Международное сообщество, хотя, с точки зрения уровня развития экономики, и не является однородным, все же в целом понимает необходимость унификации правового регулирования инвестиционных процессов. С этой целью и формируются международно-правовые механизмы, имеющие задачу согласования различных интересов. При помощи этих механизмов упорядочиваются волеизъявления, с одной стороны, инвесторов, а с другой — принимающих государств (государств-реципиентов) в процессе инвестирования. Данный процесс имеет непростой характер, поскольку ему противостоит стремление государств, опираясь на собственный суверенитет, обеспечить наиболее благоприятный режим собственным интересам; с другой стороны, экономическая мощь инвесторов в некоторых случаях выступает явной угрозой интересам суверенных государств, стимулирующих инвестирование в собственную экономику. Общая тенденция инвестиционных процессов в мире заключается в том, что принимающие государства (государства-реципиенты), будучи развивающимися или странами с переходной экономикой, противостоят мощным иностранным инвесторам, которые хотя и стимулируют экономику принимающих государств, но гипотетически, в силу своей мощи, таят угрозу экономическому суверенитету этих государств. Баланс разнонаправленных интересов и формирует правовую основу инвестиционных процессов, а также международный публичный порядок в этой области международных экономических отношений.
Таким образом, международный правопорядок в сфере инвестирования построен на принципе самоограничения государств, которые принимают правовые акты как международного, так и внутреннего характера.
В том случае, если соглашение об инвестициях заключается между государствами, то оно имеет нормативно-правовое значение, поскольку определяет условия, при которых конкретные инвесторы могут вкладывать свои средства в деятельность на территории другого государства. Подобного рода соглашения, как правило, предусматривают обязанность сторон обеспечивать равноправный режим деятельности инвесторов, юридические механизмы защиты прав лиц, осуществляющих капиталовложения, условия, позволяющие избегать двойного налогообложения инвесторов, гарантии защиты собственности инвесторов и пр. Межгосударственные инвестиционные соглашения определяют режим капиталовложений, осуществляемых инвесторами. В настоящее время наиболее распространены следующие модели инвестиционных режимов — режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим.
Режим недискриминации иностранных инвесторов суть проявление более широкого института международного права — принципа недискриминации. Существо режима недискриминации в области торгово-экономических отношений в том, что соответствующая правовая система фиксирует, что не должна допускаться дискриминация иностранных инвесторов по причине принадлежности данного государства к той или иной общественно-политической системе или на основании иного отличительного признака1.
Особенностью национального режима иностранных инвестиций является то обстоятельство, что лица, осуществляющие инвестиции на территории другого государства, обладают такими же правами, как и собственные субъекты этого государства. Установление национального режима для иностранных инвесторов не является препятствием к тому, чтобы государство устанавливало определенные ограничения для иностранцев в целях обеспечения экономического суверенитета, национальной безопасности, общественного порядка, а также реализации права государственной монополии на ряд видов деятельности. Все ограничения для иностранных инвесторов должны быть определены законодательно, с тем чтобы заинтересованное лицо знало о правовом режиме инвестирования в той или иной сфере.
Суть режим наибольшего благоприятствования иностранных инвестиций в том, что иностранные инвесторы при осуществлении деятельности на территории другого государства получают такие же права, как и все остальные иностранные инвесторы. Режим наибольшего благоприятствования стал основой для регулирования взаимоотношений между государствами - членами Всемирной торговой организации, что нашло свое нормативное закрепление в Генеральном соглашении по тарифам и торговле.
Преференциальный режим устанавливается с целью предоставления определенным категориям иностранных инвесторов определенных льгот и преимуществ (преференций) в той или иной области инвестирования. К примеру, тарифные преференции установлены для стран Содружества Независимых Государств, участвующих в Договоре о таможенном союзе и едином экономическом пространстве (Москва, 26 февраля 1999 г.) и в Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.). В некоторых случаях установление преференциального режима означает преимущественное положение иностранных инвесторов в сравнении с правовым статусом «внутренних» инвесторов, что отражает особую заинтересованность государства в привлечении иностранных инвестиций. Однако указанный режим сравнительно редко встречается в регулировании международного инвестирования.
Литература:
1. Международное коммерческое право. Под ред. В.Ф. Попондопуло. М, 1013.