностей (неудовольствие от употребления горького продукта, раздражение от резких звуков и т.д.)

II. По силе длительности:

1. Настроение.

2. Страсть.

3. Аффект (физиологический).

 

Задание 1 «Шкала эмоций».(Приложение №1)

Инструкция к первому этапу: Ваша задача разделить по группам все эмоции так, чтобы в группе были соответствующие состояния по шкале эмоций и сама эмоция.
Инструкция ко второму этапу: распределить в порядке возрастания эмоциональные состояния.

 

Задание 2 «О себе и других».(Приложение №2)

Инструкция: распределить все предложенные эмоции на две группы: «Эмоция о себе», «Эмоция о ближнем».

 

 

Список литературы:

1. Изард, К.Э. Психология эмоций / пер. с англ., - Спб. – 2009. – 464 с.

Приложение 1

Шкала эмоциональных проявлений Эмоция
Внимательный Концентрированный Собранный Интерес
Наслаждающийся Счастливый Радостный Радость
Удивленный Изумленный Пораженный Удивление
Унылый Печальный Сломленный Горе
Возбужденный Гневный Безумный Гнев
Чувствующий неприязнь Чувствующий отвращение Чувствующий омерзение Отвращение
Презрительный Пренебрегающий Надменный Презрение
Пугающий Страшный Сеющий панику Страх
Застенчивый Робкий Стыдливый Стыд
Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся Вина

 

Приложение 2

Доверие Страх Брезгливость
Жалость Любовь Радость
Скука Досада Печаль
Гнев Грусть Ярость

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: